В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Отмечая связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики, нельзя не обратить внимание на новое направление работы – биоэнергопластику.
Биоэнергопластика – это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.
Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Ведущая педагогическая идея данного вида деятельности является: способствовать развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса у детей с ОНР посредством использования биоэнергопластики.
Актуальность использования биоэнергопластики в работе с дошкольниками-логопатами состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование биоэнергопластики вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование биоэнергопластики облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, развивает моторику.
В практике работы нам удалось совместить биоэнергопластику с таким интересным направлением работы, как сказкотерапия. Сказкотерапия – означает “лечение сказкой”. Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Элементы коррекционной работы включенные в сказочный сюжет, способствуют развитию неречевых процессов, а именно: внимания, памяти, слухового, зрительного, тактильного восприятия; развитию движений, а также корректируют речевые нарушения.
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.
Возникает ряд методических требований:
- Упражнения выполняются перед зеркалом.
- Овладение данными упражнениями происходит поэтапно:
- на первом этапе дети разучивают артикуляционные упражнения. Вспоминают старые или знакомятся с новыми, в зависимости от конкретной сказки.
- на втором этапе разучивают движения рук.
- на третьем этапе происходит слияние артикуляционных движений с движениями рук. Он является более трудоемким, чем первые два, и требует от детей сосредоточенности и внимания.
Рассмотрим применение синтеза биоэнергопластики и сказкотерапии на примере сказки “Колобок”:
Слова сказки |
Артикуляционные движения |
Движения рук |
На заборе петушок, Под забором кошка, Предлагают малышам Поиграть немножко. |
“Заборчик”. | Пальцы прямые, отдельно друг от друга, повернуты наверх. |
Та игра проста, легка… Поиграем в Колобка! |
Надуть щеки. | Сплести пальцы между собой, сделать объемный шарик. |
Жили были дед да баба, Жили-были, не тужили, |
Втянуть губы, открыть широко глаза. | Один кулачок присоединить к другому. |
И на радость, для потехи, Колобка испечь решили! |
Надуть щеки. | Сплести пальцы между собой, сделать объемный шарик. |
Баба долго тесто месит, Колобок два пуда весит! |
Пожевываем язык. | Имитация замешивания теста. |
Рот широкий получился, Улыбаться научился. |
Улыбка. | Пальцы сплетены между собой, ладони вниз, выгибаем их наружу. |
А открыл пошире глазки, Стал героем русской сказки. |
“Окошко” | Большие пальцы соединены с указательными, остальные – друг с другом. Прижимаем к глазам. |
Но как только пообедал, Убежал от бабки с дедом! |
Открывать и закрывать рот. | Подносить ко рту согнутые ладошки по очереди. |
Покатился, как клубок, И никто догнать не мог! |
Язык выполняет круговые движения вправо. | Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения вправо. |
Вдруг он видит: под кустом Кто-то серенький с хвостом. Не девчонка, не мальчишка, То был заинька – трусишка. |
Показать верхние зубы. | Указательный и средний пальцы отдельно, остальные вместе прижимаются к ладони. |
И жует он самый вкусный, Сочный, мягкий лист капустный. |
“Блинчик” – капустный лист. | Показать расслабленные ладони. |
Только вот в секунды эти Был листок капустный съеден. |
Закрыть рот, “лист” исчезает внутри. | Ладошки сжимаются в кулачки. |
– Ты румяный, съем тебя! – Зайка молвит не шутя. |
Широко открывать и закрывать рот. | Кисти рук соединены, пальцы раздвинуты, имитировать движения челюсти. |
Колобок же засмеялся, Закружился, заигрался, |
Улыбка. | Пальцы сплетены между собой, ладони вниз, выгибаем их наружу |
Зайке показал язык, Он стесняться не привык! |
Показать язык. | Соединить руки, показать ладони. |
С Зайкой он не попрощался, Дальше по лесу помчался. |
Язык выполняет круговые движения влево. | Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения влево. |
Видит: на дорожке Мишка – кривоножка. |
Щеки надуть, губы вытянуть. | Большой палец накладывается на соединенные средний и безымянный. Указательный и мизинец согнуты. |
У него в лукошке Ягодок немножко. |
“Чашечка” | Ладони соединены со стороны мизинца, выгнуты внутрь, изображают лукошко. |
Увидал его медведь И давай вовсю реветь: |
Широко открыть рот. | Большой палец отдельно, четыре вместе. Соединять большой с остальными. |
– Ягод как и не бывало! Чтоб лукошко пустовало!? Не бывать тому, малец! Твоей сказочке конец! |
Широко открывать и закрывать рот. | Кисти рук соединены, пальцы раздвинуты, имитировать движения челюсти. |
Но наш маленький дружок Покатился на лужок. Даже не взглянул на Мишку, Не удержишь торопышку! |
Ладони вместе, выполнять круговые движения вправо. | Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения вправо. |
Вдруг меж двух мохнатых елей Увидал наш друг качели! |
“Качели” | Ладони, пальцами вниз поставить на стол. Большие пальцы соединить и раскачивать. |
Колобок пока катался, Волосатый волк подкрался! |
“Оскал” | Большой палец соединить со средним и безымянным в щепотку, указательный и мизинец немного согнуты. |
Дожевал он что-то быстро, Улыбнулся вдруг лучисто… |
Пожевывание, Улыбка. |
Сжимать и разжимать кулачки. Пальцы сплетены между собой, ладони вниз, выгибаем их наружу. |
– Это, друг, мои качели! Тут от ели и до ели все мое! А ты давай, прыгай в рот, И не зевай!!! |
Широко открывать и закрывать рот. | Кисти рук соединены, пальцы раздвинуты, имитировать движения челюсти. |
Наш дружок не испугался, Только больше раскачался: Не боится он волков, Спрыгнул, да и был таков! |
Язык выполняет круговые движения влево. | Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения влево. |
Повстречал потом в лесу Ярко-рыжую лису. |
Губы вытянуть, щеки втянуть. | Большой палец соединить со средним и безымянным в щепотку, указательный и мизинец выпрямлены. |
Ну а рыжая плутовка К колобку подходит ловко: |
“Часики” | Пальчиками “шагать” по столу. |
– Кто такой красивый, вкусный, Почему-то очень грустный? |
Губы выгибаем в обратную от улыбки сторону. | Пальцы сплетены вместе, ладони поворачиваем вниз и выгибаем. |
Отвечает Колобок: – Просто путь мой был далек, И по бабе и по деду Я скучаю аж с обеда!!! |
Втянуть губы, открыть широко глаза –
дед, Сощурить глаза – бабка. |
Один кулачок присоединить к другому. |
Помогла ему Лиса. Прямо к дому отнесла. |
“Лошадка” | Кулачок вложить в ладошку. |
Слишком долго Колобок По лесу катался, Увидал он деда с бабой Быстро к ним помчался! |
Язык выполняет круговые движения вправо. | Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения вправо. |
Литература:
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно– голосовые упражнения. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2001.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.