Процесс обучения учащихся в школе протекает при участии учителя. Назначение его деятельности состоит в создании социальной среды для активной и сознательной познавательной деятельности учащихся. Учитель как социальный организатор учебной деятельности школьников в процессе “присвоения” (А.Н.Леонтьев) учащимися знаний, в движении к ним находится не впереди, а позади детей (Л.С.Выготский).
Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.
В течение пяти лет на уровне области (приказ комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области №35 от 11.03.2008г) проводилась опытно-экспериментальная работа по теме “Экспериментальное моделирование управления процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития”, научный руководитель И. Я. Каплунович, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Новгородского филиала СПб ФИНЭК.
Пятилетний эксперимент проводился на базе МАОУООШ “Гимназия Квант” г. Великий Новгород силами 19 педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, из них 4 педагога начальных классов, 8– гуманитарного цикла и 7 естественно-научного. Среди участников ОЭР – 78,9% учителя высшей категории, 31,6% – принимали участие в предыдущем областном эксперименте, 47,4% – прошли курсовую переподготовку по системам развивающего обучения, 36,8% – окончили курсы “Педагог-исследователь”.
В экспериментальной апробации участвовало одиннадцать классов, в каждом из них несколько педагогов одновременно проводили исследование каузально-генетическим методом, поэтому не было контрольных классов. Все классы были только экспериментальными. Обучение в них велось в соответствии с действующими программами, что не повлекло за собой никаких изменений в расписании и временных рамках урока.
Мы обозначили цель исследования: разработать психолого-педагогическую модель управления процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития. Объект ОЭР: управление процессом обучения школьников гимназии в зоне ближайшего развития, а её предмет – психолого-педагогическая модель содержания технологии обучения школьников в зоне ближайшего развития.
Гипотетически мы предположили, что совокупность следующих мер:
- погружение самих педагогов ОУ в экспериментальную ситуацию адекватную процессу обучения в рамках этой технологии;
- организация совместной деятельности педагогического коллектива по разработке методического обеспечения ОЭР;
- создание и работа в творческих лабораториях, объединяющих педагогов, работающих не только в параллельных и “вертикальных” группах учащихся, но и с одним и с разными типами мышления;
- постоянный лонгитюдный административный и психолого-педагогический контроль;
- стимулирование (моральное и материальное) творчества педагогов, оцениваемое качеством апробированных инновационных методик
обеспечит не декларацию, а конкретное качественное изменение как содержания профессиональной деятельности педагогов, так и учебного процесса в целом.
А реализация педагогической технологии адаптивного обучения путем активного использования методики “Ключевое слово” обеспечит построение учебного процесса в зоне ближайшего развития учащихся и окажет существенное качественное повышение интеллектуального развития детей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1) Определить успешность адаптации учителей к проблеме ОЭР, ее реализации.
2) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме ОЭР, определить функции и рассмотреть структуру процесса обучения в зоне ближайшего развития.
3) Проанализировать структуру и уровни интеллектуального развития учащихся и выявить зависимость зоны ближайшего развития от индивидуальных особенностей мышления.
4) Разработать единые принципы и организационно-педагогические условия проведения педагогами уроков, содержание технологии обучения школьников в зоне ближайшего развития.
5) Разработать критерии и показатели измерения ЗБР.
6) Экспериментально проверить разработанную теоретическую модель управления процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития.
7) Разработать методические рекомендации по практической реализации изменения содержания профессиональной деятельности педагогов и учебного процесса в целом в соответствии с темой ОЭР.
В ходе экспериментальной верификации была подтверждена наша гипотеза. Оказалось, что эмпирическая (опытная, практическая) реализация сформулированных ранее предположений обеспечивает достижения поставленной в ОЭР цели. Она достигается посредством:
- погружения самих педагогов ОУ в экспериментальную ситуацию адекватную процессу обучения в рамках этой технологии. Это достигалось тем, что всё обучение педагогов (методические семинары, обучающие семинары по теме ОЭР, тренинги, педсоветы, родительские собрания) проводились по данной технологии посредством использования методики “ключевого слова”;
- организации совместной деятельности педагогического коллектива по разработке методического обеспечения ОЭР. В этих целях управление процессом обучения: планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов ОЭР осуществлялось в формате коллективно-распределенной деятельности (по терминологии В.В.Рубцова);
- в творческие лаборатории включали педагогов, работающих не только в параллельных и “вертикальных” группах учащихся, но и с одним и с разными типами мышления (“топологическим”, “проективным”, “порядковым”, “алгебраическим”, ”метрическим”);
- администрацией гимназии, руководителями ОЭР и научным руководителем постоянно осуществлялся лонгитюдный административный и психолого-педагогический контроль;
- использовались не только моральная, но и материальная, внешняя и внутренняя мотивация творчества педагогов, оцениваемая качеством апробированных инновационных методик. Так наряду с доплатами за ОЭР, премиями участники стимулировались и нематериальными поощрениями: за период эксперимента педагоги-экспериментаторы получили 65 наград разного достоинства.
