Урок обобщающего повторения по теме "Многочлены"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (427 кБ)


Цель урока: cистематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Многочлены».

Задачи:

  • Закрепить различные способы разложения многочленов на множители (вынесение за скобки общего множителя, группировка), операции сложения и умножения многочленов, решение уравнений и задач с помощью уравнений.
  • Формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группе.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность.

Тип урока: урок обобщения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слайд 1.

Эпиграф: Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет…

 Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)

Учащимся объявляется тема урока. Учитель сообщает, что сегодняшний урок будет не совсем обычным. Семиклассникам предлагается поучаствовать в игре, в процессе которой они будут не только решать задания по обозначенной в начале урока теме. В процессе решения задач они будут знакомиться  с некоторыми фактами биографии знаменитого французского математика.
Обговариваются правила игры. Дети заранее поделены на группы. На решение каждого задания отводится определенное время. За это время решение необходимо написать на листочке и отнести учителю. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов.

II. Групповая работа

Слайд 2.

Природою он первый был оплакан, 
В своем отчаянии склонившейся пред ним,
В последний час угас священный факел,
Но ярче вспыхнул свет идей, рожденных им.

По содержанию фактов попытайтесь узнать, о ком идет речь. Великий французский философ, математик и физиолог XVII века, принадлежавший старинному дворянскому роду.
«Я выучился всему, чему учили других; не удовлетворяясь этим, я прочел все, какие только могли попасть в руки книги о предметах, считавшиеся самыми необычайными и любопытными», – писал о себе ученый.

Слайд 3.

Задание 1.

Выполнив задание, вы прочтете имя этого замечательного ученого.

Представьте каждый двучлен в виде произведения, которое замените соответствующей буквой. Прочитайте!

х2 – 6х е
5х –  х2 а
– х2 – 4х р
5х + 3х2 Д
0,5х2 + 2х к
0,8х2 –1,2х т

Буквы во второй таблице появляются после того, как дети сдали решение.

х(5 + 3х) х(х – 6) 0,5х(х + 4) х(5 – х) – х(х + 4) 0,4х(2х – 3)

Д

е

к

а

р

т

Слайд 4.

Рене Декарт французский математик. Он открыл метод координат. Его способ установления связи между точками и числами положило начало новой современной математике.
Большая заслуга Р. Декарта в том, что он ввел переменную величину и функцию, тогда как до него в математике господствовали постоянные величины.

Слайд 5.

Задание 2.

Решите уравнения, найдите произведение их корней. В ответе вы получите год рождения Рене Декарта.

19
3
2
7
2

 19 · 3 ·2 ·7 ·2 =1596

Слайд 6.

Рене Декарт родился в последний день марта 1596 года во Франции в маленьком городке провинции Турень, в не очень знатной, но зажиточной дворянской семье.
С самого раннего детства Рене остался без матери: она умерла через несколько дней после рождения сына. В восемь лет Рене отдали в одну из лучших школ, учрежденную королем Генрихом VI, где Рене оставался до 17 лет.

Слайд 7.

Однако книжная мудрость не удовлетворила Декарта. Он решил лучше познакомиться с «книгой мира».
«…употребил остаток своей молодости на путешествия, изучая людей при дворах и армиях, общаясь с людьми различных общественных положений и характеров, собирая различные опыты. Все, что мне представлялось, я рассматривал так, чтобы извлечь из этого какую-нибудь пользу», – писал Декарт.

Слайд 8.

В 1617 году Декарт надевает мундир волонтера нидерландской армии. И теперь он живет в Бреде. От жалованья он отказывается, чтобы быть свободным от всяких обязанностей, не ходит даже на парады, сидит дома и занимается математикой. Два года затворнической жизни в Сен-Жерменском предместье не прошли даром Декарт становится одним из величайших математиков эпохи.

Слайд 9.

Будучи солдатом в армии Морица Оранского в Нидерландах, Рене знакомится с профессором математики, сыгравшим огромную роль в жизни Декарта.

