Игра-путешествие по стране "Устное народное творчество". Открытие музейной комнаты

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Приобщение к духовному богатству родного края, через знакомство с народными традициями и культурой своей малой Родины.

Задачи:

  1. познакомить детей с традициями и  бытом предков;
  2. развитие самостоятельности и инициативы.
  3. формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
  4. способствование формированию коммуникативной культуры;
  5. развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
  6. научить ценить родную культуру, язык.
  7. воспитывать у  учащихся патриотические чувства посредством приобщения к культурному наследию;  
  8.  учить согласовывать действия с партнёром;
  9. учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки;
  10. закрепить материал по “Литературному чтению” из темы “Устное народное творчество” путём демонстрации жанров фольклора;
  11. учить искать информацию по заданной теме.

Оборудование: декорация избы, елочки; из музея: крынка, рубель, ухват, лопатка, для вытаскивания хлеба, утюг угольный, салфетка кружевная; личные предметы: коромысло с вёдрами, горшок глиняный, самовар; ложки деревянные.

Костюмы:мальчики - в самодельных фуражках с цветком, в длинных рубашках, кушаках, девочки в сарафанах.

Ведущие: Родители класса.

Ход мероприятия

Вступительная речь учителя.

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Веселья Вам, да радости.

- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Давайте все вместе прочитаем слова, которые у нас написаны на стене (потешки, частушки, песни, игры, загадки, сказки)

- В какую группу их можно определить? (“Устное народное творчество”)

 Почему творчество называют народным? (Потому, что его придумал народ). В какое время жили эти люди? ( очень давно)

- Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране “Устное народное творчество”.

На сцену из домика выходят девица и молодец. Кланяются.

Девица:Добрый день, честной народ! Позади трудовой день: и сено косили, и стога метали, и по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело - гуляй смело!

Молодец:И когда солнышко клонится к закату, приходят за  околицу красные девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, на других посмотреть, семечки пощёлкать, да добрым словом перемолвиться.

Девица: В каждой деревне были свои посиделки и в каждой деревне был свой первый парень.

Молодец с гармошкой:

Разойдись честной народ,
Не пыли дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко.

Исполняется песня “Во кузнице”(приложение № 1)

Девица: Пропели, добры молодцы лихую песню. По традиции того времени выходят красны девицы с ответной песней.

Исполняется песня “Ой, как ты мне нравишься”(приложение № 1)

Девица:На деревенских посиделках не только пели песни, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девицам, невест себе выбирали.

Ученица:

Ау! Ау! Аукаем!
По лесу проаукаем,
К берёзке подойдём,
Хоровод свой заведём. 

Танец  “Во поле берёза стояла”

Молодец: А еще играли в игры.

Игра “Золотые ворота”

Все поют:

Золотые ворота,
Проходите,господа,
Первой мать пройдёт,
Всех детей проведёт.
первый раз прощается,
второй раз запрещается,
а на третий раз
не пропустим вас!

Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, “превращается” тоже в воротики.

Девица:

Ну-ка, сядем-ка рядком,
Да поговорим  ладком .

Молодец:

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щёлкают орешки,
Да говорят потешки.

Выходят девицы и молодцы, говорят потешки.

  • Федул, чего губы надул?
  • Кафтан прожёг.
  • Зашить можно?
  • Да  иглы нет.
  • А велика ли дыра?
  • Один ворот остался.
  • Фома, что из леса нейдёшь?
  • Медведя поймал.
  • Так веди сюда.
  • Да он нейдёт.
  • Так сам иди.
  • Да он не пускает!
  • Андрейка, голубок, Что плачешь?
  • Да об калитку головой ударился.
  • Скажи, а когда это случилось?
  • Да вчера вечером.
  • А, что же ты сегодня плачешь?
  • Вчера вечером дома никого не было.
  • Кум, ты куда?
  • Да в лес по дрова.
  • А что везёшь?
  • Сено.
  • Какое сено, ведь это дрова!
  • А коль видишь, что спрашиваешь?

Девица: А сейчас споём частушки.(приложение № 1)

Девица:Много в народе сказок, но мы вам хотим рассказать одну, самую известную. Но только на современный лад.

Показывают сказку “Колобок”(приложение № 2)

Учитель:Посмотрите на наш стол. Какие знакомые предметы вы здесь видите? Как они называются? Пользуются ли люди сейчас такими же предметами? А где их можно увидеть?

Вы наверно уже заметили, что в нашей школе появилась табличка на одной из дверей “Музейная комната”

И сейчас мы с вами пройдем туда, где мы встретимся еще с одним жанром устного народного творчества.

А расстричь ленту предоставим тому, кто ответит на вопрос: Где находится красный угол в избе?

Молодец: Всем ли места хватило?

Девица: В тесноте, да не в обиде.

Учитель: Посмотрите внимательно. О каких предметах, которые здесь находятся, вы можете загадать загадки?

Дети загадывают загадки:

  • Ни свет, ни заря – пошел согнувшись со двора. (коромысло)
  • Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы)
  • Привяжут – пойдут, отвяжут – останутся (лапти)
  • Идет пароход – то взад, то вперед,
    А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (утюг)
  • Весь в шерсти, а кожи нет (валенки)
  • На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (полотенце)
  • В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя позвал (стол)

Девица:

Хлебом, солью привечаем
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
говорим о том, о сем

Молодец:

Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.

(Все пьют чай)