Вопрос о совместной деятельности левого и правого полушария головного мозга

Разделы: Логопедия


Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека является в настоящее время едва ли не наиболее дискутируемым. Изучением этой проблемы занимались такие известные ученые, как А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Г.А. Голицын, Э.Г. Симерницкая и многие другие.

Начиная с известного открытия Брока, считалось, что левое (доминантное у правшей) полушарие связано с речью и оно обеспечивает протекание сложных форм психической деятельности человека, в которых речь играет решающую роль. Функция правого (субдоминантного у правшей) полушария оставалась неясной, и лишь отдельные разнообразные факты указывали на ее тесную связь с осуществлением не связанных с речью процессов, и в первую очередь с мозговой организацией процессов восприятия.

За последнее время накопилось большое число клинических и психологических фактов, появились новые методы исследования, что заставило пересмотреть это положение.

А.Р. Лурия в своих работах отмечал, что доминантность левого полушария у правшей вовсе не столь абсолютна, как это считалось раньше. Существует парциальная домининтность левого полушария. Люди, у которых левое полушарие доминантно по функции речи, могут проявлять признаки доминантности правого полушария по другим показателям. Было обнаружено также, что диапазон людей, занимающих промежуточное место по степени доминантности левого полушария, значительно шире, чем это предполагалось, и что значительная часть людей, которые считают себя правшами, на самом деле должна быть отнесена к ним лишь частично.

Факты, которые были получены за последние годы показали, что необходимо отказаться от упрощенных представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым (у правшей) полушарием, в то время как другие (неречевые) – только правым полушарием.

Психологический анализ этих явлений показал, что практически все психические процессы являются сложными по их функциональной организации, ибо они могут совершаться на разных уровнях (непроизвольном и произвольном, неосознанном и осознанном, непосредственном и опосредствованном). Это позволяет достаточно обоснованно предполагать, что существует тесное взаимодействие обоих полушарий, причем роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и от структуры ее организации.

Факты показали, что даже в речевых процессах есть такие уровни организации, для осуществления которых участие правого полушария представляется необходимым, и что в процессах зрительного восприятия можно выделить такие уровни организации, которые не могут быть обеспечены участием одного лишь правого полушария (А.Р. Лурия, предисловие к книге Э.Г. Симерницкой “Доминантность полушарий”, Изд. Мос. Университета, 1975 г.).

В своей книге “Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий” (1976 г.) Л.Я. Баллонов и В.Л. Деглин также отмечают, что, просуществовавшая более ста лет концепция доминантности одного полушария, сменяется концепцией о функциональной специализации полушарий в их общей совместной работе. Авторы книги указывают, что роль каждого из полушарий в совместной их деятельности неодинакова. Левое полушарие обеспечивает ориентировку в окружающем, базирующуюся на обобщении и классификации объектов на основе понятия, связанных со словом, на логическом осмыслении явлений. Правое же полушарие обеспечивает анализ конкретных, индивидуальных признаков объекта и формирование сложных сигналов и интуитивной ориентировки в явлениях окружающего мира. Иными словами, в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, а в правом – механизмы конкретного, образного мышления.

Систематическое изучение эффектов инактивации левого и правого полушарий свидетельствует о том, что специализация полушарий мозга в отношении слуховой функции и речи укладывается в общую схему функциональной специализации больших полушарий. Левое полушарие обеспечивает анализ звукового сигнала как системы символов, знаков, обобщений, а правое полушарие – анализ индивидуальных, конкретных характеристик звукового сигнала, анализ, придающий звуковому явлению живой смысл, адекватный данному моменту и данной ситуации.

Проведенные исследования показали, что с левым полушарием связаны не только экспрессивная речь и понимание речи, но также обнаружение звуков речи, речевое внимание, разборчивость фонем, слогов и слов. Это полушарие осуществляет выделение дифференциальных признаков фонем и анализ речевого материала, базирующийся на статических законах языка. Полученные факты показывают, что правое полушарие вносит существенный вклад в организацию речевого слуха. Оно играет роль своеобразного регулирующего демпфирующего механизма для речевых центров левого полушария. Этот механизм в обычных условиях депремирует активность речевых центров, а в условиях их затрудненного функционирования облегчает их деятельность, обеспечивая помехоустойчивость восприятия звуков речи.

В последние годы накапливаются факты, говорящие о преобладающем значении правого полушария в восприятии и воспроизведении звуковых образов. Результаты исследований, проведенных Л.Я. Балоновым и В.Л. Деглиным, также свидетельствуют о том, что восприятие предметных звуков и мелодий и воспроизведение мелодий являются функцией структур правого, недоминантного полушария. Вместе с тем, факты говорят о том, что и левое, доминантное, полушарие вносит свой вклад в опознание этих образов.

Оно обеспечивает их словесную символизацию и, оказывая тормозное влияние на структуры правого полушария, регулирует объем неречевой звуковой рецепции.

Вывод: работа левого и правого полушарий головного мозга находится в тесной зависимости друг от друга.