"Католическая церковь и еретики". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. под редакцией доктора исторических наук Сванидзе А.А. “Всеобщая история. История Средних веков”.

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе.

Задачи урока:

  • определить вместе с учащимися основное содержание основных понятий темы: сословия, индульгенция, еретик, инквизиция;
  • развивать умения учащихся работать с текстом, составлять сравнительную таблицу;
  • охарактеризовать процесс превращение католической церкви в сильнейшую экономическую и политическую организацию;
  • формировать у учащихся умения составлять схему;
  • ознакомить учащихся с учением католической церкви;
  • дать представление о понятии ересь, еретик, причинах возникновения ереси, как формы протеста народных масс против гнета католической церкви;
  • воспитывать толерантность к представителям разных конфессий.

Оборудование:

  • Учебник, интерактивная доска, компьютер.

Подготовительная работа:

Ход урока

Учитель: В средние века мыслители считали, что мир, созданный Богом разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Что же такое сословия?

Откройте учебник на стр. 123 прочитайте определение и запишите определение в тетрадь.

(ученики записывают определение в тетрадь).

Сословия - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Учитель: Какие же сословия выделяли в средние века? Давайте прочитаем средневековую притчу и определим эти сословия. ( карточка №1)

“Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных, исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним... молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю”

(ученики читают притчу)

Учитель: Соотнесем сословия средневекового общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

- Каких животных выделяет автор притчи? (ответы учеников)

  1. Овцы –
  2. Быки –
  3. Собаки-

- Какие обязанности у каждого сословия?

(ответы учеников)

  • Овцы – молиться за других, наставлять людей, внушать любовь к людям.
  • Быки – обеспечивать жизнь себе и другим.
  • Собаки - проявлять силу в необходимых пределах, защищать тех кто молится и пашет землю.

-Как вы думаете о каких сословиях говорит автор?

  • Духовенство -“те кто молится” (монахи и священники)
  • Рыцарство – “те, кто воюет” (рыцари, светские феодалы)
  • Крестьянство - те кто трудится” (крестьяне, ремесленники)

(ученики записывают в тетрадь)

Учитель: С образом жизни, занятиями каких сословий мы уже знакомы?

(ответ учеников: крестьян и рыцарей)

Выполним задание №2 (задание написано на интерактивной доске или на карточке ).

“...Прежде всего он (крестьяне) должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра... и засеивать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати, и сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве подати, и сложить их табелями и соорудить 16 ярдов ограды в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с 2 ягнятами”.

Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркнуть 1 чертой), а какие барщиной (подчеркнуть двумя чертами)

Задание №3 Учитель показывает иллюстрации, относящиеся к жизни рыцарей. Ученики дают краткие ответы. (донжон, герб, флаг, рыцарский турнир, забрало, кольчуга, латы, обряд посвящения в рыцари).

Учитель: Какое сословие нам осталось изучить?

(ответ учеников - духовенство)

Учитель: О чем сегодня пойдет речь на уроке?

(ученики формулируют тему урока)

Учитель: Каждое сословие выполняло свои обязанности, и ни одно не могло существовать без других.

Но самым важным сословием считались “те, кто молится” – духовенство. Давайте определим цель нашего урока?

(ученики определяют свою цель на урок, учитель кратко записывает на доске)

Учитель: Хотя священнослужители не сражались, не обрабатывали землю, но тем не менее пользовались большим почетом и уважением. Почему же это было так? Чтобы ответить на этот вопрос надо помнить, что люди средневековья были очень религиозны. Церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила как, человеку достичь после смерти блаженства. Достичь же этого можно было правильной жизнью, молитвами. Но не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых и ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие, члены которого были как посредником между богом и людьми. Они молились и за тех кто сражался, и за тех кто работал, спасая их от гнева Божьего и давая надежду на рай.

Учитель: Прежде чем начнем характеризовать это сословие, давайте вспомним на какие два государства разделилась Римская империя?

