Интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира "Изображение северной природы с природным материалом"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (908 кБ)


Цель: воспитать интерес к природе родного края, как к источнику созерцания красоты и восстановления психологического и физического здоровья.

Задачи по изобразительному искусству:

  • учить изображать пейзаж – настроение на основе внимательного наблюдения и изучения природы родного края, расширить знания о флоре северного края;
  • сформировать представление о создании композиции, цветовом решении рисунка по замыслу;
  • познакомить с техникой выполнения флористического коллажа – живописно-аппликативной работы с природным материалом (засушенным лишайником);
  • развивать творческие способности учащихся, индивидуальность в воплощении замысла.
Оборудование для детей: лист белой бумаги, акварель, палитра, кисти, засушенный лишайник, клей ПВА, паспарту;
исследовательские сообщения учащихся на темы «Сосны», «Лишайники».

Оборудование для учителя: наглядность – фотографии фонов утреннего неба, сосен, запись звуковых эффектов, музыки, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Для того чтобы настроиться на тему предстоящего урока  нам необходимо прослушать  следующую  запись:
– звенит  школьный  звонок,  шум перемены, города,  движения машин, вокзал,  капель, шум  моря, летний  дождь, пение  птиц.
– Что вы можете сказать об  услышанном?  (Ответы детей)

– Послушайте отрывок из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»:

«Легкий туман еще держался кое-где над водой, еще цеплялся за мокрые кусты и в тихой воде четко отражалось все, что гляделось в нее в это утро. Странное чувство полного, почти торжественного спокойствия охватило его. Он вдруг услышал эту тишину и понял, что все это и есть тишина, что она совсем не означает отсутствия звуков, а означает лишь отдых природы, ее сон, ее предрассветные вздохи.
И вдруг он догадался, чего ему хочется: зачерпнуть эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям».

– О чем идет речь? (О тишине)

– Согласны ли вы с тем, что тишина нужна людям так же, как солнце и свежий воздух, что тишина – показатель культуры человека и его доброго отношения к окружающим?

– Какое явление нарушает тишину? (Шум)

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Проходили века, человек трудился, творил.  В мире появлялось все больше источников шума, росла их сила. Современная «шумовая симфония» складывается из грохота железной дороги, шума заводских цехов и т.п.  Проблема стала настолько явной, что медики изобрели новый термин «шумовая болезнь».
– Посмотрите на предложенную схему и попробуйте определить –  как возникает такая болезнь? (Оответы детей).

– Признаки «шумовой болезни» –  головная боль,  снижение слуха, раздражительность, 
невроз, снижение продолжительности жизни.
Смириться с болезнью трудно. Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.
– Но можно ли уменьшить воздействие шума на здоровье человека?  Что может сделать каждый из вас? (Ответы детей)

Вывод: Чтобы сохранить здоровье, необходимо чаще обращаться к созерцанию красоты природы и отдыхать в природной тиши. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, а значит, дарят здоровье.

III. Формирование темы и целей урока:

– Чтобы отдохнуть от шума, который нас ежедневно сопровождает, давайте отправимся на некоторое время в лес и  выберем для созерцания и отдыха царицу северных лесов. 

1) «Это дерево не елка,
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол
Сверху крона – как шатер».

(Сосна)

2) «Сосна с янтарною корою.
Богиня леса! Как весна
Зеленокронно дышит хвоей,
Зеленоглазая страна!
В ней стойкость духа и порыв,
Светло горят и величаво.
Рассвет румянит ей ковры.
Закат ткёт пурпур покрывала.
Стоит Богиня в красоте,
Купаясь золотом горенья,
Иглой рисуя на холсте
Пейзаж лесной, свои виденья»

– Какое же дерево удостоилось такого высокого титула? (Сосна).

– За эстетические и целебные качества сосны люди издревле почитали ее как символ долголетия, выносливости и величия. Значит, изображая это величественное дерево, мы не только подарим себе радость творчества, но и пожелаем еще кому-то здоровья. В процессе работы подумайте – кому бы вы хотели сделать рисунок-пожелание?

IV. Работа над новым материалом

– Сегодня мы познакомимся с работой в технике живописно-аппликативного панно.  В каком жанре изобразительного искусства мы будем работать?

Работа со словарем:

Пейзаж
Живопись
Аппликация
Панно
Коллаж
Флористический коллаж

– Для того, чтобы создать в картине определенное настроение, нам надо продумать колорит будущего изображения.

Колорит

– Давайте поразмышляем. Когда в природе бывает особенно спокойно и тихо? (Утром, вечером)
– Если мы рисуем раннее утро, то это будет – ... (рассвет), если вечер – ... (закат).
– Какие краски, какой колорит вы подберете для своего изображения? (Ответы детей).

V. Практическая часть

Показ порядка выполнения работы:

1) – Как мы с вами расположим лист бумаги? (Вертикально)

– Почему? (Так как деревья вытянуты вверх).
– С чего начнем рисунок? (С фона). Задача фона в нашей композиции – создание задуманного настроения.
– Закрашивать фон неба мы будем в технике «по – мокрому», чтобы выбранные вами цвета мягко и спокойно переходили друг в друга. (Закрашивание фона)

Физминутка

– Давайте отдохнем и побываем в тех местах, которые нам подскажут определенные звуки. Закройте глаза. (Звучит шум прибоя; отрывок из произведения Э.Грига «Утро»)
– Откройте глаза. Что вы представили?

2) – Как мы будем располагать дерево на листе  бумаги? (В центре, ограничим высоту дерева вверху и внизу.)
– С чего начинаем изображение дерева? (Со ствола.)
– На что похож ствол? Посмотрите на представленные изображения сосен. Можно сказать, что у каждой из них свой характер?
Каждый из вас нарисует свою сосну и характер для нее выберет сам.
– Скажите, какие краски нам понадобятся для изображения ствола и веток сосны? (Светло-коричневые)
– Ствол сосны имеет красноватый оттенок, полоски коры на нем вертикальные и сгущаются в нижней части.

3) – Рисовать крону сосны красками можно разными приемами, а мы заменим рисование приклеиванием засушенного лишайника, по-своему очертанию так похожего на объемные кроны деревьев. Подберите необходимые кусочки лишайника, расположите композицию на листочке и только потом приклеивайте на рисунок.

4) – Закончите  композицию изображением покрытой снегом земли. Используйте прием «примакивания».
– Пока работы подсыхают, мы послушаем сообщение о необычном материале, который использовали на уроке.
«Лишайники называют изумительной выдумкой природы...» (материал из сообщений учащихся)

5) – Наклейте свою работу на паспарту.

VI. Выставка работ

VII. Итог урока

– С какой новой техникой вы познакомились?
– Каким необычным материалом пользовались для  объемного изображения?
– Что нового и интересного узнали на уроке?

 VIII. Рефлексия

– О чем заставил задуматься наш урок?

Рекомендации:
– Больше ходите пешком, бывайте на природе, слушайте пение птиц, шелест листвы – это благотворно сказывается на состояние нервной системы и здоровья в целом.
– Будьте здоровы!

Используемые материалы:

1) Крылова Н.Б. «Аппликация из лишайника», Журнал «Начальная школа» № 1, 2000 г.
2) Материалы  интернет-сайтов: http://bank.orenipk.ru  – Банк педагогической информации ИПК и ППРО ОГПУ

Приложение 1