Интегрированный урок (русский язык + математика) по теме "Сходства и соответствия в языке и математике". 5-й класс

Разделы: Математика, Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  1. Закрепить знания по “Лексике”;
  2. Развивать внимательное отношение к слову; познавательные возможности учащихся;
  3. Формировать умения выполнять задания различной степени сложности.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Обобщение и систематизация знаний по словарному составу языка
  • Расширение кругозора учащихся
  • Развитие логического мышления
  • Акцентирование внимания школьников на возможности интеграции курсов математики, русского языка

Развивающие:

  • Формирование положительной мотивации к учебной деятельности
  • Развитие познавательных способностей:
  1. Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина)
  2. Формирование пространственных представлений
  3. Развитие способности к сравнению и сопоставлению и умению делать выводы
  4. Расширение запаса знаний и представлений по изучаемой теме
  5. Расширение словарного запаса
  6. Формирование полного речевого высказывания
  7. Развитие внимания (зрительного, слухового)
  8. Развитие манипулятивной функции рук в процессе выполнения практического задания.

Воспитательные:

  1. Воспитание наблюдательности, бережного отношения к слову, к окружающей действительности

Методы и приемы урока:

Эвристическая беседа
Работа в группах
Практическая работа
Самооценка

Приложение 1 (презентация)

Ход урока

1. Орг. момент:

Учитель р.яз.: Ребята, сегодня мы проведём не совсем обычный урок. Интегрированный урок русского языка и математики.

Что значит интегрированный? (ответы детей)

Интегрированныйобразовано от глагола интегрировать (слово появляется на доске), т.е. объединять части в одно целое.

Учитель математики: Вот и мы постараемся объединить два предмета: русский язык и математику на одном уроке.

Ребята, будьте внимательны на уроке, активны. В конце урока мы подведем итог вашей работы и оценим каждого из вас.

2. Тема урока:

Учитель р.яз.:Тема нашего урока: Сходстваи соответствияв языке и математике.

(Слайд 1).

Цель нашего урока расширить представления о словарном составе русского языка, закрепить знания по лексике; пробудить интерес к математике путем решения задач, выполнения интересных заданий.

3. Словарная работа:

Работа со словом сходство. (Дети пытаются своими словами раскрыть лексическое значение данного слова).

Учитель р.яз.: А вот как данное понятие раскрывается в толковом словаре Ожегова.

(На доске проецируется определение из толкового словаря). (Слайд 1).

Учитель р.яз.: На уроках литературы, изучая художественные произведения, мы знакомимся с героями. В чем может проявиться сходство героев? По каким признакам?

(По внешним признакам). (Слайд 2).

Учитель р.яз.: Могут быть схожи сюжеты авторских сказок А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне…” и сказки Братьев Гримм “Белоснежка и семь гномов”.(Слайд 2).

Чем между собой схожи главные героини?

(Сходство характеров главных героинь).

4. Работа с синонимами.

Учитель р.яз.: Ребята, а в русском языке сходство в чем может проявляться? (Могут быть схожи слова по звучанию, по смыслу, по звучанию и написанию)

(Сценка:по рассказу Николая Сладкова “Овсянка”)

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она желтая, красивая такая!

– И вкусная, особенно с молоком!

– Как это вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Как песни пела?! – изумился Матвей. – Каша?

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Ай-да ко мне – мою овсянку слушать!

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И они побежали.

Учитель: Почему в разговоре двух друзей возникла путаница? Как называются такие слова? (Омонимы). Как можно было избежать путаницы?

(Ответы детей: Нужно было к каждому понятию подобрать близкое по смыслу слово).

Учитель р.яз.: Как называются слова близкие по смыслу? (Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по смыслу). (Слайд 3).

Учитель р.яз.:Сегодня на уроке мы будем работать с синонимами.

У каждого из вас на столах лежит листок. Подпишите его. Вам предстоит выполнить несколько заданий на уроке. Ваша задача: оценить себя по каждому этапу работы, и в конце урока поставить итоговую оценку.

На доске проецируется сказка.(Слайд 4).

Давным-давно в небольшой избушке на лесной опушке жили геометрические фигуры: Треугольник, Квадрат и Круг. Всё они делали сообща. Вместе по грибы ходили, еду варили, дом прибирали. А однажды загрустили, затосковали. Захотелось им людям послужить. Узнали друзья, что есть волшебная страна Математика и решили туда отправиться.

Не терпелось кругу поскорее до места добраться. Подгонял он друзей по дороге, а потом и вовсе вперед убежал…да и заблудился. Страшно одному в лесу, боязно. Закричал, заголосил Круг на весь лес.

Товарищи его услышали – отозвались, откликнулись. Обрадовался Круг, выбежал на тропинку, крепко взял друзей за руки и запел чудесную песню:

Если с другом вышел в путь
Веселей дорога!
Без друзей меня – чуть-чуть.
А с друзьями – много!..

