Цель занятия – знакомство с композиционными особенностями построения текстов служебных документов, а именно: форма документа, расположение информационного материала в документе; последовательность изложения материала в служебном документе; соразмерность частей документа; рубрикация.
Форма работы – индивидуально-групповая.
Тип занятия – лекция.
Средства обучения - образцы документов, памятки, презентация.
Задачи занятия.
- Образовательная – ознакомить с композиционными особенностями построения текстов служебных документов.
- Обучающая – совершенствовать умение конспектировать лекцию, в том числе средствами графики (выделение тезисов, составление схем, таблиц).
- Развивающая – развивать активность внимания
- Воспитательная – создать условия для реализации учащимися знаний в области языка, невостребованных жизненной ситуацией.
Ход занятия
I. Актуализация знаний.
1. Беседа.
- Какие сведения в служебном документе интересуют прежде всего работника, ответственного за регистрацию и рассылку корреспонденции (курьера, младшего секретаря)? Дата, номер письма (входящая или исходящая корреспонденция), наименование учреждения, адрес и отправитель (либо получатель).
- На что обратит внимание референт (работник, осуществляющий подбор писем, дополнительных документов по письму)? Референта (или старшего секретаря) интересует в первую очередь заголовок (тема) письма: приказ, заявление, иск, отказ и т.д.
- Что будет важно для специалиста (директора, инспектора, следователя, юриста и т.д.), которому адресовано письмо? Специалиста, который должен детально ознакомиться с содержанием письма, дать по нему заключение, интересуют прежде всего основная часть текста, приложения к тексту.
2. Создание проблемной ситуации.
- Перед вами два документа (см. Приложение 1): на обработку какого из них уйдет меньше времени, и он скорее дойдет до адресата и быстрее будет рассмотрен? Помните про цепочку “Курьер – Референт – Специалист”! (Неверно оформлен Документ №2)
- Чтобы внести необходимую правку в форму Документа №2, необходимо знать композиционные особенности служебных документов.
II. Лекция.
План (записан на доске).
- Форма документа.
- Расположение материала в документе.
- Последовательность изложения материала в служебном документе.
- Соразмерность частей документа.
- Рубрикация.
Материал для лекции. (см. Приложение№2.)
Форма документа.
Элементы оформления | Наименование организаций, адреса, даты, регистрационные номера. |
Элементы содержания | Структурные части основного текста: обращение, заголовок, мотивировки, вывод, цифровые перечни, схемы и т.д. |
Задание: преобразуйте данную таблицу в схему. (Работа осуществляется “по памяти”, затем таблица - на слайде №1 - вновь открывается для сверки.)
Обсуждение образцов: Документы №1 и №2 (см. Приложение №1) – на наличие элементов оформления и элементов содержания.
Расположение материала в документе.
- Служебный документ имеет стандартную форму и составляется в строгом соответствии с типовым формуляром, принятым для данной разновидности документов (ГОСТ).
В типовом формуляре закрепляется:
Состав обязательных элементов оформления документа, обеспечивающих его юридическую и практическую полноценность.
Логическая схема документа, то есть такое взаимное расположение его частей, которое дает наибольшие удобства в работе с документами.
Задание: письменно ответьте на вопросы:
а) чем произвольная форма отличается от стандартной?
б) какой документ определяет стандартную форму для данной разновидности документов?
в) что обеспечивают обязательные элементы оформления документов?
г) что такое “Логическая схема документа”, для чего она выстраивается?
(Вопросы представлены на слайде №2. После выполнения задания учащиеся выполняют взаимопроверку в парах по материалу на слайде №3.)
Обсуждение образцов: Документы №1 и №2 (см. Приложение №1) - с точки зрения их логической схемы.
3. Последовательность изложения материала в служебном документе.
- Общие требования к изложению материала в служебном документе: а) изложение должно вестись по четко продуманному плану; б) ни в общем плане изложения, ни в переходах от одной части текста к другой, ни в отдельных формулировках не должны нарушаться законы логики.
- Виды текстов по способу изложения: а) повествование; б) описание; в) рассуждение. При этом повествование, описание и рассуждение очень часто сочетаются, взаимодействуют, дополняют друг друга. Документы сложного состава (годовые отчеты, уставы, др.), как правило, представляют собой тексты смешанных типов.
Задание: рассмотрите таблицу “Требования, предъявляемые к каждому типу изложения материала” (памятки – см. Приложение №3, а также слайд №4), подготовьте сообщение о требованиях, предъявляемых к одному из типов изложения материалов (работа по вариантам), из данных образцов (см. Приложение №4) выберите тот, что соответствует выбранному вами типу, свой выбор обоснуйте.
Сообщения и обсуждение образцов.
4. Соразмерность частей документа.
- Служебный документ должен быть посвящен одному вопросу. Он не должен содержать тематически разнородных, логически не связанных между собой сведений. Автор должен уметь выделить главное, привести решающие аргументы, подкрепить свои соображения лишь самыми необходимыми, самыми важными фактами или цифрами.
Если эти требования не выполняются, объем основной части документа увеличивается, документ усложняется.
Задание: исходя из изложенного тезиса сформулируйте правило “О соразмерности частей служебного документа”. (См. слайды №5-6)
5. Рубрикация.
- Рубрикация – членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.д. Рубрикация является внешним выражение композиционной структуры произведения. Степень сложности рубрикации зависит от содержания произведения – его объема, тематики и назначения.
Задание: рассмотрите таблицу “Две системы нумерации” (см. слайд №7-8), подготовьте по ней сообщение.
Сообщение.
Обсуждение вопроса “В каком случае используется рубрикация?”
III. Итог.
Задание: выполните правку Документа №2.
Домашнее задание.
- Заполнить в соответствии с типовым формуляром заявление “О постановке на учет в налоговый орган” (для выдачи ИНН).
- Подготовить на основе записей памятку “Композиционные особенности служебных документов”.