Государственный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объёмы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника – вот основные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Одной из компетентностей современного выпускника школы является владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Сейчас каждый человек понимает важность и необходимость информатизации образования.
Биология – один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего его восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также? создаваемые самими участниками образовательного процесса – учителями и обучающимися.
В последнее время уделяется довольно большое внимание техническому оснащению учебного процесса. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.
Использование информационных технологий уже оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современному учителю всё сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.
Одной из важнейших задач, стоящих перед современным образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
В единой образовательной среде ИКТ решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.
Традиционные методы научного познания окружающего мира не всегда интересны детям. Современные школьники все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Поэтому в образовательной деятельности учащихся на передний план выходят информационные технологии, которые, используя любопытство ребенка, его потребность в общении и игре, дают возможность заложить стремление к обучению.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Применение ЭОР на уроках предоставляют возможность использовать больший объем информации, повышают познавательную активность учащихся и развивают умения самостоятельно приобретать новые знания. Это в свою очередь способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и служит средством формирования творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному взаимодействию с природой и обществом, что является одной из важнейших задач школьного образования.
Применение компьютера на уроках делает уроки
более наглядными, современными, а потому
интересными. Подготовка к любому уроку с
использованием ЭОР, конечно, кропотливая,
требующая тщательной переработки
разнообразного материала, но зрелищность,
яркость, новизна компьютерных элементов урока в
сочетании с другими методическими приемами
делают урок необычным, увлекательным,
запоминающимся, повышают престиж учителя в
глазах учеников.
Компьютер становится помощником, избавляющим
учителей и ученика от рутинной работы, он также
даёт возможность сэкономить время на уроке и
дома. На таких уроках учитель ставит перед собой
следующие задачи: научить школьника
самостоятельно находить нужную информацию,
обрабатывать её и грамотно использовать. Учитель
же может использовать компьютер на всех этапах:
при изложении нового материала, закреплении и
контроле знаний, проверке домашнего задания,
подготовке к ГИА и ЕГЭ.
При объяснении нового материала учитель пользуется изображением на компьютере и вместе с учениками расшифровывают обозначения на рисунке или схеме, также учащиеся самостоятельно могут ознакомиться с предложенным на экране теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Для понимания биологических процессов незаменимую роль играют видеофрагменты и анимации, позволяющие проследить, как происходит тот или иной процесс в динамике.
Особенно удобно и для учителя, и для ученика – использовать компьютер для контроля знаний. Программы для работы с тестовыми заданиями обычно способны сразу проанализировать ответы ученика, отметив и подсчитав соотношение правильных и неправильных вариантов. Получается очень интересно, удобно и быстро.
Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
Очень занимательна форма подготовка домашнего задания в виде выполнения презентации в программе Power Point. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. Использование материала, полученного из Интернета, носит в большой степени познавательно – развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.
Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала можно использовать компьютерные презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных схем, таблиц, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
2. Как сопровождение объяснения учителя
3. Информационно-обучающее пособие
4. Для контроля знаний
Можно выделить следующие особенности ИКТ:
1. Качество изображения, выполняемого мелом на
доске, не выдерживает никакого сравнения с
аккуратным, ярким, четким и цветным изображением
на экране,
2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо
объяснять работу с различными приложениями.
3. В случаях выявления в слайдах пособия
недостатков или ошибок, можно сравнительно легко
устранить дефекты.
4. В зависимости от подготовленности учащихся,
используя в презентациях гиперссылки, один и тот
же материал можно объяснять и очень подробно, и
рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и
объём излагаемого материала, определяется по
ходу урока.
5. Повышение уровня использования наглядности на
уроке.
6. Повышение производительности урока.
Общество становится все более зависимым от
информационных технологий, поэтому учащиеся
могут применять возможности компьютера в
исследовательской деятельности, в проектной
деятельности, использовать многогранные
возможности Интернета в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний и
способов деятельности можно предложить учащимся
выполнить проектные и творческие работы:
компьютерные презентации. Выполнение творческих
заданий предполагает использование учащимися
информационно-коммуникационных технологий,
освоение проектно-исследовательской
деятельности: работу с Интернет-ресурсами,
создание презентаций как представления
результатов самостоятельной исследовательской
деятельности. Затем эти работы представляются и
защищаются перед учащимися класса, коллективно
анализируются и рецензируются результаты
выполнения.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе биологии. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. В практике преподавания возможно применение обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников.
