Технологии обучения: личностно ориентированная, здоровье сберегающая, информационно-коммуникационная.
Продолжительность: 40 минут
Цели урока:
Образовательная:
- формировать умение применять уравнения к решению задач (на части);
Развивающая:
- развивать математическую речь, логическое мышление учащихся, навыки самоконтроля, развивать геометрическое мышление;
Воспитательная:
- развивать культуру речи, воспитание внимательности, общей культуры, правильной самооценки, аккуратности и четкости выполнения заданий.
Оборудование:
тесты, меню, набор геометрических фигур, клей, чайная и столовая ложка, стакан, весы.Тип урока:
урок закрепления изученного Форма проведения: деловая игра “Математическая кухня”Ход урока
1. Вступительное слово учителя: (на доске написано выражение)
12х+17х+10х-х-2х=46х
- Ребята, вам нравится это выражение?
- Нет потому, что его нужно упростить.
- А с помощью какого свойства мы упрощаем выражения?
- С помощью распределительного свойства умножения.
Математический диктант (взаимопроверка)
Запишите выражение и упростите его :
- Сумма двенадцати “игрек”, шести “игрек” и “игрек”.
- Разность четырнадцати “зэт” и “зэт”.
- Из суммы восьми “икс” и трех “икс” вычесть одиннадцать.
- К разности двадцати одного “эм” и девяти “эм” прибавить семь.
- Произведение четырех “тэ” и пяти.
Критерии оценок:
- 0 - ошибок - “5”,
- 1 - ошибка - “4”,
- 2 - ошибки - “3”
Сегодня на уроке мы продолжим решение задач на части, но наш урок пройдет в форме игры “Математическая кухня”. Ребята, вы сегодня предстанете в роли поваров. Прежде чем начать “готовить”, мы отправимся с вами в магазин.
2. Устная работа: (магазин)
Задача: Цена 1 кг картофеля равна х р., 1 кг капусты у р., 1 кг мяса 200 р. Что означает следующие выражения?
а) 2х+3у
б) 5х-4у
в) 3х:у
г) 3х+5у+200
3. Решение задач.
Обед: Учитель: для того чтобы приготовить обед вам необходимо составить меню. Наше меню будет состоять из 3-х блюд: первое, второе и десерт. Каждое блюдо имеет свою сложность: красные - сложные задачи, синие - среднего уровня сложности, а зеленые – более легкие. Поэтому вы должны постараться правильно оценить свои возможности.
На первое: щи, гороховый суп и гречневую кашу (приложение 1)
На второе: гуляш, салат и омлет
На третье: мороженое, вишневое варенье и напиток
(Дети на листочках составляют каждый свое меню, наклеивая фигуры на листочки со словом “меню” (см. приложение 2).
- Какая фигура обозначает первое блюдо?
- Треугольник.
- Давайте вспомним, как что такое периметр треугольника?
- Сумма всех сторон.
- А какая фигура обозначает второе блюдо?
- Квадрат.
- А как найти площадь квадрата и чему равен его периметр?
- S= a*a , Р= 4а
- А – десерт?
- Овал или круг.
- Давайте вспомним, что можно принять за 1 часть.
- Чайную или столовую ложку, стакан, щепотку.
- А также хозяйки часто пользуются весами.
(по три человека выходят к доске, решают задачи см. приложение 3)
Первые блюда
1. Щи.
Для приготовления щей необходимо 10 частей воды, 1часть мяса, 1 часть фасоли, 2 части капусты, 2 части картофеля, 80г свеклы, 50 г моркови, 50г лука. Сколько нужно граммов взять мяса, чтобы приготовить щей 4180г Ответ: 250 г мяса.
2. Гороховый суп.
Для приготовления горохового супа нужно взять 5 частей воды, 1 часть картофеля, 2 части гороха. Сколько получится горохового супа, если воды взяли на 660 г больше чем гороха. Ответ: 1760 г получится горохового супа.
3. Гречневая каша.
Для приготовления гречневой каши нам потребуется 4 части молока и 240 г гречки. Сколько граммов нужно взять молока, чтобы сварить 840 г гречневой каши. Ответ: 600 г молока.
Вторые блюда
1. Гуляш: Для приготовления гуляша взяли 2 части картофеля, а мяса на 350 г меньше. Сколько нужно взять мяса, чтобы получить 1970 г. Ответ: 810 г мяса
2. Салат:
Для приготовления салата потребуется взять 3 части огурцов, а помидор 4 части, 50 г растительного масла. Сколько граммов нужно взять огурцов, если получилось 680 г салата. Ответ:270 г нужно взять огурцов
3. Омлет:
Берем 3 яйца и добавляем 150 г молока. Сколько весит 1 яйцо, если омлета получилось 390 г. Ответ: 80 г весит одно яйцо
Учитель: Ребята, вы немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть.
4. Физкультминутка
Я чайник — ворчун
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
— Вместе с вами чай попить я хочу! (Прыжки на месте.)
— Чайник вскипел. Пришло время десерта.
Десерт
1. Мороженое № 587 стр. 89
2. Вишневое варенье № 622 стр. 92
3. Напиток № 583 стр. 88
После вкусного обеда мы отправляемся с вами в гости к Винни-Пуху и Пятачку
5. Тест. (приложение 4)
Вариант 1 Вариант 2 Решите уравнения: Решите уравнения: 1) 16 – 3х = 10 1) 10 х = 1200 2) 7х + 4х = 99 2) 22 – 4х = 6 3) 180:у=9 3) 110 : у = 10 4) х +1=1 4) 2х = 34 5) 720:у=4 5) х: 12 = 15 6) х + 18= 77 6) 3х-40 = 110 7) 4х=60 7) 15+ 6х = 165 8) 4х + 13 = 133 8) 2х – 16 = 114 9) х * 0 = 0
п т р г и о я н а е 1 2 12 4 6 19 26 13 0 120 10 2 4 92 9 нет 18 8 6 11 12 76 3 11 13 16 0 20 12 10 54 77 90 4 2 3 5 12 9 6 0 36 11 17 5 100 180 716 184 724 168 24 80 23 250 6 15 95 67 23 50 45 нет 59 190 18 7 66 25 много 240 54 15 10 99 64 60 8 44 56 22 30 88 99 45 нет 65 9 9 нет 56 0 89 90 много 100 870 14 87
Ответ: Приятного аппетита
6. Итоги урока. Выставление оценок.
Учитель:
- Что вы сегодня нового узнали на уроке?
- Какие задания вам хотелось бы выполнить ещё раз?
- Какие затруднения вы испытывали?
- Какие из составленных задач запомнились, и понравились вам больше всего?
7. Домашнее задание. Придумать блюдо, нарисовать его и составить задачу на части или составить кроссворд, содержащий математические и кулинарные знания.
Используемые материалы.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2005.