Познавай свой край, чтобы полюбить свою Родину!
Почему я считаю, что изучение родного края очень важно, предельно просто. Как дерево не может расти без корней, так и ребенок, не знающий своей малой родины, о своих уступах, не будет человеком с большой буквы. Как же сделать так, чтобы изучение родного края было интересно? Информацию в наше время можно найти без особого труда. Главное, чтобы это было осознано. Поэтому я думаю, что на уроках по изучению окружающего мира учитель должен не столько выдать информацию, сколько подтолкнуть детей к её поиску и применению. Вот почему, уходя с урока у ребенка должно быть, то, что ты ищешь в вопросах: где, когда, почему. На таких уроках важно дать почувствовать пользу для своего края за то, что ты часть этой природы. А чтобы передать это чувство другим, ты должен многое знать. Только тогда, когда дети заинтригованы, они найдут много информации и выберут ту, что близка к их духу. В течение таких занятий можно включать различные игровые соревновательные моменты викторины, кроссворды и филворды, чем больше загадок и задач, тем больше перед детьми вопросов, тем больше поводов всесторонне изучить проблемы. Работа в группах, в парах очень эффективна. По нескольким аспектам. Но, во-первых, дети раздобудут больше информации, обсуждение обмен ею, приводит к сближению, развитию речи, появляется общий интерес их, сплачивается коллектив. В преддверии таких уроков можно или вернее даже лучше посетить музеи, выставки, зоопарк, повстречаться с людьми любящими свой край, гордящимися им и занимающимся его изучением. А таких людей немало и первыми такими людьми должны стать учитель, родители, бабушки и дедушки. Это очень важно, так осуществляется передача информации из поколения в поколение. Очень хочется верить, что наши дети не будут последними звеном в этой цепочке. Давайте любить свой край и научим этому наших детей.
Цели для учителя: Создать условия для знакомства с удивительными уголками природы края; Содействовать развитию приемов умственной деятельности; Сравнение, анализ, обобщение, содействовать развитию умений работать в группах, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания и наблюдательности, способствовать бережному отношению к уникальной природе Забайкальского края.
Планируемые метапредметные результаты личности: Положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Результативные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки с учётом характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценкой.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы, на вопросы, используя дополнительную литературу, карту края, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, использовать знаковые и графические модели.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственные мнения и позицию.
Планируемые предметные результаты: умение работать, умение определять растения и животных по описанию, и изображению.
Организация пространства, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы:
- для учителя:
- проектор,
- экран,
- презентация к уроку,
- карта Забайкальского края,
- “Красная книга Забайкальского края”.
- для учащихся:
- карта Забайкальского края,
- флажки,
- сигнальные карточки,
- карточки для учащихся.
Ход урока
Цели:
- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД. Готовность к обучению, отношение к учению.
I. Учитель: Доброе утро, ребята! Пусть оно будет для нас добрым. И разбудит в каждом из нас лучшее – чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас, согреет своим теплом.
Вздохните глубоко и когда будете выдыхать постарайтесь улыбнуться. Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, что хорошее настроение не покидало нас!
II. Актуализация опорных знаний.
Цели:
- актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;
- организовать выполнение учащихся пробыло учебного действия;
- организовать фиксирование учащихся индивидуального затруднения.
Регулятивные УУД: целеполагания.
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.
Ученик:
Забайкалье — это за Байкалом,
Это там, где сопки и тайга.
Это там, где снег по перевалам,
Где зимой беснуется пурга.
Ученик:
Здесь нельзя в природу не влюбиться.
Нет прекрасней и суровей края.
Раз увидишь - долго будет сниться
Забайкалья красота земная.
Л.Вавилова.
(Презентация 2 слайд).
Учитель: Как вы думаете, почему прозвучали эти стихи?
Ученик: Потому, что говорить мы будем о нашем крае.
Учитель: Да, совершенно верно. Мы сегодня еще раз поговорим о нашем Забайкальском крае.
