Программное содержание: Помочь детям раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Продолжать формировать у детей понятия “Я – человек”, “Мы – люди”. Закрепить понятия мальчик и девочка, учить видеть сходство и различия друг с другом. Воспитывать чувство уважения к сверстникам, радости существования (“Я есть”)
Предварительная работа: беседы с детьми “Я девочка, Я мальчик”, “Свет мой зеркальце скажи”, “Похожие, но разные”. Рассматривание иллюстраций с изображением девочек и мальчиков, сравнение, Игра малой подвижности “Угадай по голосу”, Чтение художественной литературы. Проблемная ситуация: “Чем мы похожи, не похожи на куклу” Словесная игра “Как можно называть меня по-другому”
Пособия и материалы: Большое зеркало, маленькие зеркала на каждого ребенка. Игрушка – плюшевый медвежонок. Иллюстрации, дидактическая игра: “Собери мальчика, девочку из геометрических фигур” Проблемная ситуация: “Чем мы похожи, не похожи на куклу”
Ход занятия
Стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку – плюшевого медвежонка.
– Здравствуйте ребята, я медвежонок, моё имя Мишутка. А у вас есть имя? Давайте познакомимся (Дети по кругу передают игрушку здороваются, называют своё имя)
– Вот мы и познакомились, оказывается, у вас у всех есть своё имя.
Воспитатель: ну вот, теперь ты всех знаешь по имени, давай поиграем.
(Проводится игра средней подвижности “ угадай по имени”)
Медвежонок: В вашей группе мне очень нравится, здесь очень уютно и красиво (осматривается, обращает внимание на зеркало)
– Ой, а что это такое блестящее?
Дети: это зеркало.
Медвежонок подходит ближе, заглядывает в зеркало.
Медвежонок: А кто в нём сидит?
Воспитатель: В нём никто не сидит.
Медвежонок: Но я же видел! (снова заглядывает в зеркало) Вон, видите, чьи-то ушки?
Воспитатель: Не чьи-то, а твои. Подойди поближе и посмотри, не бойся!
Медвежонок: Да, и, правда, я! Это зеркало – волшебное, оно меня показывает!
Воспитатель: Никакое оно не волшебное, оно тебя не показывает, ты сам себя видишь. Это твоё отражение!
Медвежонок: Моё отражение? И, правда, ушки мои, и глазки мои – чёрненькие, и даже бантик мой, на шее завязанный. Саша, подойди, посмотри какой я в зеркале красивый. Ой, да ведь там теперь Саша отражается, и шортики твои и рубашечка.
Воспитатель: Ребята, вы тоже посмотрите в свои зеркальца, что они отражают? (Воспитатель спрашивает у нескольких детей. – “ Кто отражается в зеркале?”, добиваясь ответа “Я”.)
Медвежонок: Я, Я, Я.Как вас много – этих Я, выходит, что вы все одинаковые, все Я? и отличаетесь только по имени?
Воспитатель: Мы не одинаковые – мы разные, но немножко похожи.
Ребята, чем мы похожи друг на друга? (руки, ноги, голова – частями тела)
Посмотрите ещё раз в своё зеркальце.
Смотрю я в зеркало и головой качаю,
(Качают головой.)
Себя тихонько изучаю.
Вот носик мой,
(Показывают на нос)
Вот ушки.
(Показывают на уши)
Глазки упыбаются,
. (Показывают на глаза)
Щёчки разгораются,
(Показывают на щёки)
Носик дышит глубоко
(Показывают на нос)
Ротик улыбается – широко,
(Показывают на рот)
Вот чем мы похожи друг на друга – частями тела. А в остальном мы все разные. Посмотрите внимательней – у нас в группе есть девочки, а есть – мальчики Мы даже знаем такую игру, поиграй с нами.
Приходили, приходили – (Дети интенсивно то сжимают пальцы в кулак, то разжимают их)
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали –
(Стучат кулачками в такт)
Ножницы, ножницы.
(Делают перекрёстные движения)
Беа на месте, бег на месте –
(Выполняют это движение)
Зайчики, зайчики.
(Показывают ушки)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе –
(Громко кричат сначала
Девочки!
девочки,
Мальчики!
Затем – мальчики)
– Ребята, давайте с вами сконструируем девочку и мальчика. Воспитатель раздаёт детям конверты с геометрическими фигурами, дети конструируют по образцу
Девочки – девочку, Мальчики – мальчика. – Молодцы ребята, Мишутка посмотри, ведь, правда, девочки отличаются от мальчиков? (Медвежонок проверяет, как дети выполнили задание, проговаривает отличия)
– Но посмотри Мишутка повнимательней на наших ребят, все девочки и мальчики тоже отличаются друг от друга, тоже разные.
А чем? (ответы детей: внешностью, цветом волос, глаз и т д.)
– Да у всех людей разная внешность, поэтому мы легко можем узнать друг друга. Например: у кого в нашей группе самые длинные волосы? Кто самый высокий? Кто носит очки?
Мы все разные, по-разному думаем, по разному говорим, разное любим. Мы совсем не похожи друг на друга. Каждый из нас может сказать про себя: “Я - человек, я единственный в мире, другого такого нет на земле”,
Мишутка: Мне сегодня было очень интересно в вашей группе, я узнал много нового.
Спасибо ребята, мне пора возвращаться к себе.
До свиданья девочки (медвежонок пропевает эти слова, девочки в ответ поют – До свидания!)
До свиданья мальчики (до свидания – поют мальчики) (Лазарев Программа “Здравствуй”)