Для преподавания биологии предлагаются
различные мультимедийные пособия, имеющие
обширный учебный материал по всем разделам курса
биологии. Они содержат большое количество
фотографий, видеофрагментов, анимационных
моделей иллюстрирующих текстовый материал,
имеющие обширный справочный материал, а также
лабораторные практикумы, интерактивные
упражнения для проверки и закрепления знаний.
Особо следует отметить единую коллекцию
цифровых образовательных ресурсов,
разработанную в соответствии материалом
учебников. Это «Уроки биологии Кирилла и Мефодия.
Общая биология 10-11кл.», «Уроки биологии Кирилла и
Мефодия. Человек и его здоровье 8кл.», «Уроки
биологии Кирилла и Мефодия. Животные 7кл.».
Интерактивные наглядные пособия: «Неклеточные
формы жизни», «Строение высших и низших
растений», «Растительные сообщества»,
«Беспозвоночные животные». Мультимедийные
учебные издания: «Живой организм», «Многообразие
живых организмов», «Общие закономерности» и др.
Работу с этими образовательными комплексами
можно проводить на разных этапах урока:
объяснении нового материала, закреплении
полученных знаний, а также в качестве тренажеров
для подготовки к контрольным занятиям, ГИА и ЕГЭ.
Компьютерные уроки также эффективны в
использовании обобщающих уроков, уроков-зачетов,
а также уроков-семинаров, игр.
В современной педагогике выделяют следующие основные формы урока: урок изучения нового, урок закрепления знаний – практикум, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний – семинар, урок контроля, оценки и коррекции знаний. Несмотря на такое разнообразие форм урока, использование информационно-коммуникационных технологий возможно на каждом из них.
Использование ИКТ на различных этапах традиционного (комбинированного) урока
Урок изучения нового – традиционный (комбинированный) имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. На данном уроке используем электронные презентации, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (аудио и видеофрагменты), работу с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами.
Этапы комбинированного урока:
- организация начала урока
- проверка выполнения домашнего задания
- всесторонняя проверка знаний
- подготовка к усвоению нового учебного материала
- усвоение новых знаний
- первичная проверка понимания учащимися нового материала
- закрепление новых знаний
- подведение итогов урока
- информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Уже на этом этапе используя проектор можно реализовать принцип наглядности, вывести на экран не только формулировку темы урока, но и соответствующий визуальный образ. Например, на уроке «Методы селекции животных» может быть вывешена картинка с разнообразными породами домашних животных. Это помогает ребятам сконцентрироваться на изучаемом предмете и теме урока.
На следующем этапе урока – этапе проверки
знаний можно использовать видеосюжеты.
Хорошо использовать для проверки знаний
различные игровые формы – ребусы, шарады,
загадки и т.д., причем стоит использовать игровые
приемы не только традиционно в младших классах,
но и как показывает практика в старшей школе,
вызывая у ребят замечательно-позитивный отклик.
Можно использовать и игровые моменты на биологии
с 6 по 11 классах, ребята сами составляют и
приносят ребусы и шарады. Однако стоит помнить и
о принципе учета возрастных особенностей
обучаемых при подборе игровых заданий.
Педагогическая эффективность применения
игровых технологий на уроках биологии очень
велика. Игра дает свободу мысли и деятельности,
вызывает у детей обостренный интерес к
происходящему на уроке, активизирует
познавательную деятельность школьника,
развивает коммуникативные навыки, снижает
утомляемость, способствует формированию
здорового психологического климата класса.
Подготовка к основному этапу занятия – обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Результат – готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. На этом этапе урока, учитель непосредственно обращается к тому образу, который был вывешен на экран в начале урока, то есть титульный слайд дублируется. Здесь в зависимости от формы работы, выбранной учителем, активизация может быть построена по принципу постановки проблемы, и в этом случае компьютер поможет сделать этот этап урока насыщеннее, ярче и интереснее.
