Синтез биоэнергопластики и сказкотерапии

Разделы: Логопедия


В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Отмечая связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики, нельзя не обратить внимание на новое направление работы – биоэнергопластику.

Биоэнергопластика – это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.

Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Ведущая педагогическая идея данного вида деятельности является: способствовать развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса у детей с ОНР посредством использования биоэнергопластики.

Актуальность использования биоэнергопластики в работе с дошкольниками-логопатами состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование биоэнергопластики вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование биоэнергопластики облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, развивает моторику.

В практике работы нам удалось совместить биоэнергопластику с таким интересным направлением работы, как сказкотерапия. Сказкотерапия – означает “лечение сказкой”. Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Элементы коррекционной работы включенные в сказочный сюжет, способствуют развитию неречевых процессов, а именно: внимания, памяти, слухового, зрительного, тактильного восприятия; развитию движений, а также корректируют речевые нарушения.

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.

Возникает ряд методических требований:

  1. Упражнения выполняются перед зеркалом.
  2. Овладение данными упражнениями происходит поэтапно:
    • на первом этапе дети разучивают артикуляционные упражнения. Вспоминают старые или знакомятся с новыми, в зависимости от конкретной сказки.
    • на втором этапе разучивают движения рук.
    • на третьем этапе происходит слияние артикуляционных движений с движениями рук. Он является более трудоемким, чем первые два, и требует от детей сосредоточенности и внимания.

Рассмотрим применение синтеза биоэнергопластики и сказкотерапии на примере сказки “Колобок”:

Слова сказки

Артикуляционные движения

Движения рук

На заборе петушок,
Под забором кошка,
Предлагают малышам
Поиграть немножко.
“Заборчик”. Пальцы прямые, отдельно друг от друга, повернуты наверх.
Та игра проста, легка…
Поиграем в Колобка!
Надуть щеки. Сплести пальцы между собой, сделать объемный шарик.
Жили были дед да баба,
Жили-были, не тужили,
Втянуть губы, открыть широко глаза. Один кулачок присоединить к другому.
И на радость, для потехи,
Колобка испечь решили!
Надуть щеки. Сплести пальцы между собой, сделать объемный шарик.
Баба долго тесто месит,
Колобок два пуда весит!
Пожевываем язык. Имитация замешивания теста.
Рот широкий получился,
Улыбаться научился.
Улыбка. Пальцы сплетены между собой, ладони вниз, выгибаем их наружу.
А открыл пошире глазки,
Стал героем русской сказки.
“Окошко” Большие пальцы соединены с указательными, остальные – друг с другом. Прижимаем к глазам.
Но как только пообедал,
Убежал от бабки с дедом!
Открывать и закрывать рот. Подносить ко рту согнутые ладошки по очереди.
Покатился, как клубок,
И никто догнать не мог!
Язык выполняет круговые движения вправо. Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения вправо.
Вдруг он видит: под кустом
Кто-то серенький с хвостом.
Не девчонка, не мальчишка,
То был заинька – трусишка.
Показать верхние зубы. Указательный и средний пальцы отдельно, остальные вместе прижимаются к ладони.
И жует он самый вкусный,
Сочный, мягкий лист капустный.
“Блинчик” – капустный лист. Показать расслабленные ладони.
Только вот в секунды эти
Был листок капустный съеден.
Закрыть рот, “лист” исчезает внутри. Ладошки сжимаются в кулачки.
– Ты румяный, съем тебя! –
Зайка молвит не шутя.
Широко открывать и закрывать рот. Кисти рук соединены, пальцы раздвинуты, имитировать движения челюсти.
Колобок же засмеялся,
Закружился, заигрался,
Улыбка. Пальцы сплетены между собой, ладони вниз, выгибаем их наружу
Зайке показал язык,
Он стесняться не привык!
Показать язык. Соединить руки, показать ладони.
С Зайкой он не попрощался,
Дальше по лесу помчался.
Язык выполняет круговые движения влево. Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения влево.
Видит: на дорожке
Мишка – кривоножка.
Щеки надуть, губы вытянуть. Большой палец накладывается на соединенные средний и безымянный. Указательный и мизинец согнуты.
У него в лукошке
Ягодок немножко.
“Чашечка” Ладони соединены со стороны мизинца, выгнуты внутрь, изображают лукошко.
Увидал его медведь
И давай вовсю реветь:
Широко открыть рот. Большой палец отдельно, четыре вместе. Соединять большой с остальными.
– Ягод как и не бывало!
Чтоб лукошко пустовало!?
Не бывать тому, малец!
Твоей сказочке конец!
Широко открывать и закрывать рот. Кисти рук соединены, пальцы раздвинуты, имитировать движения челюсти.
Но наш маленький дружок
Покатился на лужок.
Даже не взглянул на Мишку,
Не удержишь торопышку!
Ладони вместе, выполнять круговые движения вправо. Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения вправо.
Вдруг меж двух мохнатых елей
Увидал наш друг качели!
“Качели” Ладони, пальцами вниз поставить на стол. Большие пальцы соединить и раскачивать.
Колобок пока катался,
Волосатый волк подкрался!
“Оскал” Большой палец соединить со средним и безымянным в щепотку, указательный и мизинец немного согнуты.
Дожевал он что-то быстро,
Улыбнулся вдруг лучисто…
Пожевывание,

Улыбка.

Сжимать и разжимать кулачки.

Пальцы сплетены между собой, ладони вниз, выгибаем их наружу.

– Это, друг, мои качели!
Тут от ели и до ели все мое!
А ты давай, прыгай в рот,
И не зевай!!!
Широко открывать и закрывать рот. Кисти рук соединены, пальцы раздвинуты, имитировать движения челюсти.
Наш дружок не испугался,
Только больше раскачался:
Не боится он волков,
Спрыгнул, да и был таков!
Язык выполняет круговые движения влево. Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения влево.
Повстречал потом в лесу
Ярко-рыжую лису.
Губы вытянуть, щеки втянуть. Большой палец соединить со средним и безымянным в щепотку, указательный и мизинец выпрямлены.
Ну а рыжая плутовка
К колобку подходит ловко:
“Часики” Пальчиками “шагать” по столу.
– Кто такой красивый, вкусный,
Почему-то очень грустный?
Губы выгибаем в обратную от улыбки сторону. Пальцы сплетены вместе, ладони поворачиваем вниз и выгибаем.
Отвечает Колобок:
– Просто путь мой был далек,
И по бабе и по деду
Я скучаю аж с обеда!!!
Втянуть губы, открыть широко глаза – дед,

Сощурить глаза – бабка.

Один кулачок присоединить к другому.
Помогла ему Лиса.
Прямо к дому отнесла.
“Лошадка” Кулачок вложить в ладошку.
Слишком долго Колобок
По лесу катался,
Увидал он деда с бабой
Быстро к ним помчался!
Язык выполняет круговые движения вправо. Соединить прямые ладони со стороны большого пальца, выполнять круговые движения вправо.

Литература:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно– голосовые упражнения. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2001.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  6. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.