Цель:
Образовательная:
- Закрепить и обобщить знания у учащихся об исторических событиях времён правления Петра 1, Екатерины 2, Александра 1 и Александра 2, в том числе: основные политические события и преобразования, изменения всех форм общественной и государственной жизни периода XVIII-XIX вв., развитие образования и науки в период становления и развития Российской империи.
Развивающая:
- Продолжить развитие метапредметных умений и навыков, в том числе:
- Выделение главного;
- Систематизация;
- Обобщение;
- Развитие логического мышления;
- Развитие монологический речи.
Воспитательная:
- Формировать чувство гордости за достижения своей страны;
- Уважения к патриотам своей Родины. Через логическое осмысление и чувственное восприятие формировать личностное отношение к событиям, происходившим в стране в XVIII- XIX вв.
- Способствовать становлению собственной нравственной позиции учеников, их гражданско-патриотическому воспитанию.
- Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.
Тип урока: обобщающий
Оборудование:
- Портреты Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра II;
- Указатели групп: “Историки”, “Исследователи”
- Задания на карточках;
- Изображение берёзы, аудиозапись песни группы Любе “Берёзы”
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация знаний
Учитель:Урок у нас сегодня необычный урок – игра. Перед нами сегодня стоит достаточно сложная, но интересная задача.
Мы сегодня должны будем вспомнить эпоху ПетраI, Екатерины II, Александра I, Александра II. чтобы легче было запомнить, для этого вам очень понадобятся умения выделять главное в большом материале, обобщать их, а самое главное быстро их фиксировать в тетради с кратким обозначением главных событий. Начинаем урок – игру. На нашем игровом поле встречаются 2 команды.
(“Историки”,“Исследователи”)
- Перед тем как мы начнём нашу игру я хочу дать вам напутствие:
“Есть три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий – подражание, третий, самый горький – опыт”
Сказал древний философ Конфуций.
- Мы вместе пройдем этими путями. И покажем свои знания.
Сегодня все мы собрались,
И дружно за руки взялись.
Работать в группе нам легко,
А в одиночку тяжело!
2. Работа над темой урока.
Учитель: Итак, первое задание! Постарайтесь правильно ответить на вопрос. За правильный ответ команда получает берёзовый лист.
I тур: “Блиц-опрос
Кто был первым императором? (Пётр I)
- Время правления этой царицы называли "Золотым веком дворянства"? (Екатерина II)
- Внук Екатерины II? (Александр I)
- О ком говорил А.С. Пушкин: Он сам был первым нашим университетом? (О М.В. Ломоносове)
- По приказу Екатерины II открывается учебное заведение для дворянок. Как оно называется? (Смольный институт благородных девиц)
- Основала первую Академию для изучения русского слова?(Е.Р. Дашкова)
- Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками во время войны 1812 года? (М.И. Кутузов)
- Назовите самую крупную битву Отечественной войны с Наполеоном. (Бородинская)
- Почему Александра II называли царём – освободителем? (подписал манифест об отмене крепостного права)
- Кто такие меценаты? (Вкладывали деньги в развитие культуры, образования.)
- Учитель:Сейчас каждая команда разделится на 2 группы и каждая группа получит карточки с вопросами. 1 группа будет готовить рассказ об эпохе Петра - I, 2 – эпоха Екатерины II, 3 группа – Александр I, 4 группа – Александр II (на подготовку 3-5 минут, сигнал – колокольчик). Приложение 1
1 группа:
|
2 группа:
|
3 группа:
|
4 группа:
|
Учитель: Начинаем изображать нашу схему событий. Первый император Российской империи Пётр I, вошёл в историю как царь-реформатор, как Петр Великий.Слайд 1.
Его реформы: (1 группа)
- Строительство кораблей, развитие флота;
- Северная война – завоевание выхода к Балтийскому морю;
- Основание Российской империи;
- Преобразования в государстве – установил абсолютную власть, перепись населения, налоги;
- Преобразования в культуре, науке, быту.Слайд 2 – 3.
Учитель: Продолжательницей дел Петра Великого стала императрица Екатерина II. Слайд 4-6.
Реформы, проведённые Екатериной II (группа 2)
- Укрепление крепостного права;
- Великие военачальники А. Суворов, Ф. Ушаков
- Развитие науки и образования-1755 – открытие Московского университета, Смольный институт благородных девиц, Академия наук.
- Строительство Эрмитажа и Зимнего дворца в Петербурге.
Учитель: Теперь мы переходим к следующему заданию, нужно вспомнить события, которые произошли в следующие даты.
II тур: Когда это было?