Учитель: Вы можете назвать тему нашего урока?
Ученик: Тема урока: “Наш родной край Забайкалье”.
Учитель: Какую цель поставим на урок?
Ученик: Узнать, что удивительного и необычного встречается в нашем крае. Учитель: Цель поставлена, идем вперёд. Сегодня мы с вами совершим путешествие по родному краю.
III. Самоопределение к деятельности. Постановки учебной задачи.
Цели:
- выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Учитель: Что вы ждете от урока?
Соберите девиз нашего урока.
ПОЗНАВАЙ, СВОЮ, КРАЙ, ЧТОБЫ, СВОЙ, РОДИНУ!, ПОЛЮБИТЬ.
Учитель: Этот девиз будет (главной мыслью) нашего урока.
IV. Открытие нового знания.
Цели:
- Организовать постановку цели урока.
- Организовать составление совместного плана действий;
- Определить средства.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлечение необходимой информации; определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информаций.
Учитель: Сегодня мы будем работать в группах, работать с картой края, наблюдать.
Ребята, давайте вспомним правила работы в группах.
Ученик:
1). Говорим вполголоса.
2). Один говорит, другие слушают.
3). Не перебивай выступающих.
4). С уважением относись друг к другу.
5). Разговор должен идти только о предмете задания.
Учитель: У вас у каждой группы на столе лежит карта Забайкальского края с границами районов и флажки. Вы должны найти и отметить на карте по команде флажком.
- Удивительный уголок Забайкальского края.
Край наш суровый и удивительный. Таких мест в мире очень мало и сегодня мы это докажем.
Учитель: Посмотрите на карту Забайкальского края. (Презентация 3 слайд)
- На что похоже?
Ученик: на сапог.
Учитель: Длина подошвы около полутора тысяч км. А если измерить расстояние от носка до вершины голенища этого сапога, то потребуется рулетка далеко за две тысячи километров. Поэтому не удивительно, что здесь спокойно могут разместиться две Германии или более десятка таких государств, как Люксембург или Монако. Если всем Забайкальцам, включая дедов и грудничков, разделить территорию поровну, то каждому достанется 0,4 км?. Это может быть степной км?, может быть горный, таёжный или пустынный [5].
Учитель: Находим и отмечаем флажками всё, о чем будем сообщать вашим товарищам.
Ученик: “Восточное Забайкалье”. (Презентация 4 слайд)
Учитель: Неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей. Есть и скалистые горы, и лыжные хребты, по склонам заросшие великолепной сибирской тайгой, и бескрайние степи. Великолепие и богатство нашей необъятной Родины особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и безбрежного моря тайги, раскинувшимся под вечно голубым небом [2]. (Презентация 5 слайд).
Ученик: Великолепен север Забайкальского края “О красотах Кодара, Удокана и Чарской долины показывают кинофильмы, туда стремятся попасть туристы и альпинисты их привлекают не пройденные еще безымянные пики горных вершин, вызывающими восхищение порогами и водопадами горные реки, удивительная Чарская пустыня”. (Презентация 6 слайд)
Ученик: В четырех десятках километров от ледников Кодара среди заснеженных гор дремучей тайги, озер и обширных болот, ярко желтым пятном раскинулась миниатюрная, но вполне настоящая пустыня. Чарские пески – это песчаный массив длинной 10 километров и шириной 5 километров. (Презентация 7 слайд)
А на юге Забайкалья просторные долины, безбрежные степи, холмистые дали, бессточные котлованы, низины рек и солончаковые озера этот край Даурия. Здесь находится международный заповедник “Даурия”. В нем обитает множество птиц занесенных в Красную книгу, реликтовая чайка, по степям бродят антилопы дзерны.