- наконец, в качестве общего итога было зафиксировано не декларативное, а конкретное качественное изменение содержания профессиональной деятельности педагогов и учебного процесса в целом. Педагоги фактически свели к минимуму традиционные формы обучения. Преобладающим стало проведение уроков в соответствии с апробированной моделью управления процессом обучения школьников:
а) посредством организации на нем исследовательской деятельности детей.
б) педагог стал занимать позицию “социального организатора” познавательной деятельности учащихся, а не поводыря или рикши (по терминологии Л.С.Выготского).
в) за исключением обозначения новых понятий терминами учитель при организации познавательной деятельности детей ничего не говорил повествовательно. Все его обращения к школьникам формулировались лишь в вопросительной форме.
г) вопросы учащимся перестали планироваться заранее;
д) формулировались вопросы не интуитивно и, тем более, не произвольно, не спонтанно, а по строгому алгоритму, в соответствии с методикой “ключевого слова”.
В ходе ОЭР была апробирована кибернетическая модель управления процессом обучения школьников в ЗБР, предложенная И.Я.Каплуновичем, верифицирован её психолого-педагогический аналог. Уточнено содержание понятия “управление процессом обучения школьников”, под которым подразумевается создание педагогом проблемной ситуации и мобилизация учащихся на отыскание путей выхода из нее, что предусматривает постановку вопросов особым образом через методику “ключевое слово”; уточнено содержание понятия “адаптация”, в переводе с латинского (adaptatio) буквально – “приспособление”. В нашем понимании оно воспринимается как принятие другого (ученика) таким, каков он есть.
В графическом виде психолого-педагогическую модель управления процессом адаптивного обучения, которой пользовались педагоги, мы представляем так: (рис. 1)
Трёхмерная психолого-педагогическая модель управления процессом адаптивного обучения включает ещё одну ось: ось аппликат, в ней 6 страт (по В. Сластенину): планирование, организация, регулирование (стимулирование), контроль, оценка и анализ результатов. При этом каждый страт уровня развития (УАР, ЗВР, ЗАО, ЗТС) планируется, организуется, регулируется, контролируется, оценивается и анализируется в течение всего периода обучения.
На вербальном (словесном) уровне наша модель управления процессом адаптивного обучения школьников в ЗБР представляет собой поэтапную матрицу по 20 показателям для каждого страта, в которой зафиксированы действия и критерии. Каждый из показателей планировался, организовывался, регулировался, контролировался, оценивался и анализировался учителем.
Осуществляя (по этим этапам и критериям) управление процессом адаптивного обучения школьников в ЗБР, педагоги пришли к выводу, что в процессе обучения школьников нужно сводить к минимуму проведение учебных занятий и их конструирование на уровне актуального развития. Урок следует строить в зоне ближайшего развития во всех её стратах: вариативного развития, активного обучения и творческой самостоятельности, что обеспечит возможность создавать в процессе обучения ситуации, когда педагог не ведет за собой детей, идет не впереди, а следует за ними, находится сзади. Этому способствует применение методики “ключевое слово”. Урок, построенный по описываемой технологии, позволяет детям “ответить на поставленный вопрос”, “научиться выполнять это действие”. Они начинают размышлять, самостоятельно находить решение учебной задачи, осознавать смысл собственных действий, чувствовать интеллектуальное продвижение к познанию и более прочным знаниям.
Педагогами и родителями зафиксированы позитивные изменения в процессе обучения школьников. Так родители выпускников МАОУООШ “Гимназия “Квант” считают критерием успешности своих детей качество полученного образования посредством адаптивного обучения в ЗБР. Анализ качества знаний за пять лет показывает их стабильность, высокие результаты на экзаменах и независимых тестированиях подтверждают успешность гимназистов в обучении.
