Цели урока:
- систематизировать и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;
- обобщать знания учащихся о мягком знаке, развивать умения переносить слова с мягким знаком в середине;
- развивать творческое мышление, воображение и внимание школьников;
- расширять кругозор и пополнять словарный запас второклассников;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Авторский медиапродукт: презентация Power Point
Оборудование: раздаточный материал «Снежинки-загадки»; запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; выставка книг «Поэты и писатели о зиме».
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой
За окном снежинки кружатся, летят…
Может быть, снежинки в гости к нам хотят?
Что же за сюрпризы нас сегодня ждут?
Тайны и загадки нас к себе влекут.
Полон мир открытий, приглядись слегка…
Кружатся снежинки, за окном – зима.
II. Постановка темы урока
– Ребята, сегодня к нам в класс было доставлено письмо (зачитывается письмо):
«Дорогие второклассники! Я, повелительница вьюг и метелей, приглашаю вас в гости!
Зимушка-зима».
– Что вы ответите на приглашение?
– Но чтобы попасть в ледяной терем Зимушки-зимы,
нам придётся пройти длинный путь по зимней
стране. Согласны вы совершить такое путешествие?
III. Упражнение в чистописании
– А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
(Лыжи)
– Произнесите отгадку хором. Какой звук вы
слышите в начале слова?
– Что вы можете сказать об этом звуке?
– Какой буквой он обозначается на письме?
– Сегодня мы повторим написание заглавной и
строчной букв Л л.
(Анализ и показ образца написания).
– Напишите эти буквы по образцу в тетрадях.
– На следующей строке напишите отгадку. Какая
орфограмма встретилась в этом слове?
– Подберите ещё несколько слов на это правило и
запишите их в тетрадях.
– Итак, становитесь, дети на лыжи и отправимся в
путь.
Там, где лес из сосен рыжих,
Там, где снега кутерьма,
Побежим на быстрых лыжах.
Здравствуй, зимняя страна!
IV. Воображаемое путешествие по «Зимней стране»
1. Первая остановка « В гостях у Непогодушки».
– Первая наша остановка – «В гостях у Непогодушки». Чтобы Непогодушка указала нам дорогу, необходимо выполнить её задания:
«Изменения в неживой природе»
– Какие же изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
- температура ниже нуля градуса;
- солнце греет слабо и находится низко над горизонтом;
- выпадают осадки в виде снега;
- реки и озера покрыты льдом;
- день становится короче, а ночь длиннее.
«Отгадай слово»
- … год завершает, зиму начинает.
- … году начало, зиме середина.
- … к весне поворот.
– Подумайте, о каких зимних месяцах идёт речь?
– Какой звук слышится в конце названий зимних
месяцев?
– Какую напишем букву в конце этих слов?
– Напишите названия зимних месяцев, подчеркните
мягкий знак.
Выборочное списывание
– А какие явления неживой природы мы можем наблюдать зимой?
(После ответов детей появляется слайд со словами: снегопад; метель; гололедица; иней; оттепель;, изморозь; сильный мороз).
– Выпишите слова с мягким знаком на конце, запомните, как они пишутся. Составьте с любым из этих слов предложение, запишите его.
Народные приметы
- Дым столбом… (к морозу).
- Воробьи расчирикались… (к оттепели).
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев… (к морозу).
- Синицы поднимают с утра писк – … (ожидай мороза).
- Снегирь поет зимой – … (на снег, вьюгу, слякоть).
- На ветках изморозь… (к хорошей ясной погоде).
- Круги вокруг солнца… (к морозу).
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо выполнили все задания Непогодушки, и за это она указывает вам следующую остановку в Зимней стране. Прочитайте её название.
2. Вторая остановка «Зимний лес»
– Да, мы с вами очутились в зимнем лесу.
Зимние портреты деревьев.
В спящем зимнем лесу на первый взгляд деревья
без листьев очень похожи друг на друга. Но если
быть внимательным, то можно заметить, что у
каждого дерева свой силуэт, свой порядок
расположения веточек.
(На слайде – изображения деревьев без листвы).
– Как вы думаете, какие деревья здесь изображены?
– В названии, какого дерева вы напишите
мягкий знак? (Ель)
Напишите его в тетрадях.
«С кем дружит ель»
Работа по учебнику А.А.Плешакова « Мир вокруг нас», закрепление – с опорой на презентацию.
Беседа «Пожалей ёлочку»
– Перед новогодними праздниками люди приносят
в дом ёлочку. Спору нет, украшенная ёлка в доме
– радость. Но всё-таки подумайте, пройдёт немного
времени, и она станет ненужной. Стоит ли ради
нескольких дней губить дерево, которое может
прожить несколько сотен лет?
– Какой же выход может найти человек? (Ставить
в домах искусственные ёлки).
