Цель: воспитать интерес к природе родного края, как к источнику созерцания красоты и восстановления психологического и физического здоровья.
Задачи по изобразительному искусству:
- учить изображать пейзаж – настроение на основе внимательного наблюдения и изучения природы родного края, расширить знания о флоре северного края;
- сформировать представление о создании композиции, цветовом решении рисунка по замыслу;
- познакомить с техникой выполнения флористического коллажа – живописно-аппликативной работы с природным материалом (засушенным лишайником);
- развивать творческие способности учащихся, индивидуальность в воплощении замысла.
исследовательские сообщения учащихся на темы «Сосны», «Лишайники».
Оборудование для учителя: наглядность – фотографии фонов утреннего неба, сосен, запись звуковых эффектов, музыки, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
– Для того чтобы настроиться на тему
предстоящего урока нам необходимо
прослушать следующую запись:
– звенит школьный звонок, шум перемены,
города, движения машин, вокзал, капель, шум
моря, летний дождь, пение птиц.
– Что вы можете сказать об услышанном? (Ответы
детей)
– Послушайте отрывок из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»:
«Легкий туман еще держался кое-где над водой,
еще цеплялся за мокрые кусты и в тихой воде четко
отражалось все, что гляделось в нее в это утро.
Странное чувство полного, почти торжественного
спокойствия охватило его. Он вдруг услышал эту
тишину и понял, что все это и есть тишина, что она
совсем не означает отсутствия звуков, а означает
лишь отдых природы, ее сон, ее предрассветные
вздохи.
И вдруг он догадался, чего ему хочется:
зачерпнуть эту нетронутую красоту и бережно, не
замутив и не расплескав, принести ее людям».
– О чем идет речь? (О тишине)
– Согласны ли вы с тем, что тишина нужна людям так же, как солнце и свежий воздух, что тишина – показатель культуры человека и его доброго отношения к окружающим?
– Какое явление нарушает тишину? (Шум)
Человек всегда жил в мире звуков и шума.
Проходили века, человек трудился, творил. В
мире появлялось все больше источников шума,
росла их сила. Современная «шумовая симфония»
складывается из грохота железной дороги, шума
заводских цехов и т.п. Проблема стала
настолько явной, что медики изобрели новый
термин «шумовая болезнь».
– Посмотрите на предложенную схему и попробуйте
определить – как возникает такая болезнь? (Оответы
детей).
– Признаки «шумовой болезни» –
головная боль, снижение слуха,
раздражительность,
невроз, снижение продолжительности жизни.
Смириться с болезнью трудно. Добыть и сохранить
здоровье может только сам человек.
– Но можно ли уменьшить воздействие шума на
здоровье человека? Что может сделать каждый
из вас? (Ответы детей)
Вывод: Чтобы сохранить здоровье, необходимо чаще обращаться к созерцанию красоты природы и отдыхать в природной тиши. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, а значит, дарят здоровье.
III. Формирование темы и целей урока:
– Чтобы отдохнуть от шума, который нас ежедневно сопровождает, давайте отправимся на некоторое время в лес и выберем для созерцания и отдыха царицу северных лесов.
1) «Это дерево не елка, Хоть есть шишки и иголки. Как колонна каждый ствол Сверху крона – как шатер». (Сосна) |
2) «Сосна с янтарною корою. Богиня леса! Как весна Зеленокронно дышит хвоей, Зеленоглазая страна! В ней стойкость духа и порыв, Светло горят и величаво. Рассвет румянит ей ковры. Закат ткёт пурпур покрывала. Стоит Богиня в красоте, Купаясь золотом горенья, Иглой рисуя на холсте Пейзаж лесной, свои виденья» |
– Какое же дерево удостоилось такого высокого титула? (Сосна).
– За эстетические и целебные качества сосны люди издревле почитали ее как символ долголетия, выносливости и величия. Значит, изображая это величественное дерево, мы не только подарим себе радость творчества, но и пожелаем еще кому-то здоровья. В процессе работы подумайте – кому бы вы хотели сделать рисунок-пожелание?
IV. Работа над новым материалом
– Сегодня мы познакомимся с работой в технике живописно-аппликативного панно. В каком жанре изобразительного искусства мы будем работать?
Работа со словарем:
Пейзаж
Живопись
Аппликация
Панно
Коллаж
Флористический коллаж
– Для того, чтобы создать в картине определенное настроение, нам надо продумать колорит будущего изображения.
Колорит
– Давайте поразмышляем. Когда в природе бывает
особенно спокойно и тихо? (Утром, вечером)
– Если мы рисуем раннее утро, то это будет – ...
(рассвет), если вечер – ... (закат).
– Какие краски, какой колорит вы подберете для
своего изображения? (Ответы детей).
V. Практическая часть
Показ порядка выполнения работы:
1) – Как мы с вами расположим лист бумаги? (Вертикально)
– Почему? (Так как деревья вытянуты вверх).
– С чего начнем рисунок? (С фона). Задача фона
в нашей композиции – создание задуманного
настроения.
– Закрашивать фон неба мы будем в технике «по –
мокрому», чтобы выбранные вами цвета мягко и
спокойно переходили друг в друга. (Закрашивание
фона)
Физминутка
– Давайте отдохнем и побываем в тех местах,
которые нам подскажут определенные звуки.
Закройте глаза. (Звучит шум прибоя; отрывок из
произведения Э.Грига «Утро»)
– Откройте глаза. Что вы представили?
2) – Как мы будем располагать дерево на
листе бумаги? (В центре, ограничим высоту
дерева вверху и внизу.)
– С чего начинаем изображение дерева? (Со
ствола.)
– На что похож ствол? Посмотрите на
представленные изображения сосен. Можно сказать,
что у каждой из них свой характер?
Каждый из вас нарисует свою сосну и характер для
нее выберет сам.
– Скажите, какие краски нам понадобятся для
изображения ствола и веток сосны? (Светло-коричневые)
– Ствол сосны имеет красноватый оттенок, полоски
коры на нем вертикальные и сгущаются в нижней
части.
3) – Рисовать крону сосны красками можно разными приемами, а мы заменим рисование приклеиванием засушенного лишайника, по-своему очертанию так похожего на объемные кроны деревьев. Подберите необходимые кусочки лишайника, расположите композицию на листочке и только потом приклеивайте на рисунок.
4) – Закончите композицию изображением
покрытой снегом земли. Используйте прием
«примакивания».
– Пока работы подсыхают, мы послушаем сообщение
о необычном материале, который использовали на
уроке.
«Лишайники называют изумительной выдумкой
природы...» (материал из сообщений учащихся)
5) – Наклейте свою работу на паспарту.
VI. Выставка работ
VII. Итог урока
– С какой новой техникой вы познакомились?
– Каким необычным материалом пользовались
для объемного изображения?
– Что нового и интересного узнали на уроке?
VIII. Рефлексия
– О чем заставил задуматься наш урок?
Рекомендации:
– Больше ходите пешком, бывайте на природе,
слушайте пение птиц, шелест листвы – это
благотворно сказывается на состояние нервной
системы и здоровья в целом.
– Будьте здоровы!
Используемые материалы:
1) Крылова Н.Б. «Аппликация из лишайника»,
Журнал «Начальная школа» № 1, 2000 г.
2) Материалы интернет-сайтов: http://bank.orenipk.ru – Банк
педагогической информации ИПК и ППРО ОГПУ