Урок русского языка по теме "Род имен существительных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: Открытие нового знания.

Цели: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия “род имён существительных”, формировать умения распознавать род имени существительного.

Задачи:

предметные

  • создать условия для обучения умениям распознавать род имен существительных;
  • развивать орфографическую зоркость и познавательный интерес;

метапредметные

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные);
  • развивать умения самостоятельно “открывать” новые знания, классифицировать объекты по заданным параметрам; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов на основе наблюдений (познавательные);
  • учить учебному сотрудничеству при работе в группе (коммуникативные).

Оборудование: Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. 2011, карточки - помощница (алгоритмы работы) для каждой группы, памятки, таблица “Род имён существительных”.

Интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы смекалистые дети —
Все хотим узнать на свете.
Будем русский изучать
И пятерки получать.

(На доске карточки с этапами урока. Учащиеся выбирают нужные этапы.)

II.  Актуализация знаний.

1. Словарная работа.

Запишите лишнее слово.

Прыгать, сорока, стрекотать, летать.

Черёмуха, заяц, пшеница, рябина.

Пальто, волшебный, серебряный, тёплый.

Пассажир, ученик, Москва, художник.

Я, мы, забор, они.

(Запись слов на доске и в тетрадях с комментированием и объяснением.)

Учитель. Прочитайте запись на доске.

Сорока, заяц, пальто, Москва, забор.

Учитель. Что вы заметили?

Дети.

- Это словарные слова.

- Нужно знать их написание.

- Слова с непроверяемой орфограммой.

- Это имена существительные.

Учитель: Какое слово из данных может быть “лишним” и почему?

Дети: - “Лишнее” слово – заяц. В этом слове ударение падает на первый слог, а в остальных на второй;

- “лишнее” слово-ворона, т.к. в нём 3 гласных, значит 3 слога, а в других словах-2;

- “лишнее” слово - Москва, т.к. это имя собственное, пишем с заглавной буквы;

- “лишнее” слово – пальто, т.к. в этом слове пишется буква ь, а в других словах нет.

Учитель: Почему я предложила вам слова этой части речи?

Люба: Изучаем тему “Имя существительное”.

Учитель: Что уже узнали на уроках об этой части речи? Чтобы быстрее вспомнить, предлагаю объединиться в группы.

2. Обобщение знаний об имени существительном.

Задание группам.

- Составьте словесный портрет Имени Существительного по плану (карточка с алгоритмом):

1. Что такое имя существительное?

2. Что обозначает имя существительное?

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

4. Каким членом предложения может быть?

5. Перечисли несколько признаков имени существительного.

(В течение 1-2 минут дети в группах повторяют известные сведения, распределяют вопросы. Заслушивается та группа, которая была готова первой, остальные дети при необходимости дополняют или задают вопросы.)

Учитель: Составьте устно предложения с записанными словарными словами. (Фронтальная проверка.) Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Спасибо.

Учитель. Предложите, какие задания ещё можно выполнить, используя эти слова.

Слава: Можно разделить на две группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Учитель. Дети, а вы согласны?

Дети: Да.

Учитель. Приступайте к работе.

III. Самостоятельная работа.

Учитель: Как можно проверить правильность выполнения задания?

Юля: Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые - на вопрос что? .

1. Проверка на доске (два ученика).

ворона пальто
заяц Москва
забор

2. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Учитель: Теперь я вам предложу задание: укажите число и род имен существительных.

Вадим: Все слова в форме единственного числа.

Учитель: Верно подметил, молодец. Правильно, мы сегодня на уроке работаем не со всеми именами существительными, а только с существительными в форме единственного числа.

(Дети в замешательстве. Они смогли выполнить задание частично.)

IV. Выявление коллизии и постановка учебной задачи урока

Учитель: Почему вы не смогли выполнить задание полностью?

Рита: - Мы не знаем, что такое род имен существительных.

Миша: - Мы такое задание ещё не выполняли.

Учитель. Какую задачу мы должны поставить перед собой?

Юля. Научиться определять род имён существительных.

Учитель. Дети, вы согласны?

Дети. Да.

V. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Как определить род имен существительных? Ответить на этот вопрос нам предстоит сегодня. Это тема нашего урока. Я вам предлагаю провести исследование. Думаю, что умение работать в группе вам поможет.

VI. Открытие нового знания.

1. Грамматическая сказка.

- Прослушайте сказку:

Как у слов-существительных род появился

Cначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён”.

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали слова стул, и стол, и дом и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода”. (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так роду существительных появился. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам сейчас предстоит его открыть.

2. Исследование (работа в группах) по алгоритму (для каждой группы карточка – помощница).

1) Прочитайте слова.

2) Подставьте к именам существительным слова

ЭТОТ, МОЙ, ОН,

ЭТА ,МОЯ, ОНА,

ЭТО, ОНО, МОЁ.

3) Определите род имён существительных.

4)Сформулируйте вывод-отчёт.

(В ходе отчета групп на доске составляем таблицу “Род имён существительных”.)

3) Вывод-отчёт группы.

3. Обобщение проделанной работы:

Учитель. С какими словами вы работали?

Дети: - Мы работали со словами (называют...)

Учитель. Что нового вы узнали об именах существительных?

Дети: - Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Учитель. Как определить род имени существительного?

Дети:

- в мужском роде подставляем слова ЭТОТ, ОН, МОЙ;

- в женском роде подставляем слова ЭТА, ОНА, МОЯ;

- в среднем роде подставляем слова ЭТО, ОНО, МОЁ .

(Подписывают род вверху над словами.)

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на столбики слов. Что интересного в группировке можно отметить?

Алёша: В обоих столбиках есть слова мужского и женского рода. А вот среднего только во втором.

Учитель: Какой сделаем вывод?

Дети: Среднего рода бывают только неодушевлённые имена существительные.

VII. Первичное закрепление во внешней речи.

Памятка-стихотворение.

Учитель. Дети, вы сейчас открыли секрет узнавания рода имени существительного, который знала королева. Чтобы его запомнить, я предлагаю вам заучить стихотворение – памятку (учитель раздаёт детям памятки).

Женский род запомню я
И скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он мой”.
Средний род – “Оно моё!”
Это правило твоё!

Физкультминутка

(работа с интерактивной доской).

- Я буду показывать имена существительные разного рода. Если покажу имя существительное мужского рода, надо присесть. Если покажу имя существительное женского рода, надо встать. Если среднего рода – надо подпрыгнуть.

Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер.

(Работа с тренажёром по русскому языку. Проверка осуществляется путём прикосновения к доске. При правильном ответе меняется цвет слова.)

VIII. Закрепление изученного. Работа с учебником.

1. Чтение правил (стр. 126-127), работа с таблицей на доске.

Учитель: Откройте учебник на странице 126 - 127. Прочитайте правило.

Внимательно читайте. Возможно, что – то пропустили? (Вывешивается таблица “Род имен существительных”.)

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу и найдите в правилах учебника ответ на указанный мной в таблице пример. (Зачитывают ответ по правилу.)

2. Работа с иллюстрацией на стр. 126.

Учитель. Распределите имена существительные по родам (устно).

3. Самостоятельная работа (упр.238).

Учитель. Девочки выписывают слова женского рода, мальчики – мужского рода. Придумать ещё два своих слова и дополнить список.

4. Игра “Добрый волшебник”.

Учитель. Измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевлённое имя существительное.

Вопрос кто? лиса (липа), кот (рот), коза (коса), цапля (капля), щука (рука).

Учитель. Подпишите род имён существительных. Что заметили?

Дети: Нет существительных среднего рода, так как все слова получались из одушевлённых имён существительных.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Обращаемся к плану урока, отмечаем, что выполнили.

Учитель: - Что узнали нового на уроке?

Дети: - Как определить род имен существительных.

Учитель: Назовите слова – подсказки.

Артём: А я запомнил стихотворение (рассказывает).

Дети: - Род можно определить только у существительных единственного числа.

- Средний род бывает только у неодушевлённых имён существительных.

Учитель. Спасибо, ребята, за работу.

X. Домашнее задание. Стр. 128, правило; упр. №239.