Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по временам". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока – урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода.

Цель урока. Формировать умение различать глаголы по временам, закрепить знания о глаголе, как о части речи.

Формируемые УУД: умение ориентироваться в учебнике, умение извлекать информацию из таблицы, умение работать в паре, умение договариваться друг с другом.

Оборудование: карточки с таблицей, карточки с текстом для работы в паре, карточки с правилом о глаголе, чистый лист для рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Посмотрите, как светит солнышко, и оно нам создает хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу.

– Какое наступило время года? Что происходит в природе с приходом весны?

– Чтобы у нас было хорошее весеннее настроение, как мы должны работать сегодня на уроке? В конце урока вы оцените свою работу.

2. Минутка чистописания. У У уу

3. Актуализация знаний (повторение изученного).

– Над какой частью речи мы с вами работаем? (глагол)

Даны карточки со словами: Глагол – это…, … часть речи, обозначает…, …действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы:…, …что делать? что сделать? что делает?..., что будет делать? что сделает?..., что делал? что сделал? Глаголы изменяются…, …по числам, по временам.

Задание: Составить из карточек правило.

Делаем вывод. –  Что такое глагол? Как изменяется глагол?

Что вы можете сказать о настоящем времени глагола? О прошедшем времени глагола? О будущем времени глагола? О неопределенной форме глагола?

4. Постановка учебной задачи.

Читаем тему урока на доске. Чему вы должны научиться сегодня на уроке?

– Сегодня на уроке будем продолжать работать над временами глагола и над неопределенной формой глагола.

5. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения.)

Открываем учебник стр.92. Понаблюдаем над образованием временных форм глагола от неопределённой формы.

6. Первичное закрепление

Используя таблицу, образуем временные формы глагола.

Дана таблица. Первый столбик – Неопределённая форма глагола– что делать? Слова – писать, рисовать. Второй столбик – Настоящее время – что делает? Третий столбик – Прошедшее время – что делал? Четвёртый столбик – Будущее время – что будет делать? Ниже – Неопределённая форма глагола– что сделать? Слова – наклеить, пригласить. Второй столбик – Настоящее время – нет. Третий столбик – Прошедшее время – что сделал? Четвёртый столбик – Будущее время – что сделает?

Для чего нам надо знать время глагола? Где нам это может пригодиться?

7. Физкультминутка.

Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попишите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь.
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, помолчите,
А теперь все просыпайтесь.
И за дело принимайтесь.

8. Работа в паре.

Каждой паре детей дан текст. Надо вставить подходящие по смыслу глаголы. Определить время глагола.

Ласковые лучи солнышка _________________ на землю тепло.

На гибких ветвях берез____________________ нежная листва.

Всё в природе ____________________.

Ответы. Ласковые лучи солнышка посылают на землю тепло. На гибких ветвях берез появляется нежная листва. Всё в природе оживает.

Второе предложение записать в тетрадь. Разобрать его по членам предложения.

Каким членом предложения является глагол?

9. Закрепление.

Выполняем упражнение 547. Выписать словосочетания, обозначить время глагола.

10. Рефлексия.

– Чему учились на уроке?

На листочках дети записывают:

1) глагол – это?
2) таблица;
3) работа в паре;
4) упр.574.

Отметьте знаками +, -, ! что у вас получилось хорошо (+), не очень хорошо (-), над чем ещё надо поработать (!).

11. Домашнее задание.

Дописать в таблицу по одному глаголу.

12. Оценка работы учащихся.