Анализ результатов итогового независимого психологического исследования степени эффективности реализации ОЭР по критерию “эффективное развитие интеллектуальных способностей учащихся” показал, что наблюдается положительная динамика в развитии большинства показателей, характеризующих интеллектуальное развитие учащихся. Это позволило сделать вывод о том, что процесс обучения школьников в зоне ближайшего развития является одним из условий гармоничного и эффективного интеллектуального развития учащихся.
Диагностика умения учиться, проводимая в 6-х и 7-х классах, участвующих в эксперименте с самого начала, показала положительную динамику по уровню самоорганизации, самооценки, умению работать с учебным материалом.
Эффективность экспериментальной технологии оценивали посредством определения среднего значения зоны ближайшего развития педагогов и учащихся по классам и по годам участия в ОЭР. Динамика показывает переход по стратам ЗБР и прирост с одного уровня на другой. Перевод учащихся с уровня актуального развития в зону творческой самостоятельности помогает им быть личностно значимыми и достигать особых успехов, при этом отмечаем возросшую активность участия в состязаниях. Об интеллектуальных достижениях гимназистов как результате адаптивного обучения в ЗБР свидетельствуют многочисленные призовые места в предметных олимпиадах и конкурсах, первые места за научно-исследовательские работы на разных уровнях.
Кроме того, проводимая работа по теме эксперимента, во-первых, позволила педагогическому коллективу вести целенаправленную работу над повышением своей квалификации и уровнем профессионализма, и, во-вторых, способствовала переводу методической работы в научно-методическую. По теме эксперимента педагогами гимназии взаимопосещено 70 уроков, для участников ОЭР проведено свыше 20 консультаций и более 15 занятий научно – практического семинара (рук. И.Я.Каплунович). Отмечена результативность освоения педагогами технологии адаптивного обучения в ЗБР, при этом её быстрее осваивают молодые специалисты и временной промежуток вхождения в ОЭР у них короче.
Качественно изменилось содержания профессиональной деятельности педагогов – участников ОЭР, учебный процесс содержательно стал иным, произошло смещение акцентов: с уровня актуального развития, на зону ближайшего развития, стали учить детей, проводя уроки в ЗБР. Педагоги гимназии при проведении уроков применяют теоретические знания, полученные на ежемесячных семинарах, методика “ключевого слова” активно используется ими на различных этапах урока.
Основные положения исследования по теме ОЭР докладывались и обсуждались на конференциях и семинарах. Организовано и проведено на базе гимназии 5 мастер-классов, 3 тематических круглых стола, 5 межрегиональных научно-практических семинаров и 1 конференция, для их участников дано 46 уроков, 43 выступления и доклада, просмотрено и проанализировано 3 видеозаписи уроков.
Педагоги также транслировали свой опыт работы по теме ОЭР на разных уровнях через выступления на семинарах, курсах, научно-практических конференциях, Всероссийском съезде учителей математики, перед студентами НовГу. Так только за 2011-2012 учебный год 14 педагогов представляли свой позитивный опыт в рамках городских методических событий, 6 педагогов в рамках деятельности городских групп по разработке КИМов, 17 педагогических и руководящих работников гимназии оказывают профессиональную помощь и поддержку в деятельности профессиональных объединений педагогов города. В активе участников за период ОЭР около 50 публикаций, выпущен научно-методический сборник “Путь к успеху”.
Заметен профессиональный рост, что отражает аттестация педагогических кадров: педагоги либо повысили квалификационную категорию, либо подтвердили высшую. Все участники эксперимента за период ОЭР многократно прошли курсы повышения квалификации (115 за 5 лет, в том числе через ОАОУДПОС “НИРО” – 81), 25 учителей получили сертификаты “Учитель цифрового века” за применение в работе информационных технологий, 100% руководителей гимназии прошли переподготовку по программе “Образовательный менеджмент”. Об активной педагогической позиции и личностном развитии педагогов свидетельствует и тот факт, что за период эксперимента педагоги-экспериментаторы получили 65 наград разного достоинства.
Возможно ли изменение образовательной ситуации в других школах? По нашему мнению, да. Важно, чтобы было желание изменить эту самую существующую ситуацию и чтобы этим занимались все члены педагогического коллектива. Тогда учитель сможет активнее влиять на ход учебного процесса, успешнее осуществлять индивидуальный подход в обучении, а процесс обучения будет не только управляем, но и приносить радость и удовольствие всем участникам образовательного процесса.