Цель урока: cистематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Многочлены».
Задачи:
- Закрепить различные способы разложения многочленов на множители (вынесение за скобки общего множителя, группировка), операции сложения и умножения многочленов, решение уравнений и задач с помощью уравнений.
- Формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группе.
- Развивать познавательный интерес, любознательность.
Тип урока: урок обобщения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слайд 1.
Эпиграф: Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет…
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)
Учащимся объявляется тема урока. Учитель
сообщает, что сегодняшний урок будет не совсем
обычным. Семиклассникам предлагается
поучаствовать в игре, в процессе которой они
будут не только решать задания по обозначенной в
начале урока теме. В процессе решения задач они
будут знакомиться с некоторыми фактами
биографии знаменитого французского математика.
Обговариваются правила игры. Дети заранее
поделены на группы. На решение каждого задания
отводится определенное время. За это время
решение необходимо написать на листочке и
отнести учителю. Каждое задание оценивается
определенным количеством баллов.
II. Групповая работа
Слайд 2.
Природою он первый был оплакан,
В своем отчаянии склонившейся пред ним,
В последний час угас священный факел,
Но ярче вспыхнул свет идей, рожденных им.
По содержанию фактов попытайтесь узнать, о ком
идет речь. Великий французский философ,
математик и физиолог XVII века, принадлежавший
старинному дворянскому роду.
«Я выучился всему, чему учили других; не
удовлетворяясь этим, я прочел все, какие только
могли попасть в руки книги о предметах,
считавшиеся самыми необычайными и любопытными»,
– писал о себе ученый.
Слайд 3.
Задание 1.
Выполнив задание, вы прочтете имя этого замечательного ученого.
Представьте каждый двучлен в виде произведения, которое замените соответствующей буквой. Прочитайте!
х2 – 6х | е |
5х – х2 | а |
– х2 – 4х | р |
5х + 3х2 | Д |
0,5х2 + 2х | к |
0,8х2 –1,2х | т |
Буквы во второй таблице появляются после того, как дети сдали решение.
х(5 + 3х) | х(х – 6) | 0,5х(х + 4) | х(5 – х) | – х(х + 4) | 0,4х(2х – 3) |
Д |
е |
к |
а |
р |
т |
Слайд 4.
Рене Декарт французский математик. Он открыл
метод координат. Его способ установления связи
между точками и числами положило начало новой
современной математике.
Большая заслуга Р. Декарта в том, что он ввел
переменную величину и функцию, тогда как до него
в математике господствовали постоянные
величины.
Слайд 5.
Задание 2.
Решите уравнения, найдите произведение их корней. В ответе вы получите год рождения Рене Декарта.
19 | |
3 | |
2 | |
7 | |
2 |
19 · 3 ·2 ·7 ·2 =1596
Слайд 6.
Рене Декарт родился в последний день марта 1596
года во Франции в маленьком городке провинции
Турень, в не очень знатной, но зажиточной
дворянской семье.
С самого раннего детства Рене остался без матери:
она умерла через несколько дней после рождения
сына. В восемь лет Рене отдали в одну из лучших
школ, учрежденную королем Генрихом VI, где Рене
оставался до 17 лет.
Слайд 7.
Однако книжная мудрость не удовлетворила
Декарта. Он решил лучше познакомиться с «книгой
мира».
«…употребил остаток своей молодости на
путешествия, изучая людей при дворах и армиях,
общаясь с людьми различных общественных
положений и характеров, собирая различные опыты.
Все, что мне представлялось, я рассматривал так,
чтобы извлечь из этого какую-нибудь пользу», –
писал Декарт.
Слайд 8.
В 1617 году Декарт надевает мундир волонтера нидерландской армии. И теперь он живет в Бреде. От жалованья он отказывается, чтобы быть свободным от всяких обязанностей, не ходит даже на парады, сидит дома и занимается математикой. Два года затворнической жизни в Сен-Жерменском предместье не прошли даром Декарт становится одним из величайших математиков эпохи.
Слайд 9.
Будучи солдатом в армии Морица Оранского в Нидерландах, Рене знакомится с профессором математики, сыгравшим огромную роль в жизни Декарта.
