Непосредственно организованная деятельность по правовому воспитанию в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Тема деятельности: “Необычное приключение Правика”.

Тип деятельности: обучающий.

Вид деятельности: познавательный с игровыми приемами.

Цель деятельности: Познакомить детей с правом на имя, посредством введения игрового персонажа.

Задачи

  • Познакомить с Конвенцией о правах ребенка (ее адаптированным содержанием), показать значимость документа для каждого ребенка.
  • Дать детям представление о важности права на имя, довести до сведения детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
  • Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам, соблюдая правила этикета; вызывать желание: решать проблемную ситуацию, совершать добрые поступки.
  • Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя и что оно обозначает, дать понятие о том, что такое “отчество”.

Оборудование: мультимедийное оборудование; ноутбук; декорации: солнышко “грустное” и “веселое”; лучи с начальной буквой имени ребенка; лесная тропинка, горная тропа, мостик через реку; корзина с цветами.

Словарь: “Права”, Конвенция”, “ Право на имя”.

Ход непосредственно организованной деятельности:

Дети заходят в группу.

Педагог приветствует детей:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте.

- Давайте познакомимся, меня зовут Марина Радиковна.

- А ваши имена я хочу узнать в процессе игры, которая называется “Хлопни по ладошке”

- Правила игры: “Я протягиваю руку ребенку, а он хлопает меня по ладони и громко называет свое имя”.

Педагог играет с каждым ребенком поочередно.

Дети называют свои имена. Педагог называет полное имя каждого ребенка.

(Степа – Степан, Оля – Ольга, Дима – Дмитрий)

Игра – знакомство закончена, педагог читает стихотворение:

- Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

- Ребята, а вы знаете, что такое права?

Ответы детей: Водительские права, право на жилье, право на квартиру и д.т.

- А какие права бывают у детей? А если они у вас? Вы об этом знаете?

Ответы детей: нет или кто-то из них приводит пример.

- Дети, а вы хотите узнать о правах детей?

Дети отвечают согласием.

- Ребята, а откуда мы можем об этом узнать? Дети приводят примеры: мама, папа, сестренка, из книг, энциклопедий, из интернета.

- Мальчишки и девчонки, сегодня я расскажу вам о правах детей, а поможет мне в этом компьютер. А чтобы, вам было все хорошо видно, я выведу информацию на экран.

Проходите, присаживайтесь.

Презентация:

1 слайд: Дети — такие же граждане, как и взрослые. И, как у каждого гражданина, у них есть права, которые нужно соблюдать и защищать.

2 слайд: Так что же такое права?

Права, ребята – это нормы и правила, которые установило и охраняет государство.

Основным документом, в котором записаны права ребенка, является “Конвенция о правах ребенка”.

Педагог закрепляет повторением фразу вместе с детьми “Конвенция о правах ребенка”

А слово “конвенция” обозначает “соглашение”, то есть это когда все друг с другом договорились.

“Конвенция о правах ребенка” - это главный документ детей, который подписали люди нашей планеты.

3 слайд: Конвенция состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. И находятся эти статьи в этой книге. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть в разных городах каждой страны. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

Какие же права есть у детей?

4 слайд: - право на жизнь; ребенком считается каждый человек до 18 лет; право на достаточно хороший уровень жизни; право на защиту от всех форм насилия и эксплуатации; право на медицинский уход; право на образование; право на отдых и досуг; право на имя. О праве на имя мы сегодня и поговорим.

- Ребята, я пришла к вам со своим другом, у него очень необычное имя, Правик –оно произошло от слова “право”.

- Правик! Ты где? Вот ты где! Ребята, поздороваемся с Правиком.

Дети приветствуют экранного персонажа – Правика.

Звуковая дорожка и слайд.

Голос Правика: “Ой – Ой – Ой! Хитрая лиса ты зачем сюда пришла? Ой – Ой – Ой! Помогите, спасите, похитила меня лиса, несет за дальние леса, за высокие горы, быструю речку. Помогите дети!

Педагог спрашивает у детей, что можно сделать в данной ситуации.

- Мальчишки и девчонки, вы поняли, что произошло с Правиком? (Его украла лиса)

- Что мы будем делать?

Дети предлагают свою помощь (спасать Правика, выручать)

Педагог сообщает детям:

- Правик, ребята, успел оставить нам план – подсказку, своего спасения!

слайд: на экране появляется анимация – план спасения Правика.

Педагог обращает внимание детей на план.

