Интегрированный урок по естествознанию и испанскому языку предназначен для учеников старших классов в достаточной степени владеющих испанским языком и ориентирующихся в началах фундаментальных знаний по экологии. Урок проводится в виде семинара, на котором используются все виды работы, применяемых на уроках иностранного языка: работа с тематическим вокабуляром, работа с речевыми образцами, работа по развитию неподготовленной (спонтанной) речи. Тема предлагаемого урока касается острой проблемы состояния окружающей среды в России и мер по нивелированию последствий экологических катастроф и носит название “Rusia, una bomba ecologica de efectos retardados” [1].
Целью данного урока является овладение лексическим минимумом по теме “Экология”, совершенствование навыков устного перевода с испанского языка на русский, расширение общего кругозора учеников, овладение необходимыми компетенциями в области экологии и испанского языка. Для урока используются статьи периодических изданий Испании: “El Pais”, “Magazine”, “El Mundo”, а также учебное пособие по испанскому языку “Экология” (авторы: О.П.Стреж, А.А.Луговых [1]). На первом этапе учащимся предлагается ознакомиться с отрывком из статьи испанского журнала, касающейся экологических проблем России и достаточно полно отражающей смысловое содержание урока. На данном этапе учитель активизирует новую лексику переводным способом, путем введения новой лексики в тексте. Данный способ активизации тематического вокабуляра имеет коммуникативный характер и относится к реальным условиям общения [1]. Для развития неподготовленной речи учащимся предлагается обсудить следующие экологические проблемы России, представленные на рис.1.
Рис. 1: Основные экологические катастрофы, произошедшие на территории бывшего СССР
С помощью данной схемы учитель может целенаправить продукцию речи учащихся как в диалогической, так и в монологической форме. На последующих этапах урока учитель организует дискуссию по экологическим вопросам России, причем реализация этапов может проходить как дебаты, или как выступление каждого ученика в отдельности. Например, группа учеников может задать следующие вопросы другой группе учеников:
1. ? Que parte del territorio de Rusia ocupa la “zona medioambiental desastrosa”?
2. ? Cual es la causa de la practica desaparicion del Mar Aral?
3. ? Que pruebas nucleares se realizaron en la URSS?
Следует подчеркнуть, что в процессе дебатов или дискуссии реализуются не только предметные, но и метапредметные и коммуникативные компетенции, что несомненно удовлетворяет требованиям ФГОС.
В качестве заключительного этапа учитель предлагает ученикам дать рекомендации по защите ОС на основе следующей блок-схемы (рис. 2)., что позволит усовершенствовать навыки разговорной речи на базе пройденного материала в рамках данного тематического направления.
Рис.2. Мероприятия по защите окружающей среды
BIBLIOGRAFlA
- Экология. Учебное пособие по испанскому языку/ О.П.Стреж, А.А.Луговых. –М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. -189с.
- Испанско-русский словарь современного употребления: 100 000 слов и словосочетаний – М.: Рус.яз., 1996 -748с.