Цель: формирование представлений о соединениях углерода, химических свойствах оксидов, гидроксида и солей углерода.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
- повторение классификации соединений углерода;
- изучение строения, свойств и значения оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей.
Планируемые результаты:
Личностные умения
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные умения
Познавательные умения
- находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- вести наблюдение;
- прогнозировать ситуацию.
Регулятивные умения
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известными правилами;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения
- формулировать высказывание;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения
- характеризовать строение молекул по способу их образования; писать уравнения реакций, подтверждающие их свойства; распознавать соединения углерода.
- осуществлять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности.
Организация образовательного пространства
Ресурсы:
- персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов” http://school–collection.edu.ru и Томского государственного университета http://www.skillopedia.ru;
- мультимедийный проектор, химические реактивы и химическая посуда для выполнения лабораторного опыта.
Форма работы: индивидуальная, в паре, групповая
Межпредметные связи: биология, география, геология, минералогия, окружающий мир.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Организационный момент
Приветствие обучающихся. Создание психологической атмосферы урока: подготовка необходимого оборудования, включение обучающихся в деловой темп урока.
Этап I. Самоопределение к деятельности
Цели:
- Актуализировать имеющиеся знания, связанные с соединениями углерода;
- Мотивировать обучающихся к изучению темы.
Давайте вспомним, на какие группы делятся вещества по происхождению (слайд 2)? (органические и неорганические).
Можно ли встретить соединения углерода среди этих веществ? (да)
В виде каких классов соединений они встречаются? (оксиды, гидроксиды, соли, углеводороды и их производные)
Можем ли мы встретиться с соединениями углерода в повседневной жизни? (да)
Углекислый газ есть в воздухе, угарный газ выделяется при сгорании бензина, угольная кислота присутствует в газированных напитках, углекислый аммоний и сода есть на каждой кухне.
Соединения углерода образуют минералы и горные породы, такие как кальцит, магнезит, малахит, сидерит и др. (слайды 3-6).
Соединения углерода находят широкое применение в быту, в медицине, ювелирном деле, промышленности и многих других отраслях. Не следует забывать о том, что неправильное использование соединений углерода может привести к трагедии, например отравлению или взрыву, поэтому важно знать свойства углеродсодержащих веществ, чтобы они приносили пользу, а не вред.
Планируемые результаты:
- Личностный результат - Проявление интереса к поставленной проблеме.
- Предметный результат
Классификация соединений углерода по происхождению и составу;
Местонахождение в природе соединений углерода.
Э тап II. Учебно-познавательная деятельность
Цели:
- Называть соединения углерода по международной, тривиальной и рациональной номенклатуре;
- Характеризовать способы получения соединений углерода;
- Характеризовать физические и химические свойства соединений углерода;
- Составлять уравнения химических реакций, подтверждающие способы получения и свойства соединений углерода.
СО Оксид углерода (II), угарный газ, монооксид углерода, окись углерода (слайды 7-9) |
Физические свойства: газ без цвета и
запаха, нерастворим в воде, ядовит Получение: неполное сгорание угля
взаимодействием угля с углекислым газом
пропусканием водяных паров над раскаленным углем
Химические свойства: с кислородом
со щелочами при нагревании
с оксидами металлов
|
СО2 Оксид углерода (IV), углекислый газ, диоксид углерода, двуокись углерода (слайды 10-15) |
Физические свойства: газ без цвета и
запаха, хорошо растворим в воде Распознавание:
Получение: горение угля
окисление угарного газа
разложение карбонатов
карбонат с кислотой
Химические свойства: с водой вопрос: почему дождевая вода слабокислая [1]?
со щелочами
с магнием
Фотосинтез вопрос: почему на большом поле урожай в середине поля меньше, чем по краям [1]?
|
Н2СО3 Угольная кислота (слайды 16-17) |
Физические свойства: в свободном
виде не существует Получение: углекислый газ + вода
Химические свойства: Проявляют общие свойства кислот с активными металлами
с основными оксидами
с основаниями
специфические свойства: разложение
диссоциация
|
Соли: Карбонаты СО32- Гидрокарбонаты НСО3- (слайды 18-20) |
Физические свойства: твердые,
бесцветные, растворимы в воде только карбонаты
щелочных металлов Химические свойства: кислая соль + щелочь Просмотр видео [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.skillopedia.ru/material.php?id=4172
разложение кислых солей вопрос: почему горы Крымского полуострова имеют много пещер [1]?
средняя соль + кислота вопрос: почему образуются сталактиты [1]?
|
Форма работы: групповая
Планируемые результаты:
Регулятивный результат
- Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативный результат
- Умение выполнять учебные задания всей группой.