(Уч-ся читает стихотворение И.Токмаковой « Живи, ёлочка».)
Мне ёлку купили!
Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели.
V. Физкультминутка
Мы много ходили,
Немного устали.
Быстро все сразу
У тропки встали.
Руки поднимем,
Потом разведём
И глубоко
Всей грудью вздохнём.
– А теперь продолжим наш путь. Прочитайте название нашей третьей остановки.
VI. Продолжение воображаемого путешествия
1. Третья остановка «Птичья столовая»
Словарная работа.
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка).
– Правильно, это кормушка. Сегодня здесь собралось много птиц. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки и заполните кроссворд
1. Спинкою зеленовата.
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)3. Непоседа пёстрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая.
Самая болтливая. (Сорока)4. Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)5. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
– Вот сколько птиц собралось у кормушки. Пока они лакомятся в своей птичьей столовой, повторим с вами
Правила подкормки птиц:
- Во время подкормки птиц не сорить в лесу, парке, саду; не оставляйте там газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробки.
- Кормушки для птиц надо вывешивать в одном и том же месте.
- Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными.
- Корма в кормушке должно быть немного и только нужного птицам: семена подсолнечника, крошки хлеба и кусочки несолёного сала.
- Кормите птиц регулярно. В морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
– Но не всех птиц мы можем встретить зимой.
Почему?
– Назовите птиц, которых мы не увидим зимой у
кормушки.
– А теперь, снова продолжим наш путь.
2. Четвёртая остановка «Снежная избушка»
Игра «Чьи следы?»
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и
лесные поляны теперь – как гладкие чистые
страницы какой-то гигантской книги. И кто не
пройдёт по ним всяк распишется : « Был здесь
такой». Звери всё больше лапами пишут: кто всей
пятернёй, кто четырьмя пальцами. А кто копытом.
Случается и хвостом расписаться, и носом, и
брюхом.
Днём идёт снег. Кончится – страницы снежной
азбуки чистые.
Утром пройдёшь – белые страницы покрыты
множеством таинственных знаков, чёрточек,
запятых. Значит, ночью были тут разные лесные
жители, ходили, прыгали, что-то делали.
Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть
таинственные буквы…
(На слайде изображения следов животных, уч-ся отгадывают, кому они принадлежат).
Беседа «Кто как зимует»
– Расскажите, как приготовились к зиме эти животные. А поможет вам в этом схема:
Упражнение «Подумай!»
– В каких словах пишется мягкий знак? Выпишите эти слова. Мягкий знак подчеркните.
Медвед(?), заяц(?), лос(?), волк(?), кабан(?), олен(?), ёжик(?).
3. «В тереме Зимы»
– Вот мы и добрались до ледяного терема Зимушки-зимы. Нас встречает хозяйка. (Ученица в костюме Зимы).
Снежной я страны царица
Белокоса, белолица.
Как махну я рукавом,
Всё покрою серебром.
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю.
Белю поля, дома,
Зовут меня… (Зима).
– Ребята, давайте поприветствуем королеву Зимней страны.
Ученик читает стихотворение:
Величава зима –
Называть её хочется
Не по имени просто,
А по отчеству.
Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер с веток берёзовых
Сыплет хлопья на головы…
Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!
VII. Работа с выставкой книг «Поэты и писатели о зиме»
VIII. Краткие аннотации уч-ся о прочитанных книгах
IX. Работа в парах «Подарки Зимушки-Зимы»
(Ученица в костюме Зимы под музыку раздаёт из «Волшебной шкатулки» призы –снежинки, на которых записаны загадки. Дети отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадях, разделяя слова черточкой для переноса).
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.За белой дверцей стужа, лёд.
Там Дед Мороз, друзья живёт.Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня?Пять братьев вместе родятся,
А росту разного.Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?На дворе – в снежки игра.
И меня зовут друзья.
Ждут меня уже давно.
Я бегу, надев…
X. Тестирование. Рефлексия
1. Что животным страшнее зимой?
А) холод
Б) голод
2. Зимой температура:
А) ниже нуля
Б) выше нуля
3. Чем питаются зимующие птицы в лесу?
А) комарами
Б) почками деревьев и ягодами растений
4. Какую птицу ты не сможешь увидеть зимой у своей кормушки?
А) синичка
Б) ласточка
5. Узнай птицу по описанию
Клюв крестообразной формы, использует клюв для лазания. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это дневная, шумная и подвижная птица. Она питается семенами шишек, хвойными тлями, семенами подсолнуха, боярышником, рябиной.
А) клест
Б) снегирь
– Вот и подошло к концу наше путешествие.
Поделитесь своими впечатлениями.
– Что понравилось? Что запомнилось? Что вам
хотелось бы повторить, а что сделать по-другому?
Чему вы смогли научиться во время этого
путешествия?