Этап урока – усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
На данном этапе урока использование мультимедийных средств становиться просто незаменимо, особенно на уроке биологии. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука и т.д. Именно используя, различные виды анимации можно не просто рассказать учащимся как бьется сердце, или механизм химической реакции, или процесс двойного оплодотворения, а именно показать это, реализуя тем самым на практике принцип наглядности. Большое количество анимированных иллюстраций содержат электронные учебники такие как «Анатомия. Человек. Электронный учебник 8 класс» и т. д. Уроки с использованием электронных изданий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. При закреплении знаний можно использовать тесты- опознания: на экране высвечиваются органоиды клетки, либо ткани, либо виды клеток, растения из разных семейств и т.д., задача учащихся их опознать и охарактеризовать.
Школа – часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание оптимальных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
Таким образом, использование компьютера и ЭОР на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Базовый учебник: Общая биология: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений В.Б.Захаров, А.Г.Мустафин, В.И. Сивоглазов, Н.М.Чернова. под редакцией В.Н.Ярыгина и В.Б.Захарова – М.: Просвещение, 2005.
Методическая цель: использование ИКТ – как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.
Задачи:
- Обучающие:
- расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира;
- сформировать знания о движущих силах эволюции – борьбе за существование и естественном отборе;
- раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.
- Развивающие: развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с ЭОР, учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
- Воспитательные: воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к окружающей нас природе.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: диалоговое общение на основе работы с материалами ЭОР, учебника, таблиц, слайдов.
Необходимое техническое оборудование: рабочее место преподавателя, компьютер, проектор, экран, рабочие места обучающихся.
Структура и ход урока
Таблица 1.
№ |
Этап урока |
Название используемых
ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Орг момент |
|
1. Орг. момент. |
Слушают учителя, записывают тему | (2 мин.) |
2 |
Проверка ранее изученного материала. |
Система органического мира. Основные систематические категории (№ 1) | 1) Фронтальный опрос по теме:
"Основные направления эволюции органического
мира". 2) Объясните термины, приведите примеры:
Найдите соотношение понятий и рисунков. 3) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание контрольного модуля |
Выполняют задания |
(8 мин.) |
|
3. Изучение нового материала. |
ЦОР Иллюстрация Ч.Р. Дарвина (№2) |
Изложение нового материала, диалоговое
общение с обучающимися через систему проблемных
вопросов. Все живые существа потенциально способны производить большое количество себе подобных. Чарльз Роберт Дарвин (Слайд № 13) (англ. CharlesRobertDarwin; 1809-1882) - английский натуралист и путешественник писал: "Не существует ни одного исключения из правила, согласно которому любое органическое существо естественно размножается в такой прогрессии, что, если бы оно не подвергалось истреблению, потомство одной пары покрыло бы всю Землю". По словам Ч. Дарвина: "Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование". Термин "борьба за существование" по Дарвину имеет метаморфический смысл. Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой ЦОР Борьба за существование (N 137605) |
Отвечают на вопросы |
(20 мин.) |
|
|
ЦОР Борьба за существование (№ 3)
ЦОР Естественный отбор (№ 4) |
Ч Дарвин выделил три формы борьбы за существование Рассмотрим каждую форму борьбы за существование. Составьте схему. Сделайте выводы. Вывод: хотя внутривидовая
борьба за существование сопровождается
понижением плодовитости и гибелью части особей
вида, она всё же обуславливает процветание вида в
целом, способствует его совершенствованию. |
смотрят презентацию и
составляют в тетрадях схему. Смотрят слайды. Делают выводы. |
|
3 |
Закрепление изученного материала. |
ЭОР Контрольный модуль (№ 5) | Организует электронное тестирование с использованием ЭОР | Выполняют тесты |
(13 мин). |
4 |
Подведение итогов урока Д\З |
|
Рефлексия. Комментирование оценок, объявление д\з. Параграф 55 изучить, вопросы стр 228 устно. |
Записывают д\з |
(2 мин) |