В зарослях камыша живёт дикий манул. (Презентация 8 слайд)
А теперь приглашаем вас на юго-запад Забайкальского края. На Хэнтэй – Чикойское нагорье голец Сохондо, что в переводе с тунгусского языка означает “голова, вершина”. Сияет белизной своих вершин даже в конце июля, в разгар Забайкальского лета. Лежит он на мировом водоразделе величайших систем Северной Азии, бассейнов Тихого и Северно-ледовитого океанов [2].
Учитель: Недаром Антон Павлович Чехов, проезжал через Забайкалье в своих путевых заметках написал: “В Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон”.
Днём скачешь по Кавказу, ночью по донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь – уже Полтавская губерния – и так всю тысячу вёрст Забайкалья великолепно.
Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии. Вообще говоря, от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала была проза. (Презентация 9 слайд – карта Забайкальского края с отмеченными флажками).
Учитель: Ребята давайте проверим, как вы работали в группах. Посмотрите на карту. Если ваша группа без ошибок отметила все уголки природы Забайкальского края, поднимите желтый цветочек, если у вас было допущено 1-2 ошибки – синий цветочек, более двух ошибок – красный цветочек.
Молодцы, все хорошо работали.
Физминутка:
По родному краю
Дружно мы шагаем. (марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг (повороты)
Слева находится – лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж, захватывает дух! (махи руками).
V. Первичное закрепление.
Цели:
- Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- Организовать самостоятельную проверку по эталону;
- Организовать выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.
Познавательные УУД: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: учится работать в группе, формулировать собственные мнения и позицию; уметь решать конфликтные ситуации, применять, решать, брать ответственность на себя.
Регулятивные УУД: контроль, соморегуляция, коррекция.
Учитель: Разнообразен и растительный, и животный мир Забайкалья.
Викторина “Угадай по описанию”.
- Кустарник. Растет по берегам водоёмов. Цветы в виде пушистых шариков. (Верба). (Презентация 10 слайд).
- Привезён к нам из Северной Америки. Дерево быстро растёт, имеет мощную корневую систему. Главный недостаток – большое количество пуха в июле месяце. (Тополь). (Презентация 11 слайд).
- Это дерево называется ещё "корабельным" за его высокий ровный ствол. Хвоинки 4-6 см. Семена маленькие, легкие. (Сосна). (Презентация 12 слайд).
- Самое распространённое дерево в России. Единственное, которое сбрасывает хвою на зиму. (Лиственница). (Презентация 13 слайд).
- Плодовый кустарник с белыми душистыми цветами. Ягоды мелкие, черного цвета. Растёт повсеместно. (Черёмуха). (Презентация 14 слайд).
- Травянистое растение. Лечебное. Цветы ярко-жёлтые. Семена разносятся на пушистых зонтиках. (Одуванчик). (Презентация 15 слайд).
- Символ Забайкалья. Цветение напоминает сплошное розовое облако. По красоте не уступает даже цветению сакуры в Японии. (Багульник, Рододендрон Даурский). (Презентация 16 слайд).
Загадки.
- У забора я гуляла босиком и ошпарилась зелёным кипятком. (Крапива). (Презентация 17 слайд).
- Красна, сочна, душиста. Растёт низко, к земле близко. (Земляника). (Презентация 18 слайд).
- Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку. (Мак). (Презентация 19 слайд).
- Растет он не на суше и голова из плюша. (Камыш). (Презентация 20 слайд).
- Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок – белые реснички. (Ромашка). (Презентация 21 слайд).
VI. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: Организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с картинками.
Познавательные УУД: находить в тексте карточек необходимую информацию и работать с ней.
Учитель: Сейчас мы будем работать в парах. У вас на каждой парте лежат карточки и фотографии растений из Красной книги Забайкалья с их описанием. Вам нужно к каждому описанию соотнести фотографии растений.
- Луковичное растение до 60 см. высоту. Цветы одинаковые красные, выгнутые наружу. Местообитание степи, степенные склоны. (Лилия карликовая). (Презентация 22 слайд).
