Конспект занятия по познавательным интересам в средней группе по теме "Это – Я!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Помочь детям раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Продолжать формировать у детей понятия “Я – человек”, “Мы – люди”. Закрепить понятия мальчик и девочка, учить видеть сходство и различия друг с другом. Воспитывать чувство уважения к сверстникам, радости существования (“Я есть”)

Предварительная работа: беседы с детьми “Я девочка, Я мальчик”, “Свет мой зеркальце скажи”, “Похожие, но разные”. Рассматривание иллюстраций с изображением девочек и мальчиков, сравнение, Игра малой подвижности “Угадай по голосу”, Чтение художественной литературы. Проблемная ситуация: “Чем мы похожи, не похожи на куклу” Словесная игра “Как можно называть меня по-другому”

Пособия и материалы: Большое зеркало, маленькие зеркала на каждого ребенка. Игрушка – плюшевый медвежонок. Иллюстрации, дидактическая игра: “Собери мальчика, девочку из геометрических фигур” Проблемная ситуация: “Чем мы похожи, не похожи на куклу”

Ход занятия

Стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку – плюшевого медвежонка.

– Здравствуйте ребята, я медвежонок, моё имя Мишутка. А у вас есть имя? Давайте познакомимся (Дети по кругу передают игрушку здороваются, называют своё имя)

– Вот мы и познакомились, оказывается, у вас у всех есть своё имя.

Воспитатель: ну вот, теперь ты всех знаешь по имени, давай поиграем.

(Проводится игра средней подвижности “ угадай по имени”)

Медвежонок: В вашей группе мне очень нравится, здесь очень уютно и красиво (осматривается, обращает внимание на зеркало)

– Ой, а что это такое блестящее?

Дети: это зеркало.

Медвежонок подходит ближе, заглядывает в зеркало.

Медвежонок: А кто в нём сидит?

Воспитатель: В нём никто не сидит.

Медвежонок: Но я же видел! (снова заглядывает в зеркало) Вон, видите, чьи-то ушки?

Воспитатель: Не чьи-то, а твои. Подойди поближе и посмотри, не бойся!

Медвежонок: Да, и, правда, я! Это зеркало – волшебное, оно меня показывает!

Воспитатель: Никакое оно не волшебное, оно тебя не показывает, ты сам себя видишь. Это твоё отражение!

Медвежонок: Моё отражение? И, правда, ушки мои, и глазки мои – чёрненькие, и даже бантик мой, на шее завязанный. Саша, подойди, посмотри какой я в зеркале красивый. Ой, да ведь там теперь Саша отражается, и шортики твои и рубашечка.

Воспитатель: Ребята, вы тоже посмотрите в свои зеркальца, что они отражают? (Воспитатель спрашивает у нескольких детей. – “ Кто отражается в зеркале?”, добиваясь ответа “Я”.)

Медвежонок: Я, Я, Я.Как вас много – этих Я, выходит, что вы все одинаковые, все Я? и отличаетесь только по имени?

Воспитатель: Мы не одинаковые – мы разные, но немножко похожи.

Ребята, чем мы похожи друг на друга? (руки, ноги, голова – частями тела)

Посмотрите ещё раз в своё зеркальце.

Смотрю я в зеркало и головой качаю,

(Качают головой.)

Себя тихонько изучаю.

Вот носик мой,

(Показывают на нос)

Вот ушки.

(Показывают на уши)

Глазки упыбаются,

. (Показывают на глаза)

Щёчки разгораются,

(Показывают на щёки)

Носик дышит глубоко

(Показывают на нос)

Ротик улыбается широко,

(Показывают на рот)

Вот чем мы похожи друг на друга – частями тела. А в остальном мы все разные. Посмотрите внимательней – у нас в группе есть девочки, а есть – мальчики Мы даже знаем такую игру, поиграй с нами.

Приходили, приходили – (Дети интенсивно то сжимают пальцы в кулак, то разжимают их)

Ёжики, ёжики.

Наковали, наковали

(Стучат кулачками в такт)

Ножницы, ножницы.

(Делают перекрёстные движения)

Беа на месте, бег на месте –

(Выполняют это движение)

Зайчики, зайчики.

(Показывают ушки)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе

(Громко кричат сначала

Девочки!

девочки,

Мальчики!

Затем – мальчики)

– Ребята, давайте с вами сконструируем девочку и мальчика. Воспитатель раздаёт детям конверты с геометрическими фигурами, дети конструируют по образцу

Девочки – девочку, Мальчики – мальчика. – Молодцы ребята, Мишутка посмотри, ведь, правда, девочки отличаются от мальчиков? (Медвежонок проверяет, как дети выполнили задание, проговаривает отличия)

– Но посмотри Мишутка повнимательней на наших ребят, все девочки и мальчики тоже отличаются друг от друга, тоже разные.

А чем? (ответы детей: внешностью, цветом волос, глаз и т д.)

– Да у всех людей разная внешность, поэтому мы легко можем узнать друг друга. Например: у кого в нашей группе самые длинные волосы? Кто самый высокий? Кто носит очки?

Мы все разные, по-разному думаем, по разному говорим, разное любим. Мы совсем не похожи друг на друга. Каждый из нас может сказать про себя: “Я - человек, я единственный в мире, другого такого нет на земле”,

Мишутка: Мне сегодня было очень интересно в вашей группе, я узнал много нового.

Спасибо ребята, мне пора возвращаться к себе.

До свиданья девочки (медвежонок пропевает эти слова, девочки в ответ поют – До свидания!)

До свиданья мальчики (до свидания – поют мальчики) (Лазарев Программа “Здравствуй”)