Задание 3. Если вы верно замените произведение многочленом, многочлен замените соответствующей буквой, буквы запишите в таблицу, то прочитаете имя профессора, занятия с которым продолжались в течении двух лет.
(m + 3)(2m + 4) | к |
(3m + 7)(4 – 3m) | н |
(5 – m)(–m – 2) | Б |
(m – 2)(m + 3) | м |
2m(m2 – 1)(m + 2) | е |
(3 – m2)(m – 4) | а |
Б | е | к | м | а | н |
Слайд 10.
Задание 4.
Если к неизвестному числу справа приписать
нуль и к результату прибавить 125, то полученное
число будет в 15 раз больше искомого числа.
Найдите это число, и вы узнаете, в каком
возрасте Рене Декарт покинул армию.
Решение:
Пусть искомое число х.
10х + 125 =1 5х
х = 25
Слайд 11.
Устав от сутолоки военной жизни, двадцатипятилетний Декарт покидает армию. Но он не спешит на родину, волнуемую последними вспышками религиозной междоусобицы. В качестве путешествующего дворянина он появляется при дворцах Гааги и Брюсселя, едет в Италию. И только в 1625 году Декарт ненадолго возвращается в Париж.
Слайд 12.
Еще четыре года странствий, и Декарт возвращается на родину. Но появление сильных врагов противников его философии, угрожающих ему, заставляет его покинуть Париж и искать уединение в Голландии, где он работает в течении многих лет.
Задание 5.
Если к неизвестному числу справа приписать
цифру 3 и из результата вычесть утроенное
неизвестное число, то получится 143.
Найдите это число, и вы узнаете, сколько лет
работал Рене Декарт Голландии.
Решение:
Пусть неизвестное число х.
10х + 3 – 3х = 143
х = 20
Слайд 13.
Как раз в то время Швецией правила двадцатилетняя королева Христина. Молодая правительница обладала незаурядными способностями. По приглашению шведской королевы Христианы Рене Декарт переезжает в Стокгольм, где ему были предоставлены прекрасные условия для научной работы. Но приезд в эту северную страну для ученого стал роковым. Принятый с почетом, Декарт должен был ежедневно заниматься с королевой философией. Однажды, направляясь во дворец, Декарт простудился, началось воспаление легких. Кровопускание, применявшееся в то время, не помогло, и Декарта не стало.
Слайд 14.
Задание 6. Узнайте, в каком возрасте умер Рене Декарт. Для этого из каждой строки и каждого столбца таблицы веберите по одному выражению; запишите сумму из выбранных четырех выражений; упростите полученный многочлен и вычислите его значение при х = 6.
х3 | – 3х3 – 6х2 | 36х – 3х3 | – 3х3 |
4х3 – 6х2 | – 12х2 | 36х – 6х2 | – 6х2 |
4х3 | – 6х2 | 36х | 0 |
4х3 + 9х | 9х – 6х2 | 45х | 9х |
Ответ: 54.
Слайд 15.
11 февраля 1650 года Декарта не стало. Он прожил 54 года. "Пора в путь, душа моя", – были последние его слова.
Слайд 16.
Впервые о переменной величине и функции Декарт пишет в своей книге под названием «Геометрия». Узнать год выход книги вам поможет выполнение следующего задания.
Задание 7. В пустую клетку таблицы
запишите такое выражение, чтобы квадрат стал
магическим по сложению. Сумма многочленов в
каждой строке, диагонали и столбце должна быть
одинаковой.
Значение этого выражения при х = 64 и у = 61 укажет
год выхода в свет книги Р.Декарта «Геометрия»
3х + 2у | 13х + 7у | 11х + 6у |
17х + 9у | 9х + 5у | х + у |
7х + 4у | 5х+3у | 15х + 8у |
Ответ: 1637 год.
III. Подведение итогов игры
На этом этапе урока не только подводятся итоги игры и объявляются их результаты. В процессе игры у учащихся могли появиться вопросы. На них необходимо ответить. Решения некоторых заданий можно разобрать.