Цели урока:
- Закрепить знания по “Лексике”;
- Развивать внимательное отношение к слову; познавательные возможности учащихся;
- Формировать умения выполнять задания различной степени сложности.
Задачи урока:
Обучающие:
- Обобщение и систематизация знаний по словарному составу языка
- Расширение кругозора учащихся
- Развитие логического мышления
- Акцентирование внимания школьников на возможности интеграции курсов математики, русского языка
Развивающие:
- Формирование положительной мотивации к учебной деятельности
- Развитие познавательных способностей:
- Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина)
- Формирование пространственных представлений
- Развитие способности к сравнению и сопоставлению и умению делать выводы
- Расширение запаса знаний и представлений по изучаемой теме
- Расширение словарного запаса
- Формирование полного речевого высказывания
- Развитие внимания (зрительного, слухового)
- Развитие манипулятивной функции рук в процессе выполнения практического задания.
Воспитательные:
- Воспитание наблюдательности, бережного отношения к слову, к окружающей действительности
Методы и приемы урока:
Эвристическая беседа
Работа в группах
Практическая работа
Самооценка
Ход урока
1. Орг. момент:
Учитель р.яз.: Ребята, сегодня мы проведём не совсем обычный урок. Интегрированный урок русского языка и математики.
Что значит интегрированный? (ответы детей)
Интегрированныйобразовано от глагола интегрировать (слово появляется на доске), т.е. объединять части в одно целое.
Учитель математики: Вот и мы постараемся объединить два предмета: русский язык и математику на одном уроке.
Ребята, будьте внимательны на уроке, активны. В конце урока мы подведем итог вашей работы и оценим каждого из вас.
2. Тема урока:
Учитель р.яз.:Тема нашего урока: Сходстваи соответствияв языке и математике.
(Слайд 1).
Цель нашего урока расширить представления о словарном составе русского языка, закрепить знания по лексике; пробудить интерес к математике путем решения задач, выполнения интересных заданий.
3. Словарная работа:
Работа со словом сходство. (Дети пытаются своими словами раскрыть лексическое значение данного слова).
Учитель р.яз.: А вот как данное понятие раскрывается в толковом словаре Ожегова.
(На доске проецируется определение из толкового словаря). (Слайд 1).
Учитель р.яз.: На уроках литературы, изучая художественные произведения, мы знакомимся с героями. В чем может проявиться сходство героев? По каким признакам?
(По внешним признакам). (Слайд 2).
Учитель р.яз.: Могут быть схожи сюжеты авторских сказок А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне…” и сказки Братьев Гримм “Белоснежка и семь гномов”.(Слайд 2).
Чем между собой схожи главные героини?
(Сходство характеров главных героинь).
4. Работа с синонимами.
Учитель р.яз.: Ребята, а в русском языке сходство в чем может проявляться? (Могут быть схожи слова по звучанию, по смыслу, по звучанию и написанию)
(Сценка:по рассказу Николая Сладкова “Овсянка”)
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая!
– И вкусная, особенно с молоком!
– Как это вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как песни пела?! – изумился Матвей. – Каша?
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Ай-да ко мне – мою овсянку слушать!
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И они побежали.
Учитель: Почему в разговоре двух друзей возникла путаница? Как называются такие слова? (Омонимы). Как можно было избежать путаницы?
(Ответы детей: Нужно было к каждому понятию подобрать близкое по смыслу слово).
Учитель р.яз.: Как называются слова близкие по смыслу? (Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по смыслу). (Слайд 3).
Учитель р.яз.:Сегодня на уроке мы будем работать с синонимами.
У каждого из вас на столах лежит листок. Подпишите его. Вам предстоит выполнить несколько заданий на уроке. Ваша задача: оценить себя по каждому этапу работы, и в конце урока поставить итоговую оценку.
На доске проецируется сказка.(Слайд 4).
Давным-давно в небольшой избушке на лесной опушке жили геометрические фигуры: Треугольник, Квадрат и Круг. Всё они делали сообща. Вместе по грибы ходили, еду варили, дом прибирали. А однажды загрустили, затосковали. Захотелось им людям послужить. Узнали друзья, что есть волшебная страна Математика и решили туда отправиться.
Не терпелось кругу поскорее до места добраться. Подгонял он друзей по дороге, а потом и вовсе вперед убежал…да и заблудился. Страшно одному в лесу, боязно. Закричал, заголосил Круг на весь лес.
Товарищи его услышали – отозвались, откликнулись. Обрадовался Круг, выбежал на тропинку, крепко взял друзей за руки и запел чудесную песню:
Если с другом вышел в путь –
Веселей дорога!
Без друзей меня – чуть-чуть.
А с друзьями – много!..
Задание по группам.