(ответ учеников: Западную и Восточную Римскую империю)

Учитель: Так вот народы Западной и Восточной Римской империи исповедовали христианство, но между ними существовала разница.

Задание прочитать п.3 стр. 126 “Разделение церквей” и заполнить таблицу

  Западная (католическая) Восточная (православная)
Глава церкви    
Язык богослужения    
Создание семьи    
Внешний вид    

(ответы учеников)

  Западная (католическая) Восточная (православная)
Глава церкви Папа Римский Константинопольский патриарх
Язык богослужения Латинский Греческий
Создание семьи Запрещено вступать в брак всем духовным лицам Запрещено вступать в брак только монахам, а священники могли жениться.
Внешний вид Брили бороды и выстригали волосы на темени Не брили бороды и не выстригали волосы на темени

Учитель: В 1054 году (ученики записывают дату в тетрадь) во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической, а восточная – православной. Католическая церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Учитель: каковы же были источники богатства католической церкви

(самостоятельная работа с п.2 стр. 125-126 и заполнение схемы)

(После заполнения схемы, вместе с учителем проверяют. Учитель задает вопросы, поясняет то, что не понятно. Ученики записывают в тетрадь определение индульгенции.)

Индульгенция – это грамота о прощении грехов.

Учитель: Так при дворе папы был составлен перечень грехов и установлена плата за них. Это приносило огромные доходы.

(после заполнения схемы)

Учитель: Церковь осуждала погоню за богатствами. Идеалом считался святой монах, который отрекся от земной жизни и посвятил себя служению Богу. “Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай”. Церковь осуждала ростовщичество, но сама давала в долг зерно и другие продукты. Согласны ли вы с такими положениями церкви.

(ответы учеников)

Учитель: Появились люди, которые выступили против таких порядков католической церкви. Их стали называть еретиками.

(ученики записывают определение в тетрадь.)

Еретики - это противники существующего вероучения

Учитель: Против чего же они боролись, что им не нравилось?

(ученики самостоятельно читают текст учебника на стр. 130 и определяют причины недовольства еретиков).

- Утверждали, что церковь испорчена.

- Отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.

- Требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.

- Единственным источником веры для них было Евангелие.

- Осуждали священников и монахов за забвение “апостольской бедности”.

- Показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.

- Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит “тысячелетнее царство справедливости”, или “Царство Божие на земле”.

Учитель: Как вы считаете, как церковь относилась к еретикам?

(ответы учеников)

Рассказ учителя, ученики записывают в тетрадь методы борьбы с еретиками.

  1. Отлучение от церкви. Отлученный был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и предоставлять приют.
  2. Папа мог наложить запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников не отпевали. А значит они были обречены на адские муки.
  3. Военные походы. (пример о наказании еретиков в Южной Франции).
  4. Различные наказания вынесенные церковным судом – инквизицией. (ученики записывают в тетрадь понятие. Инквизиция – это специальный церковный суд над еретиками. )

(Учитель рассказывает о процедуре запугивания, используя иллюстрации об орудиях пыток. )

Учитель: Какие же наказания выносили еретикам:

  1. Публичное бичевание
  2. Тюремное заключение. Оно было трех видов: каторжная тюрьма, когда заключенного содержали в одиночной камере в ручных и ножных кандалах; строгое тюремное заключение, когда осужденный содержался в одиночной камере в ножных кандалах, иногда прикованный к стене; простое тюремное заключение, при котором заключенные содержались в общих камерах без кандалов. Во всех случаях заключенные получали в качестве еды только хлеб и воду, а постелью служила охапка соломы.
  3. Сожжение на костре.

Учитель: несмотря на преследования, суровые наказания люди недовольные католической церковью все же были, что приводило к падению авторитета папы римского и католической церкви.

Итоги урока

Учитель: сыграем в игру “Круг собеседования”. Продолжите фразы:

  • Я узнал....
  • Я бы хотел узнать о ....
  • Я понял....

Домашнее задание: прочитать параграф, выучить определения.