Задание по группам.

(Каждой группе предлагается по небольшому отрывку. Задача детей найти синонимы и объяснить свой выбор. Определить, к какой части речи относятся слова каждой группы.)

Проверка – (Слайд 5).

Учитель р.яз.: Ребята, расположите словапуть, тропинка, дорога по принципу нарастания значения. (Ответы детей). (Слайд 5).

Учитель р.яз.:В тексте есть ещё слова-синонимы. Найдите синоним к слову друг. Вспомните пословицы, где встречается слово друг. (Ответы детей).

5. Работа с пословицами.

Учитель р.яз.:Соотнесите русские пословицы с английскими пословицами. Укажите соответствие стрелками.

Русские пословицы

Английские пословицы

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг в нужде – действительно друг.

Друг познается в беде.

Если человека не знаешь, посмотри на его друга.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты.

У кого много друзей, не нуждается в полном кошельке.

Проверка – (Слайд 6).

Учитель р.яз.: Ребята, так какую роль в речи играют синонимы? (Синонимы помогают избежать повторов, сделать речь более яркой, красочной).

6. Физкультминутка.

Перед следующим этапом нашей работы нужно сделать небольшой перерыв.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

7. Сходство в математике.

Учитель математики: Ребята, вы поработали со сказкой, героями которой были круг, треугольник, квадрат. Сейчас вам предстоит подумать, по какому признаку объединены данные геометрические фигуры?(Слайд 7).

8. Работа с геометрическими фигурами.

Задание 1 по группам.

Каждой группе детей учитель раздает наглядное пособие, где собраны предметные картинки из разных геометрических фигур. Задача детей установить сходство между фигурами и показать их соответствие стрелками. (Елка, домик, девочка). (Слайд 8).

Задание 2 по группам.

Учитель предлагает детям выполнить творческое задание. Каждая группа должна из одинаковых геометрических фигур разного размера составить предметную картинку и защитить свою работу. (После проверки учитель может показать, какие еще предметные картинки можно собрать из геометрических фигур). (Слайд 9).

9. Решение задачи.

Учитель математики: Мы установили сходства на примере геометрических фигур. А теперь попробуем это сделать в решении задач. (Слайд 10).

Реактивная ступа

В наши дни из сказки смело,
Лишь застлало небо мглой,
Бабка-Ёжка прилетела
В ступе с длинною метлой!

Повертелась, покружилась,
Покидая высоту.
И случайно очутилась
Ведьма в аэропорту!

Подходила и к пилотам:
Это что за ступолёты?
Рассмеялись лётчики:
Ступолёты прочные!

Хороши-то, хороши,
Но мою седую ступу
Ругать тоже не спеши!
Сделала ремонт я ей,
Реодвигатель у ней!

Кто скорей взовьётся в небо?
На лету оно видней

Учитель математики: Ребята, а какие слова-синонимы встретились в этом стихотворении? (Бабка-Ёжка – ведьма, повертелась – покружилась).

Учитель р.яз.: Здесь встретилось очень необычное словосочетание Седая ступа. Как вы думаете, слово седая употреблено в прямом или в переносном значении? Подберите синоним к слову седая(старая, ветхая, дряхлая). Подберите синоним к слову ступолеты. (Самолеты).(Слайд 10).

Учитель математики: Ребята, вот и мы с вами должны будем решить задачу про ступолет и самолет. Прочитайте задачу.(Слайд 11).

Самолёт и ступа летели с разной скоростью. Скорость самолета в 3 раза больше скорости ступы. Найти скорость самолета и скорость ступы, если их общая скорость 560 км/ч.

(Ребята решают задачу с помощью уравнения.(Слайд 11).Устанавливают сходство буквенных частей в уравнении).

10. Подведение итогов урока.

Учитель р.яз.: Ребята, с какой темой мы работали на уроке?

(Сходства и соответствия в русском языке и математике).

Давайте вспомним, какие сходства мы обнаружили в русском языке? (Установили сходства между словами по звучанию и написанию – омонимы; по лексическому значению – синонимы; устанавливали соответствия между русскими и английскими пословицами). Так какую же роль в речи играют синонимы? (Делают речь яркой, образной, позволяют избегать повторов).

Учитель математики: А какие сходства мы обнаружили в математике? (Сходство геометрических фигур по форме, размеру, цвету). Что ещё мы делали на уроке? (Устанавливали соответствие между предметной картинкой и геометрическими фигурами, сами из предложенных фигур составляли предметную картинку, решали задачу с помощью уравнения)

11. Оценивание. (Самооценка).

Ребятам предлагалось выполнить 5 заданий и оценить себя по каждому этапу работы. Учащиеся ставили “+” за правильно выполненную работу, “+” за допущенные ошибки, “ – ” за невыполненную работу. (Слайд 12).

5 (+) -------------5
4 (+) ------------4
2-3 (+) --------– 3