Цели урока:
- повторить и систематизировать знания по теме, продолжить отработку умений и навыков по теме, следить за математической речью учащихся;
- воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе и в парах;
- расширение кругозора учащихся, привитие интереса к предмету и к истории родного города.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийная установка, используется Презентация Microsoft PowerPoint.
- лото на основе открыток с видами Санкт-Петербурга.
Ход урока
Вступительное слово
– Ребята! В течение нескольких месяцев мы изучали натуральные числа: учились их читать, записывать, сравнивать, выполнять арифметические действия, решать уравнения и задачи. Сегодня мы повторим пройденное, совершив математическую экскурсию по нашему городу. (Слайд №1)
Вспомните, пожалуйста, в каком году был основан Санкт-Петербург? Сколько лет нашему городу? Конечно, есть города более древние, чем Петербург, и города более молодые. Среди указанных городов перечислите города, основанные раньше Санкт-Петербурга (Слайд №2):
Москва – 1147
Павловск – 1777
Петербург – 1703
Выборг – 1293
Нарва – 1171
Новгород – 859
Мурманск – 1916
Псков – 903
Какими соображениями вы руководствовались при расстановке? Как сравнивают натуральные числа? Запишите числа в порядке возрастания.
– За более чем 300 лет в нашем городе построено много красивых зданий. Люди со всей страны и всего мира едут в Петербург, чтобы своими глазами увидеть знаменитые городские ансамбли. О каких достопримечательностях будем говорить мы, узнаем с помощью математического лото.
Работа в парах
На каждой парте есть большая карта с ответами и конверт с маленькими карточками. Это разрезанные на 12 частей календари или открытки с видами города, на оборотную сторону которых предварительно были наклеены ответы. Карточки нужно достать из конверта и перевернуть вверх ответами. Маленьких карточек больше, чем вопросов. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся закрывают ответы на большой карте и получают изображение Адмиралтейства или Исаакиевского собора. Цветом выделена область правильных ответов.
Один из вариантов основы для вырезания маленьких карточек (рисунок 1):
Лицевая сторона
Оборотная сторона
Вопросы для лото
- Вычислить куб числа 4
- Частное чисел 720 и 30
- Найти квадрат числа 7
- Найти одну восьмую числа 200
- При каком х верно равенство 105+х=105?
- Упростить 8х+х
- Вычислить 32 · 5
- Упростить 23х-5х
- Найти квадрат числа 6
- 60 уменьшить в 5 раз
- Решить уравнение 10 : р = 10
- Число 7 увеличить в 9 раз
Вопросы №5-8, 11 продублированы на слайде №3. (При появлении следующего вопроса предыдущий исчезает.)
– Что изображено на получившихся картинках? Итак, наша экскурсия посвящена Адмиралтейству и Исаакиевскому собору (слайд №4). Эти памятники архитектуры известны далеко за пределами нашего города. Здание Адмиралтейства построено на месте первого промышленного предприятия нашего города – Адмиралтейской верфи, заложенной еще Петром I. Исаакиевский собор находится недалеко от Адмиралтейства. Современники видели в этом соборе памятник победе русского оружия.
Силуэты Адмиралтейства и Исаакиевского собора стали неотъемлемыми частями архитектурного облика нашего города. Кораблик, венчающий шпиль Адмиралтейства, изображен на медали “За оборону Ленинграда”. Узнаем, на какой высоте он находится, решив следующую задачу (слайд №5).
Задача. Высота колокольни собора Петропавловской крепости 122 м 50 см. Адмиралтейство ниже, чем Петропавловский собор, на 50 м 50 см, и ниже на 29 м 50 см, чем Исаакиевский собор. Найдите высоту Адмиралтейства и высоту Исаакиевского собора.
Сделайте краткую запись условия (слайд №6).
Дополнительный вопрос (для “быстрых”). На сколько метров Исаакиевский собор ниже Петропавловского собора?
Решение (слайд №7)
- 122 м 50 см – 50 м 50 см = 72 м – высота Адмиралтейства.
- 72 м + 29 м 50 м = 101 м 50 см – высота Исаакиевского собора.
Ответ: 72 м, 101 м 50 см.
Дополнительный вопрос.
1-й способ. 122 м 50 см – 101 м 50 см = 21 м.
2-й способ. 50 м 50 см – 29 м 50 см = 21 м.
– Теперь узнаем, кто из зодчих, работавших в Санкт-Петербурге, строил эти шедевры. Для этого необходимо будет решить уравнения (по вариантам) и произвести расшифровку (слайд №8).
1 вариант
|
2 вариант
|
Первые два уравнения каждого варианта решаются у доски. Вызванные учащиеся рассказывают правила нахождения соответствующих компонентов действий. Третье уравнение учащиеся решают самостоятельно в тетради с последующей взаимопроверкой (слайд №9).
Ответы для 1 варианта
- х = 321
- х = 945
- х = 501
Ответы для 2 варианта
- х = 80
- х = 70
- х = 526
– Вы решили три уравнения. Запишите в строчку без пропусков корни этого уравнения и прочтите получившиеся многозначные натуральные числа. А теперь расшифруйте слов, используя таблицу.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А |
Н |
О |
М |
Е |
Р |
В |
Х |
З |
Ф |
321 945 501 (Монферран) и 8 070 526 (Захаров).
– По проекту французского архитектора Огюста Монферрана (слайд №10) был построен Исаакиевский собор, а русский архитектор Андриан Захаров – автор проекта перестройки Адмиралтейства. Строительство этих зданий продолжалось достаточно долго. Исаакиевский собор строили с 1818 по 1858 год, а Адмиралтейство – с 1806 по 1823 год. Используем эти данные для выполнения следующего задания. (Слайд №11)
Составьте выражение по схеме и найдите его значение (по вариантам). Два человека работают у доски, остальные в тетради.
Дополнительное задание для “быстрых”: запишите программу вычислений.
1 вариант (рисунок 2)
Ответ: 1632 вариант (рисунок 3)
Ответ: 406– Решив примеры, мы узнали длину главного фасада Адмиралтейства (406 м) и длину бокового фасада (163 м).
– И последний вопрос. Можно ли обойти вокруг Адмиралтейства за полчаса, если идти со скоростью 50 м/мин? (слайд №12). Один ученик решает задачу у доски, а остальные в тетради. Способ решения можно выбрать самостоятельно.
Решение
(406 + 163) · 2 : 50 = 22 (ост.38) – это примерно 22-23 минуты
Ответ: можно.
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание. Обязательное: №639(В), 649, 671
Необязательное:
1) Какие известные памятники находятся недалеко
от Адмиралтейства и Исаакиевского собора?
2) Придумайте свои примеры, задачи об этих
памятниках.
Литература
- Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2010.
- Нестеров В.В. Знаешь ли ты свой город? Л., “Дет. лит”, 1974.