Цели урока:
- Образовательные: продолжать знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя.
- Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание через постановку целевого вопроса, развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристик героев, развивать положительную мотивацию через формулирование четких дидактических задач, расширять и обогащать словарный запас.
- Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений через составление характеристики героя, воспитывать смелость, решительность.
Оборудование: компьютерная поддержка, географическая карта мира, учебник, предметные картинки с изображением корабля, пушки, палубы, якоря, хобота, артиллериста.
Ход урока
1 этап: постановка целей и задач урока.
ОДЗ: сообщить детям тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность, создать положительную мотивацию.
УЗ для учащихся: – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Акула”, будем читать рассказ, учиться его анализировать, для того чтобы определить основную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя.
2 этап: проверка домашнего задания.
ОДЗ: проверить качество самостоятельно выполненной работы учащихся.
Вид работы: фронтальная беседа по содержанию.
УЗ для учителя: проверить степень усвоения детьми биографии Л. Н. Толстого.
УЗ для учащихся: - Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.
Практическая задача: - Для этого вернемся к рассказу “Детство Л.Н. Толстого”
Организация: - Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
Содержание: - В какой семье рос Л.Н. Толстой? (без мамы, 5 детей, 4 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька).
- Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).
- Прочитайте, в чем состояла тайна?
- Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).
ОРК: - Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.
Итог этапа: - А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).
3 этап: подготовка к восприятию рассказа Л.Н. Толстого “Акула”.
ОДЗ: создать эмоциональное настроение, ввести в атмосферу описываемого, вызвать интерес к читаемому.
Вид работы: рассказ учителя.
УЗ для учителя: познакомить детей с таким материком как Африка, формировать у детей представление об акулах.
УЗ для учащихся: - Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка
ПЗ: - Слушайте внимательно.
Содержание: Африка.
Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.
Вид работы: словарная работа.
УЗ для учителя: расширить словарный запас учащихся, научить использовать новые слова в речи.
УЗ для учащихся: - Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи.
ПЗ: - Для этого мы проведем словарную работу.
- Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают.
Содержание: на доске написаны слова с ударением (трехкратное чтение слов).
- Африка - показ
- Пустыня Сахара - на карте
- Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
- Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
- Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
- Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
- Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.
(Показ предметных картинок.)
Итог этапа: - Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа.
4 этап: первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула”.
ОДЗ: организовать целостное эмоциональное восприятие произведения.
Вид работы: чтение учителем.
УЗ для учителя: (совпадает с ОДЗ)
УЗ для учащихся: - Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушаете внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?
Содержание: учитель читает, дети слушают.
Вид работы: беседа по целевому вопросу.
УЗ для учителя: выяснить степень эмоционального восприятия произведения.
УЗ для учащихся: - Итак, в какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?
Содержание: дети отвечают на вопросы, поясняя, почему они выбрали именно этот момент
(- когда заметили акулу с палубы;
- когда мальчики старались уплыть от акулы;
- когда артиллерист выстрелил).
Итог этапа: - Я вижу, что вы меня внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.
5 этап: повторное чтение, анализ.
ОДЗ: формировать навыки чтения через многократное перечитывание, учить анализировать литературное произведение, формировать представление о единстве формы и содержания.
Вид работы: техника чтения.
УЗ для учителя: совершенствовать технику чтения, вырабатывать умение на слух определять место ударения в слове.
УЗ для учащихся: - Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы ее допустили ошибок.
Практическая задача: - Для этого выполним такие упражнения:
- Посмотрим на доску.
- Вы ничего не заметили.
- А что необходимо в этих словах?
Содержание:
а) Прекрa'сный – прe'красный – прекрасны'й.
б) Топлe'нной – тo'пленной – топленнo'й.
в) Послы'шался – послышa'лся – послышался'.
Организация: - Читаем пирамиду слов, будьте внимательны.
- оба
- закат
- крикнул
- отставать
- наперегонки
- Угадайте, какие слова написаны (чтение зашумленных слов).
в ы т я г и в а л и с ь п е р е г н а л
п р и ц е л и л с я
Организация: - Старайтесь выполнить упражнения тщательно.
ОРК: - Молодцы, мы проработали все слова, теперь можно приступать к чтению.
Вид работы: чтение рассказа по частям и анализ.
УЗ для учителя: учить анализировать текст, составлять характеристику героев.
УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.
ПЗ: - Для этого составим таблицу.
Смысловая часть | Поведение артиллериста | Черты характера |
- Итак, читаем 1 часть.
Содержание: - Кто герой данного рассказа?
- Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? (погода изменилась, стало душно).
- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)
- Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист.
- Как вы думаете, как он относился к своему сыну? Докажите текстом. (любовался на сынишку, любил его)
- Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац.
- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).
- Читаем 2 часть.
- Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)
- Как Толстой называет акулу? (морским чудовищем)
- Почему? (страх, опасность).
- Читаем 3 часть.
- Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).
- Насколько эффективно было это решение?
- Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх)
- Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы (быстро, неслись).
- Могли их действия спасти мальчиков? (нет).
- Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).
- Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).
- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (стремительность действия, нельзя было терять ни секунды).
- А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? (замерли от страха и ждали что будет).
- Что автор хотел показать этими словами? (все находились в состоянии оцепенения).
- Какой из этого можно сделать вывод? (что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).
- Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый (нашел единственный правильное решение), решительный (решил произвести выстрел), самообладание (смог проделать все действия для выстрела)
- Читаем 4 часть.
- Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? (не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела)
- Запишем в таблицу.
- Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”)
Вид работы: анализ иллюстрации.
УЗ для учителя: учить выделять и анализировать информацию.
УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.
ПЗ: - Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице.
Содержание: - Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)
- Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)
- Как вы думаете, что художник нарисовал, ориентируясь на текст произведения. А что привнес своего? (текст – расположение объектов, свое – цвет, обстановка).
- Читаем 5 часть
- Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?
- Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? (встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо).
- что он в это время чувствовал? (облегчение)
6 этап: обобщающая беседа.
ОДЗ: подвести к формулировке основной мысли произведения.
Вид работы: обобщающая беседа
УЗ для учителя: составить характеристику героя и с помощью характеристики подвести детей к формулированию основной мысли произведения.
УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся составлять характеристику героя и формулировать основную мысль произведения.
ПЗ: - Вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе?
- Каким он был?
- Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации? (решительность, находчивость, самообладание)
Содержание:
Смысловая часть | Поведение артиллериста | Черты характера |
1 экспозиция | - любовался на своего сынишку | любовь к сыну |
3 развития действия | - закричал, смотрел..., - сорвался с места, - взял фитиль |
решительность, мужество |
4 кульминация | - упал и закрыл лицо руками | самообладание |
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
7 этап: домашнее задание.
Содержание: составить план (можно словами из текста).
8 этап: подведение итогов урока.
ОДЗ: придать уроку логическую завершенность.
Содержание: - Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
- ОДЗ – общая дидактическая задача.
- УЗ – учебная задача.
- ПЗ – практическая задача.