Назовите события, которые произошли в данных датах: (учитель бросает мяч, называет дату или событие:“Мяч лови – событие назови”)
- 1682 – Пётр I стал русским царём.
- 1702 - первая печатная газета “Ведомости”.
- 1703 – строительство Санкт –Петербурга.
- 1718 – введение ассамблеи.
- 1721 – Пётр I принял титул императора.
- 1755 – открытие Московского университета.
- 1790 – взятие турецкой крепости Измаил.
- 1812 – Отечественная война с Наполеоном.
- 1851 – первая железная дорога Петербург – Москва.
- 1861 – отмена крепостного права.
- 1896 – первый сеанс кинематографа.
Учитель: Закрепим наши знания о правлении императора Петра I и императрицы Екатерины II с помощью следующих заданий.
III тур: “Найди лишнее”
В каждой карточке найти лишнюю дату или картинку. Приложение 2
IV тур “Расшифруй слова” (филворд). Приложение 3
(ведомости, империя, рекрут, флот)
Б | А | У | Т | Ф |
Д | Р | Р | О | Л |
В | Е | К | Т | И |
Я | Д | И | С | Ж |
И | О | М | О | Н |
Р | Е | П | К | А |
(Бородино, Кутузов, Фили, гусар)
Б | О | К | У | Г |
Т | Р | О | С | Е |
К | В | Д | А | Р |
У | Ф | И | Л | И |
Т | З | Н | Ш | К |
У | З | О | В | А |
Учитель: Император Александр I был назван благословенным, хотя для российского народа ничего особенного не сделал, в своём манифесте говорил, что будет во всём подражать Екатерине (группа 3) Слайд 7–8.
Cобытия, произошедшие в годы его правления:
- Великая Отечественная война 1812 г.;
- Строительство церквей (Церковь Христа Спасителя);
- Строительство Казанского университета.
Учитель: Следующий император вошёл в историю как император – освободитель – Александр II(группа 4)Слайд 9 – 11.
Реформы, проведённые Александром II:
- Принятие манифеста об отмене крепостного права;
- Строительство заводов и фабрик;
- Сословие – купечество;
- Меценаты (братья Третьяковы, А. Бахрушин,В. Морозова);
- Развитие науки и техники.
Учитель: Перейдём к следующим заданиям, предлагаю вам утверждения:
V тур: “Утверждение”
Если с утверждением согласны, то 1 команда хлопает в ладоши, 2 команда поднимает руки.
Задания 1 команде:
- При Петре I появились рекруты.
- Пётр I основал город – Петрозаводск.
- Первый музей назывался – Кунсткамера.
- Во время правления Екатерины II построен Зимний дворец.
- Русской армией в Бородинском сражении командовал А.В. Суворов.
Задания 2 команде:
- Александр II ввёл новый календарь.
- “Юности честное зеркало” было написано в правлении Петра I.
- Черноморским флотом в войне с Турцией командовал М.И. Кутузов.
- Открытие Московского университета связано с именем Екатерины II.
- В книге “Наука побеждать” А. Суворов говорил: “Иду на вы”
VI тур: “Эрудиты”. Приложение 4
Капитан команды выбирает по цвету карточку с заданием. Время на обсуждение вопросов-30 - 40 секунд. За каждый правильный ответ – берёзовый лист.
- Кем были введены в обиход слова: “чертёж”, “молоток”, “запруда”, “шнурок”, “смола”, “маятник”. “формула”, “барометр”. (М. Ломоносов)
- Кто изобрёл электрическую машину, телескоп, микроскоп? (И. Кулибин)
- Кто дал толкование таких слов как “дружба”, “добродетельный человек”? (Е. Дашкова)
- Кто создал “паровые повозки”? (отец и сын Черепановы)
- Про чьё изобретение говорили: “Ну и пушка, на круглый стол похожа!” (А. Нартов)
- Изобрёл паровую машину. (И. Ползунов)
- Создатель русского фарфора. (Д. Виноградов)
- О чьём изобретении писали иностранные газеты: “Свет приходит к нам с Севера – из России!” (П. Яблочков)
- Посвятил свою жизнь изучению мира растений. (К. Тимирязев)
- Впервые применил наркоз в боевых условиях (Н. Пирогов)
- Кого называли “последним русским летописцем и первым историком”? (Н. Карамзин)
- Кто создал книгоиздательское товарищество? (И. Сытин)
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Подведём итог нашего урока (один ученик по схеме рассказывает об эпохе развития Российской империи от Петра I и до Александра II.) Слайд 12.
- Вы сегодня хорошо поработали и заработали много берёзовых листьев. Украсьте наше дерево своими листьями.
- Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке!