Цели урока: повторение и углубление знаний учащихся о строении вещества, формирование умений описывать тепловые явления на молекулярно кинетических представлениях о строении вещества, убедить учащихся в реальности микромира, возможности его познания, рассмотреть экспериментальные доказательства существования и движения молекул.
Оборудование: презентация (приложение 1), таблица (приложение 2), видео, портреты ученых, сосуды с водой разной температуры, акварельные краски, перманганат калия.
Ход урока
1. Орг. момент, приветствие учителя.
2. Повторение ранее изученного материала.
1. Историческая справка
Задолго до нашей эры народы Древнего Востока – египтяне, вавилоняне, ассирийцы, индусы и китайцы – накопили много естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерения земельных участков и т.д. накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.
Сейчас мало осталось людей, для которых реальность существования атомов менее очевидна, чем движение Земли вокруг Солнца. Почти у каждого с этим понятием связано интуитивное представление о чем-то маленьком неделимом.
Творцом идеи атома принято считать Демокрита, хотя история упоминает также его учителя Левкинпа, и не менее уверенно-древнеиндийского философа Канаду.
Легенда рассказывает, что Демокрит сидел на камне у моря, держал в руке яблоко и размышлял. “Если я сейчас это яблоко разрежу пополам, то у меня останется половина, если я эту половину снова разрежу на две – останется четверть. Но если и дальше продолжать, всегда ли у меня в руке будет оставаться часть яблока? Или же в какой-то момент оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?” философ пришел к выводу, что деление такое бесконечно не существует и назвал эту последнюю, уже неделимую частицу атомом.
В России развитие идей древних ученых о внутреннем строении вещества продолжил М.В. Ломоносов. Многие идеи Ломоносова более чем на 100 лет опередили науку того времени. Так, например, он впервые разграничил понятия “корпускула” – молекула и “элемент” – атом. Он считал, что наименьшие неделимые частицы – атомы – входят в состав более крупных частиц – молекул. Разнообразие тел зависит от того, какие атомы, в каком количестве и каким образом соединены в молекулы.
Изучая строение вещества, М.В. Ломоносовым была создана молекулярно—кинетическая теория, которой успешно пользуются как физики, так и химики.
С основными положениями этой теории мы сегодня с вами и познакомимся, а также разберем опыты, подтверждающие данную теорию.
3. Изучение нового материала. (Приложение 1).
Физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения, силы взаимодействия между частицами, образующими тела и характеры теплового движения этих частиц изучает специальный раздел физики, который называется “Молекулярная физика”. Молекулярная физика опирается на основные положения МКТ:
Давайте сформулируем их вместе. Вот что сказал о природе вещей Лукреций Кар:
- Начала вещей недоступны для глаза.
- Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
- Увидишь ты там, как много пылинок меняют
Выслушай то, что скажу, и ты сам,
несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Но не заполнено все веществом и не держится тесно
В веществах пустота существует. (Делаем вывод:
все вещества состоят из молекул, между которыми
есть промежутки)
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света. (Делаем вывод: молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении)
Путь свой от скрытых толчков и опять
отлетают обратно,
Всюду туда и сюда разбегаясь во всех
направленьях. (Делаем вывод: молекулы
взаимодействуют между собой: одновременно
действуют силы взаимного притяжения и
отталкивания)
А теперь проведем опытное обоснование данных положений:
- Опыт “Диффузия”
- Видеоролик “Броуновское движение”
- Видеоролик “Взаимодействие молекул”
“Все молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении” – гласит второе положение МКТ.
4. Составление опорного конспекта:
Заполнение таблицы, в которой приводится экспериментальное обоснование основных положений МКТ.
Основные положения МКТ |
Экспериментальное подтверждение |
Все вещества состоят из молекул |
Возможность механического дробления вещества, растворение веществ в воде, диффузия, сжатие и расширение газов. |
Молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении |
Диффузия. Броуновское движение мелких, взвешенных в жидкости частиц под действием ударов молекул. |
Молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания. |
Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в тоже время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга. Сливаются. |
В зависимости от расположения молекул и их поведения различают 3 агрегатных состояния вещества:
твердое, жидкое и газообразное. (просмотр видео “Состояния вещества с позиции МКТ”)
5. Блиц-тестирование на закрепление свойств веществ
6. Решение качественных задач.
- Поваренная соль, помещенная в воду, через некоторое после ее растворения, равномерно распределяется по всему объему. Почему?
- Почему вблизи твердых кусочков йода серебряная ложка темнеет, покрываясь тонким слоем йодистого серебра?
- Почему пыль, представляющая частицы твердого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?