- Семейство орхидей. До 50 см. высотой. Цветы одинаковые (редко по 2 см.), красновато-бурые. Нижний лепесток (губа) жёлтый, мешковидно-вздутый, до 2 см, внутри с красноватыми крапинками. На стебле 3-4 листочка. Места обитания – леса, лесные поляны. (Башмачок известняковый). (Презентация 22 слайд).
- Семейство Гвоздичное. До 90 см. высоту, цветки ярко красные глубоко рассеченными на 2 лопасти лепестками несущие боковые зубцы. Местообитание – луга, заросли кустарников, встречается в долинах рек Шилки и Аргуни. (Зорька сверкающая). (Презентация 24 слайд).
- Семейство Кувшинковое. Водные растения с распластанными по поверхности воды листьями. Листья округло-яйцевидные. Местообитания озёра. (Кувшинка четырёхугольная). (Презентация 25 слайд).
- Семейство Розовидных. Кустарник или небольшое дерево до 3 м. высоту. Листья до 5 см. длинной, цветки с 5 белыми или бледно-розовыми лепестками, многочисленными, появляются раньше листьев. Плоды округлые, жёлтые или оранжевые. Кора серая. Цветёт в мае. Местообитание – южные степные склоны. (Абрикос сибирский). (Презентация 26 слайд).
- Семейство Буковые. Дерево до 10 м. высоту, до 15 см. в длину. Мужские цветки в длинных, рыхлых зеленоватых серёжках. Желуди до 2 см. Кора темно-серая. Местообитание – опушки степных лесов. Встречается в Приаргунье. (Монгольский дуб). (Презентация 27 слайд).
Учитель: Вы очень хорошо поработали в парах, посмотрите на экран.
Давайте проверим, всё ли вы выполнили правильно!
Оцените работу своего соседа при помощи сигнальных карт.
- Зелёная карточка “отлично”.
- Синяя карточка “хорошо”.
- Красная карточка “удовлетворительно”.
Учитель: Сейчас сыграем в игру “Угадай, кто это?”
Отправляемся в животный мир.
- Презентация 28 слайд – кот Манул.
- Презентация 29 слайд – лапы медведя.
- Презентация 30 слайд – рога Лося.
- Презентация 31 слайд – спинка бурундука.
- Презентация 32 слайд – утка Мандаринка.
- Презентация 33 слайд – след змеи.
- Презентация 34 слайд – Даурский ёж.
VII. Рефлексная деятельность.
Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностная УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности учителя.
Учитель: Что нового для себя открыли на уроке?
- Где ребята вам пригодятся полученные знания?
- Какую ставили учебную задачу?
- Удалось её решить?
- Каким способом?
У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот ответ, который вами больше подходит, и обведите его ручкой.
1. На уроке я работал активно/пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен.
3. Урок для меня казался коротким/длинным.
4. Материал урок мне понятен/непонятен.
5. Материал урока полезен/бесполезен.
6. Материал урока интересен/скучен.
Учитель: Поднимите руки те, кто сегодня проявил на уроке активность.
А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.
Для кого показался урок коротким?
А для кого длинным?
Поднимите руки, кому все было понятно на уроке?
А кто считает, что урок был интересным и прошел с пользой?
Я благодарю всех за активную работу на уроке.
Наше путешествие подходит к концу.
Продолжите изучать свою природу, свою малую Родину, любите её и защищайте, и помните, что именно от вас зависит, каким наш край Забайкальский будет в будущем.
Список литературы.
1. С.П. Казачкова, М.С. Умнова. “Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности”.- Москва. ООО “Планета”. 2012.
2. Л.Е. Коптелов. “Это удивительное Забайкалье”. - Иркутск. Восточно-сибирское книжное издательство. 1990.
3. В.А. Верясова. “Приглашаем на урок” 2 класс. Издательство “Учитель”. 2011.
4. О.И. Сукорцева. Сценарий литературной композиции “Это удивительное Забайкалье”.
5. Г.Р. Граубин. Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе. – Чита: Экспресс–издательство, 2008. – 192 с.