Предметный результат
- Умение строить предложения, оперируя химическими терминами;
- Умение писать уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства соединений углерода.
Этап III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели:
- стимулировать интерес к выполнению заданий практического характера;
- научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.
Варианты заданий:
Задание 1 (репродуктивный уровень).
Используя инструктивную карту, проведите лабораторный опыт “Гидролиз солей угольной кислоты” (слайды 21-23).
1. В ячейки планшета капните по 1–2 капли раствора карбоната натрия и гидрокарбоната натрия, по каплям добавьте раствор универсального индикатора. Что наблюдаете?
2. Запишите уравнение реакции гидролиза солей в молекулярном и ионном виде.
3. Сделайте вывод о результатах опыта.
Форма работы: в паре
Задание 2 (частично-поисковый уровень).
Базовый уровень. Осуществите превращения (слайд 24-26):
Уголь —> оксид углерода (IV) —> карбонат кальция —> гидрокарбонат кальция —> карбонат кальция —> оксид углерода (IV) —> углерод
Решение:
С —> СО2 —> СаСО3 —> Са(НСО3)2 —> СаСО3 —> СО2 —> С
С + О2 —> СО2
СО2 + СаО —> СаСО3
СаСО3 + Н2О + СО2 —> Са(НСО3)2
Са(НСО3)2 + Са(ОН)2 —> 2СаСО3 + 2Н2О
СаСО3 —> СаО + СО2
СО2 + 2Мg —> 2MgO + С
Повышенный уровень. Установите вещество X. Составьте соответствующие уравнения реакций (слайды 27-33):
С —> Х —> СН4
1) СО
2) CaC2
3) Аl4C3
4) CO2
3C + 4Al —> Al4C3
Al4C3 + 12H2O —> 4Al(OH)3v+ 3CH4^
C —> X —>CO
CH4
CO2
CaCO3
O2
C + O2 —> CO2
CO2 + C —> 2CO
CO2 —> X —>HCOONa
H2CO3
HCOOH
C
CO
CO2 + C —> 2CO
CO + NaOH —> HCOONa
Задание 3 (эвристический уровень).
Вычислите массу кристаллогидрата карбоната натрия, который необходимо добавить к 200 г 12%-ного раствора карбоната натрия, чтобы массовая доля раствора стала 20% (слайды 34-36).
Решение:
определяем поправочный коэффициент (массовая доля карбоната натрия в кристаллогидрате)
решаем задачу “методом рисунка”
37% 12% 20% + = х 200 г (200+х) г
37 * х + 12 * 200 = 20 * (200+х)
37 * х + 2400 = 4000+20 * х
17 * х = 1600
х=94
Ответ: для приготовления раствора с заданной концентрацией необходимо 94 г кристаллогидрата натрия.
Планируемые результаты:
Личностный результат
- Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Познавательный результат
- Умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания.
Регулятивный результат
- Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативный результат
- Умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.
Этап IV. Рефлексивная деятельность
Цели: научить школьников
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика:
Задание 1 (самоанализ ). Закончите предложения.
- Чтобы написать уравнение реакции без ошибок, нужно .......................................
- Чтобы правильно провести химический эксперимент надо ............ ...............
Задание 2 (самооценка ). Закончите предложения.
- Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) .....................
- Я не доволен(льна) тем, что сегодня ..............................
Результаты деятельности вносятся учителем после освоения темы учащимися в портфель личных достижений.
Этап V. Информация о домашнем задании
- Параграф 46
- Письменно по выбору на “3” - №4; “4” - №2,3; “5” - №6 после параграфа;
- Дополнительно: №7.
Литература и сайты
- Кендиван О.Д-С., Саая А.Н. Химические явления за окном // Журнал “Химия”.ИД “Первое сентября”, 2012. - №2. – С.51-56.
- Кузнецова Н.Е., Литвинова, Т.Н., Левкин, А.Н. Химия: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. – 256 с.
- Левкин, А.Н., Кузнецова, Н.Е. Задачник по химии: 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.
- Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение, 1997. – 568 с.
- Москаленко Т.Д. Химия. – М.: Мир книги, 2007. – 216 с. (Серия “Современная школьная энциклопедия”).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
- http://www.catalogmineralov.ru/mineral/711.html - сидерит
- http://www.catalogmineralov.ru/mineral/763.html - магнезит
- http://www.catalogmineralov.ru/sample-all/45.html - кальцит
- http://www.catalogmineralov.ru/mineral/58.html - малахит
- http://www.skillopedia.ru/material.php?id=4172 – взаимодействие оксида углерода с гидроксидом кальция