Интегрированный урок окружающего мира, русского языка и внеклассного чтения по теме "В гости к зиме"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:

  • систематизировать и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;
  • обобщать знания учащихся о мягком знаке, развивать умения переносить слова с мягким знаком в середине;
  • развивать творческое мышление, воображение и внимание школьников;
  • расширять кругозор и пополнять словарный запас второклассников;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Авторский медиапродукт: презентация Power Point

Оборудование: раздаточный материал «Снежинки-загадки»; запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; выставка книг «Поэты и писатели о зиме».

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой

За окном снежинки кружатся, летят…
Может быть, снежинки в гости к нам хотят?
Что же за сюрпризы нас сегодня ждут?
Тайны и загадки нас к себе влекут.
Полон мир открытий, приглядись слегка…
Кружатся снежинки, за окном – зима.

II. Постановка  темы урока

–  Ребята, сегодня к нам в класс было доставлено письмо (зачитывается письмо):

«Дорогие второклассники! Я, повелительница вьюг и метелей, приглашаю вас в гости!

Зимушка-зима».

– Что вы ответите на приглашение?
– Но чтобы попасть в ледяной терем Зимушки-зимы, нам придётся пройти длинный путь по зимней стране. Согласны вы совершить такое путешествие?

III. Упражнение в чистописании

– А на чём мы отправимся в путешествие,  вы узнаете, если отгадаете загадку:

Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.

 (Лыжи)

– Произнесите отгадку хором. Какой звук вы слышите в начале слова?
– Что вы можете сказать об этом звуке?
– Какой буквой он обозначается на письме?
– Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Л л.

(Анализ и показ образца написания).

– Напишите эти буквы по образцу в тетрадях.
– На следующей строке напишите отгадку. Какая орфограмма  встретилась в этом слове?
– Подберите ещё несколько слов на это правило и запишите их в тетрадях.
– Итак, становитесь, дети на лыжи и отправимся в путь.

Там, где лес из сосен рыжих,
Там, где снега кутерьма,
Побежим на быстрых лыжах.
Здравствуй, зимняя страна!

IV. Воображаемое путешествие по «Зимней стране»

1. Первая остановка « В гостях у Непогодушки».

Первая наша остановка – «В гостях у Непогодушки». Чтобы Непогодушка указала нам дорогу, необходимо выполнить её задания:

«Изменения в неживой природе»

– Какие же изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?

  • температура ниже нуля градуса;
  • солнце греет слабо и находится низко над горизонтом;
  • выпадают осадки в виде снега;
  • реки и озера покрыты льдом;
  • день становится короче, а ночь длиннее.

 «Отгадай слово»

  • … год завершает, зиму начинает.
  • … году начало, зиме середина.
  • … к весне поворот.

– Подумайте, о каких зимних месяцах идёт речь?
– Какой звук слышится в конце названий зимних месяцев?
– Какую напишем букву в конце этих слов?
– Напишите названия зимних месяцев, подчеркните мягкий знак.

Выборочное списывание

– А какие явления неживой природы мы можем наблюдать зимой?

(После ответов детей появляется  слайд со словами: снегопад; метель; гололедица; иней; оттепель;, изморозь; сильный мороз).

– Выпишите слова с мягким знаком на конце, запомните, как они пишутся. Составьте с любым из этих слов предложение, запишите его.

Народные приметы

  • Дым столбом… (к морозу).
  • Воробьи расчирикались… (к оттепели).
  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев… (к морозу).
  • Синицы поднимают с утра писк – … (ожидай мороза).
  • Снегирь поет зимой – … (на снег, вьюгу, слякоть).
  • На ветках изморозь… (к хорошей ясной погоде).
  • Круги вокруг солнца… (к морозу).

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо выполнили все задания Непогодушки, и за это она указывает вам следующую остановку в Зимней стране. Прочитайте её название.

2. Вторая остановка «Зимний лес»

– Да, мы с вами очутились в зимнем лесу.

Зимние портреты деревьев.

В спящем зимнем лесу на первый взгляд деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек.
(На слайде – изображения деревьев без листвы).
– Как вы думаете, какие деревья здесь изображены?
– В названии,  какого дерева вы напишите мягкий знак? (Ель)
Напишите его в тетрадях.

«С кем дружит ель»

Работа по учебнику А.А.Плешакова « Мир вокруг нас», закрепление – с опорой на презентацию.

Беседа «Пожалей ёлочку»

– Перед новогодними праздниками люди приносят в дом ёлочку. Спору нет, украшенная ёлка  в доме – радость. Но всё-таки подумайте, пройдёт немного времени, и она станет ненужной. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может прожить несколько сотен лет?
– Какой же выход может найти человек? (Ставить в домах искусственные ёлки).

