Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. под редакцией доктора исторических наук Сванидзе А.А. “Всеобщая история. История Средних веков”.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе.
Задачи урока:
- определить вместе с учащимися основное содержание основных понятий темы: сословия, индульгенция, еретик, инквизиция;
- развивать умения учащихся работать с текстом, составлять сравнительную таблицу;
- охарактеризовать процесс превращение католической церкви в сильнейшую экономическую и политическую организацию;
- формировать у учащихся умения составлять схему;
- ознакомить учащихся с учением католической церкви;
- дать представление о понятии ересь, еретик, причинах возникновения ереси, как формы протеста народных масс против гнета католической церкви;
- воспитывать толерантность к представителям разных конфессий.
Оборудование:
- Учебник, интерактивная доска, компьютер.
Подготовительная работа:
Ход урока
Учитель: В средние века мыслители считали, что мир, созданный Богом разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.
Что же такое сословия?
Откройте учебник на стр. 123 прочитайте определение и запишите определение в тетрадь.
(ученики записывают определение в тетрадь).
Сословия - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Учитель: Какие же сословия выделяли в средние века? Давайте прочитаем средневековую притчу и определим эти сословия. ( карточка №1)
“Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных, исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним... молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю”
(ученики читают притчу)
Учитель: Соотнесем сословия средневекового общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.
- Каких животных выделяет автор притчи? (ответы учеников)
- Овцы –
- Быки –
- Собаки-
- Какие обязанности у каждого сословия?
(ответы учеников)
- Овцы – молиться за других, наставлять людей, внушать любовь к людям.
- Быки – обеспечивать жизнь себе и другим.
- Собаки - проявлять силу в необходимых пределах, защищать тех кто молится и пашет землю.
-Как вы думаете о каких сословиях говорит автор?
- Духовенство -“те кто молится” (монахи и священники)
- Рыцарство – “те, кто воюет” (рыцари, светские феодалы)
- Крестьянство - те кто трудится” (крестьяне, ремесленники)
(ученики записывают в тетрадь)
Учитель: С образом жизни, занятиями каких сословий мы уже знакомы?
(ответ учеников: крестьян и рыцарей)
Выполним задание №2 (задание написано на интерактивной доске или на карточке ).
“...Прежде всего он (крестьяне) должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра... и засеивать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати, и сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве подати, и сложить их табелями и соорудить 16 ярдов ограды в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с 2 ягнятами”.
Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркнуть 1 чертой), а какие барщиной (подчеркнуть двумя чертами)
Задание №3 Учитель показывает иллюстрации, относящиеся к жизни рыцарей. Ученики дают краткие ответы. (донжон, герб, флаг, рыцарский турнир, забрало, кольчуга, латы, обряд посвящения в рыцари).
Учитель: Какое сословие нам осталось изучить?
(ответ учеников - духовенство)
Учитель: О чем сегодня пойдет речь на уроке?
(ученики формулируют тему урока)
Учитель: Каждое сословие выполняло свои обязанности, и ни одно не могло существовать без других.
Но самым важным сословием считались “те, кто молится” – духовенство. Давайте определим цель нашего урока?
(ученики определяют свою цель на урок, учитель кратко записывает на доске)
Учитель: Хотя священнослужители не сражались, не обрабатывали землю, но тем не менее пользовались большим почетом и уважением. Почему же это было так? Чтобы ответить на этот вопрос надо помнить, что люди средневековья были очень религиозны. Церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила как, человеку достичь после смерти блаженства. Достичь же этого можно было правильной жизнью, молитвами. Но не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых и ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие, члены которого были как посредником между богом и людьми. Они молились и за тех кто сражался, и за тех кто работал, спасая их от гнева Божьего и давая надежду на рай.
Учитель: Прежде чем начнем характеризовать это сословие, давайте вспомним на какие два государства разделилась Римская империя?