(Каждой группе предлагается по небольшому отрывку. Задача детей найти синонимы и объяснить свой выбор. Определить, к какой части речи относятся слова каждой группы.)
Проверка – (Слайд 5).
Учитель р.яз.: Ребята, расположите словапуть, тропинка, дорога по принципу нарастания значения. (Ответы детей). (Слайд 5).
Учитель р.яз.:В тексте есть ещё слова-синонимы. Найдите синоним к слову друг. Вспомните пословицы, где встречается слово друг. (Ответы детей).
5. Работа с пословицами.Учитель р.яз.:Соотнесите русские пословицы с английскими пословицами. Укажите соответствие стрелками.
Русские пословицы |
Английские пословицы |
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | Друг в нужде – действительно друг. |
Друг познается в беде. | Если человека не знаешь, посмотри на его друга. |
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты. | У кого много друзей, не нуждается в полном кошельке. |
Проверка – (Слайд 6).
Учитель р.яз.: Ребята, так какую роль в речи играют синонимы? (Синонимы помогают избежать повторов, сделать речь более яркой, красочной).
6. Физкультминутка
.Перед следующим этапом нашей работы нужно сделать небольшой перерыв.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселейГлазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
7. Сходство в математике.
Учитель математики: Ребята, вы поработали со сказкой, героями которой были круг, треугольник, квадрат. Сейчас вам предстоит подумать, по какому признаку объединены данные геометрические фигуры?(Слайд 7).
8. Работа с геометрическими фигурами.
Задание 1 по группам.
Каждой группе детей учитель раздает наглядное пособие, где собраны предметные картинки из разных геометрических фигур. Задача детей установить сходство между фигурами и показать их соответствие стрелками. (Елка, домик, девочка). (Слайд 8).
Задание 2 по группам.
Учитель предлагает детям выполнить творческое задание. Каждая группа должна из одинаковых геометрических фигур разного размера составить предметную картинку и защитить свою работу. (После проверки учитель может показать, какие еще предметные картинки можно собрать из геометрических фигур). (Слайд 9).
9. Решение задачи.Учитель математики: Мы установили сходства на примере геометрических фигур. А теперь попробуем это сделать в решении задач. (Слайд 10).
Реактивная ступа
В наши дни из сказки смело,
Лишь застлало небо мглой,
Бабка-Ёжка прилетела
В ступе с длинною метлой!Повертелась, покружилась,
Покидая высоту.
И случайно очутилась
Ведьма в аэропорту!Подходила и к пилотам:
Это что за ступолёты?
Рассмеялись лётчики:
Ступолёты прочные!Хороши-то, хороши,
Но мою седую ступу
Ругать тоже не спеши!
Сделала ремонт я ей,
Реодвигатель у ней!Кто скорей взовьётся в небо?
На лету оно видней
Учитель математики: Ребята, а какие слова-синонимы встретились в этом стихотворении? (Бабка-Ёжка – ведьма, повертелась – покружилась).
Учитель р.яз.: Здесь встретилось очень необычное словосочетание Седая ступа. Как вы думаете, слово седая употреблено в прямом или в переносном значении? Подберите синоним к слову седая(старая, ветхая, дряхлая). Подберите синоним к слову ступолеты. (Самолеты).(Слайд 10).
Учитель математики: Ребята, вот и мы с вами должны будем решить задачу про ступолет и самолет. Прочитайте задачу.(Слайд 11).
Самолёт и ступа летели с разной скоростью. Скорость самолета в 3 раза больше скорости ступы. Найти скорость самолета и скорость ступы, если их общая скорость 560 км/ч.
(Ребята решают задачу с помощью уравнения.(Слайд 11).Устанавливают сходство буквенных частей в уравнении).
10. Подведение итогов урока
.Учитель р.яз.: Ребята, с какой темой мы работали на уроке?
(Сходства и соответствия в русском языке и математике).
Давайте вспомним, какие сходства мы обнаружили в русском языке? (Установили сходства между словами по звучанию и написанию – омонимы; по лексическому значению – синонимы; устанавливали соответствия между русскими и английскими пословицами). Так какую же роль в речи играют синонимы? (Делают речь яркой, образной, позволяют избегать повторов).
Учитель математики: А какие сходства мы обнаружили в математике? (Сходство геометрических фигур по форме, размеру, цвету). Что ещё мы делали на уроке? (Устанавливали соответствие между предметной картинкой и геометрическими фигурами, сами из предложенных фигур составляли предметную картинку, решали задачу с помощью уравнения)
11. Оценивание
. (Самооценка).Ребятам предлагалось выполнить 5 заданий и оценить себя по каждому этапу работы. Учащиеся ставили “+” за правильно выполненную работу, “+” за допущенные ошибки, “ – ” за невыполненную работу. (Слайд 12).
5 (+) -------------5
4 (+) ------------4
2-3 (+) --------– 3