(Уч-ся читает стихотворение И.Токмаковой « Живи, ёлочка».)

Мне ёлку купили!
Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели.

V. Физкультминутка

Мы много ходили,
Немного устали.
Быстро все сразу
У тропки встали.
Руки поднимем,
Потом разведём
И глубоко
Всей грудью вздохнём.

– А теперь продолжим наш путь. Прочитайте название нашей третьей остановки.

VI. Продолжение воображаемого путешествия

1. Третья остановка «Птичья столовая»

Словарная работа.

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка).

– Правильно, это кормушка. Сегодня здесь собралось много птиц. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки и заполните кроссворд

1. Спинкою зеленовата.
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)

3. Непоседа пёстрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая.
Самая болтливая. (Сорока)

4. Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

5. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.  (Снегирь)

– Вот сколько птиц собралось у кормушки. Пока они лакомятся в своей птичьей столовой, повторим с вами

Правила подкормки птиц:

  1. Во время подкормки птиц не сорить в лесу, парке, саду; не оставляйте там газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробки.
  2. Кормушки для птиц надо вывешивать в одном и том же месте.
  3. Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными.
  4. Корма в кормушке должно быть немного и только нужного птицам: семена подсолнечника, крошки хлеба и кусочки несолёного сала.
  5. Кормите птиц регулярно. В морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

– Но не всех птиц мы можем встретить зимой. Почему?
– Назовите птиц, которых мы не увидим зимой у кормушки.
– А теперь, снова продолжим наш путь.

2. Четвёртая остановка «Снежная избушка»

Игра «Чьи следы?»

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто не пройдёт по ним всяк распишется : « Был здесь такой». Звери всё больше лапами пишут: кто всей пятернёй, кто четырьмя пальцами. А кто копытом. Случается и хвостом расписаться, и носом, и брюхом.
Днём идёт снег. Кончится – страницы снежной азбуки чистые.
Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы…

 (На слайде  изображения следов животных, уч-ся отгадывают,  кому они принадлежат).

Беседа «Кто как зимует»

– Расскажите,  как приготовились к зиме эти животные. А поможет вам в этом схема:

Упражнение «Подумай!»

– В каких словах пишется мягкий знак? Выпишите эти слова. Мягкий знак подчеркните.

Медвед(?), заяц(?), лос(?), волк(?), кабан(?), олен(?), ёжик(?).

3. «В тереме Зимы»

– Вот мы и добрались до ледяного терема Зимушки-зимы. Нас встречает хозяйка. (Ученица в костюме Зимы).

Снежной я страны царица
Белокоса, белолица.
Как махну я рукавом,
Всё покрою серебром.
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю.
Белю поля, дома,
Зовут меня… (Зима).

– Ребята, давайте поприветствуем королеву Зимней страны.

Ученик читает стихотворение:

Величава зима –
Называть её хочется
Не по имени просто,
А по отчеству.
Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер с веток берёзовых
Сыплет хлопья на головы…
Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!

VII. Работа с выставкой книг «Поэты и писатели о зиме»

VIII. Краткие аннотации уч-ся о прочитанных книгах

IX. Работа в парах «Подарки Зимушки-Зимы»

(Ученица в костюме Зимы под музыку раздаёт  из «Волшебной шкатулки» призы –снежинки, на которых записаны загадки. Дети отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадях, разделяя слова черточкой для переноса).

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.

За белой дверцей стужа, лёд.
Там Дед Мороз, друзья живёт.

Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня?

Пять братьев вместе родятся,
А росту разного.

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?

На дворе – в снежки игра.
И меня зовут друзья.
Ждут меня уже давно.
Я бегу, надев…

X. Тестирование. Рефлексия

1. Что животным страшнее зимой?

А) холод
Б) голод

2. Зимой температура:

А) ниже нуля
Б) выше нуля

3. Чем питаются зимующие птицы в лесу?

А) комарами
Б) почками деревьев и ягодами растений

4. Какую птицу ты не сможешь увидеть зимой у своей кормушки?

А) синичка
Б) ласточка

5. Узнай птицу по описанию

Клюв крестообразной формы, использует клюв для лазания. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это дневная, шумная и подвижная птица. Она питается семенами шишек, хвойными тлями, семенами подсолнуха, боярышником, рябиной.

А) клест
Б) снегирь

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Поделитесь своими впечатлениями.
– Что понравилось? Что запомнилось? Что вам хотелось бы повторить, а что сделать по-другому? Чему вы смогли научиться во время этого путешествия?