(ответ учеников: Западную и Восточную Римскую империю)
Учитель: Так вот народы Западной и Восточной Римской империи исповедовали христианство, но между ними существовала разница.
Задание прочитать п.3 стр. 126 “Разделение церквей” и заполнить таблицу
Западная (католическая) | Восточная (православная) | |
Глава церкви | ||
Язык богослужения | ||
Создание семьи | ||
Внешний вид |
(ответы учеников)
Западная (католическая) | Восточная (православная) | |
Глава церкви | Папа Римский | Константинопольский патриарх |
Язык богослужения | Латинский | Греческий |
Создание семьи | Запрещено вступать в брак всем духовным лицам | Запрещено вступать в брак только монахам, а священники могли жениться. |
Внешний вид | Брили бороды и выстригали волосы на темени | Не брили бороды и не выстригали волосы на темени |
Учитель: В 1054 году (ученики записывают дату в тетрадь) во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической, а восточная – православной. Католическая церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.
Учитель: каковы же были источники богатства католической церкви
(самостоятельная работа с п.2 стр. 125-126 и заполнение схемы)
(После заполнения схемы, вместе с учителем проверяют. Учитель задает вопросы, поясняет то, что не понятно. Ученики записывают в тетрадь определение индульгенции.)
Индульгенция – это грамота о прощении грехов.
Учитель: Так при дворе папы был составлен перечень грехов и установлена плата за них. Это приносило огромные доходы.
(после заполнения схемы)
Учитель: Церковь осуждала погоню за богатствами. Идеалом считался святой монах, который отрекся от земной жизни и посвятил себя служению Богу. “Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай”. Церковь осуждала ростовщичество, но сама давала в долг зерно и другие продукты. Согласны ли вы с такими положениями церкви.
(ответы учеников)
Учитель: Появились люди, которые выступили против таких порядков католической церкви. Их стали называть еретиками.
(ученики записывают определение в тетрадь.)
Еретики - это противники существующего вероучения
Учитель: Против чего же они боролись, что им не нравилось?
(ученики самостоятельно читают текст учебника на стр. 130 и определяют причины недовольства еретиков).
- Утверждали, что церковь испорчена.
- Отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.
- Требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.
- Единственным источником веры для них было Евангелие.
- Осуждали священников и монахов за забвение “апостольской бедности”.
- Показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.
- Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит “тысячелетнее царство справедливости”, или “Царство Божие на земле”.
Учитель: Как вы считаете, как церковь относилась к еретикам?
(ответы учеников)
Рассказ учителя, ученики записывают в тетрадь методы борьбы с еретиками.
- Отлучение от церкви. Отлученный был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и предоставлять приют.
- Папа мог наложить запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников не отпевали. А значит они были обречены на адские муки.
- Военные походы. (пример о наказании еретиков в Южной Франции).
- Различные наказания вынесенные церковным судом – инквизицией. (ученики записывают в тетрадь понятие. Инквизиция – это специальный церковный суд над еретиками. )
(Учитель рассказывает о процедуре запугивания, используя иллюстрации об орудиях пыток. )
Учитель: Какие же наказания выносили еретикам:
- Публичное бичевание
- Тюремное заключение. Оно было трех видов: каторжная тюрьма, когда заключенного содержали в одиночной камере в ручных и ножных кандалах; строгое тюремное заключение, когда осужденный содержался в одиночной камере в ножных кандалах, иногда прикованный к стене; простое тюремное заключение, при котором заключенные содержались в общих камерах без кандалов. Во всех случаях заключенные получали в качестве еды только хлеб и воду, а постелью служила охапка соломы.
- Сожжение на костре.
Учитель: несмотря на преследования, суровые наказания люди недовольные католической церковью все же были, что приводило к падению авторитета папы римского и католической церкви.
Итоги урока
Учитель: сыграем в игру “Круг собеседования”. Продолжите фразы:
- Я узнал....
- Я бы хотел узнать о ....
- Я понял....
Домашнее задание: прочитать параграф, выучить определения.