Задание 3. Если вы верно замените произведение многочленом, многочлен замените соответствующей буквой, буквы запишите в таблицу, то прочитаете имя профессора, занятия с которым продолжались в течении двух лет.

(m + 3)(2m + 4) к
(3m + 7)(4 – 3m) н
(5 – m)(–m – 2) Б
(m – 2)(m + 3) м
2m(m2 – 1)(m + 2) е
(3 – m2)(m – 4) а

 

 
Б е к м а н

Слайд 10.

Задание 4.

Если к неизвестному числу справа приписать нуль и к результату прибавить 125, то полученное число будет в 15 раз больше искомого числа.
Найдите это число, и вы узнаете, в каком возрасте Рене Декарт покинул армию.

Решение:

Пусть искомое число х.

10х + 125 =1 5х
х = 25

Слайд 11.

Устав от сутолоки военной жизни, двадцатипятилетний Декарт покидает армию. Но он не спешит на родину, волнуемую последними вспышками религиозной междоусобицы. В качестве путешествующего дворянина он появляется при дворцах Гааги и Брюсселя, едет в Италию. И только в 1625 году Декарт ненадолго возвращается в Париж.

Слайд 12.

Еще четыре года странствий, и Декарт возвращается на родину. Но появление сильных врагов противников его философии, угрожающих ему, заставляет его покинуть Париж и искать уединение в Голландии, где он работает в течении многих лет.

Задание 5.

Если к неизвестному числу справа приписать цифру 3 и из результата вычесть утроенное неизвестное число, то получится 143.
Найдите это число, и вы узнаете, сколько лет работал Рене Декарт  Голландии.

Решение:

Пусть неизвестное число х.

10х + 3 – 3х = 143
х = 20

Слайд 13.

Как раз в то время Швецией правила двадцатилетняя королева Христина. Молодая правительница обладала незаурядными способностями. По приглашению шведской королевы Христианы Рене Декарт переезжает в Стокгольм, где ему были предоставлены прекрасные условия для научной работы. Но приезд в эту северную страну для ученого стал роковым. Принятый с почетом, Декарт должен был ежедневно заниматься с королевой философией. Однажды, направляясь во дворец, Декарт простудился, началось воспаление легких. Кровопускание, применявшееся в то время, не помогло, и  Декарта не стало.

Слайд 14.

Задание 6. Узнайте, в каком возрасте умер Рене Декарт. Для этого из каждой строки и каждого столбца таблицы веберите по одному выражению; запишите сумму из выбранных четырех выражений; упростите полученный многочлен и вычислите его значение при х = 6.

х3 – 3х3 – 6х2 36х – 3х3 – 3х3
3 – 6х2 – 12х2 36х – 6х2 – 6х2
3 – 6х2 36х 0
3 + 9х 9х – 6х2 45х

Ответ: 54.

Слайд 15.

11 февраля 1650 года Декарта не стало. Он прожил 54 года. "Пора в путь, душа моя", – были последние его слова.

Слайд 16.

Впервые о переменной величине и функции Декарт пишет в своей книге под названием «Геометрия». Узнать год выход книги вам поможет выполнение следующего задания.

Задание 7. В пустую клетку таблицы запишите такое выражение, чтобы квадрат стал магическим по сложению. Сумма многочленов в каждой строке, диагонали и столбце должна быть одинаковой.
Значение этого выражения при х = 64 и у = 61 укажет год выхода в свет книги Р.Декарта «Геометрия»

3х + 2у 13х + 7у 11х + 6у
 17х + 9у 9х + 5у х + у
7х + 4у 5х+3у 15х + 8у

Ответ: 1637 год.

III. Подведение итогов игры

На этом этапе урока не только подводятся итоги игры и объявляются их результаты. В процессе игры у учащихся могли появиться вопросы. На них необходимо ответить. Решения  некоторых заданий можно разобрать.