- А вот и план поиска. Куда мы сначала пойдем?

- Тогда вперед!

1 этап.- А вот и лес полный чудес! Мы пойдем с вами, взявшись за руки, а как вы думаете для чего? Чтобы не заблудиться. В лесу необходимо вести себя спокойно, громко не разговаривать. А как вы думаете почему? Чтоб не пугать животных и птиц. Ходим аккуратно между деревьями, так чтобы не ломать ветви деревьев и кустов.

- Вот поляна. Рассаживайтесь около цветов.

- У каждого человека есть ИМЯ!

- А кто выбирает и дает нам имя?

Ответы детей: Мама, папа, бабушка и т.д.

- Родители внимательно относятся к выбору имени для своего ребенка. Очень часто взрослые дают имя своему ребенку в честь близких родственников и известных людей.

В детстве ребенка называют ласково, уменьшительно: Коленька вместо Николай, Настенька вместо Анастасия. Когда человек повзрослел – его называют по имени – отчеству. Отчество образуется от имени папы. Если папу Семена зовут Александр, то будет он Семеном Александровичем. А какое у тебя имя и отчество?

Ответы детей. Если ребенок затрудняется, помогаем ему.

Педагог обращает внимание детей к плану на экране.

- Ребята, посмотрите на план – подсказку, куда нам идти дальше.

Ответы детей: В горы.

- Впереди высокая гора и крутой спуск. Мы пойдем след в след, чтобы не оступиться. Я пойду первая, потом девочки, а смелые мальчишки замкнут цепочку.

- Вот мы спустились с горы, присаживайтесь на камушки – мягкие модули.

- Ребята, из “Конвенции о правах ребенка” мы с вами узнали, что каждый ребенок имеет право на что? - “право на имя”. –

По имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.

- Наши далекие предки понимали, что имя связано с судьбой человека. Люди надеялись, что удачное имя поможет ребенку. Детям давали имена, которые должны были принести любовь, счастье, удачу и долголетие. Такие традиции были у славян и греков. В некоторых индейских, а также африканских племенах детям давали отталкивающие имена, чтобы отогнать злых духов.

Имя придаем человеку уверенность, и делает его личностью.

А как вы считаете, можно ли коверкать или неправильно произносить имя человека, придумывать ему обидные прозвища. А вот этим вы нарушаете его право на имя. А вот не знать, как зовут ваших близких и друзей – это невежливо.

Я вам сегодня рассказала о том, что у всех людей есть право на имя. А чтобы это право не нарушать нужно, соблюдать определенные правила.

А какие? (Как нужно обращаться к взрослим? Что нельзя делать с именем? Если нарушил правило, что надо сделать?)

  • Не дразниться;
  • Не придумывать прозвища;
  • Обращаться друг к другу вежливо;
  • К взрослым обращаться по имени, отчеству;
  • Если нарушил правило, то обязательно приносим свои извинения.

- Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Педагог переключает внимание детей на план.

- Давайте вспомним, куда мы идем дальше?

Ответы детей: к реке.

3 этап. Перед нами горная речка, она глубокая, течение быстрое и бурное. Мостик на другом берегу. Что сделать?

Ответы детей:

- Я предлагаю при помощи считалки выбрать того, кто перепрыгнет через реку и перекинет мостик.

Аккуратно пройдем по мосту, мальчики помогите девочкам перебраться через реку.

- Ребята, на полянку заглянуло солнце, какое оно? Как, вы думаете, почему? (ответы-предположения детей).

- Солнце сказало мне, что оно не может запомнить ваши имена, поэтому оно грустное. Давайте подарим солнышку лучи с начальной буквой нашего имени. (Выкладывают лучи к солнцу, переворачиваю солнышко с веселым лицом).

- Какое стало солнце? (веселое, лучистое, радостное)

- Ребята! Какой красивый дом осветило солнышко! А вот и Правик!

- Ребята, мы хотели узнать у Правика, что обозначают наши имена? Правик приготовил нам подарок, корзину с цветами. На цветах написаны ваши имена и что они обозначают.

- Я предлагаю ребята, рассказать Правику, что нового вы узнали сегодня.

- О каком праве мы сегодня говорили?

- Как называется основной документ, где записаны права детей?

- Какие новые слова вы узнали?

- Что было трудно и сложно?

- А вам понравилось вместе со мной искать Правика?

А сейчас мы попрощаемся с Правиком и вы пойдете к своим друзьям. До свидания! А можно еще сказать до новых встреч!