Цель: Приобщение к духовному богатству родного края, через знакомство с народными традициями и культурой своей малой Родины.
Задачи:
- познакомить детей с традициями и бытом предков;
- развитие самостоятельности и инициативы.
- формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
- способствование формированию коммуникативной культуры;
- развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
- научить ценить родную культуру, язык.
- воспитывать у учащихся патриотические чувства посредством приобщения к культурному наследию;
- учить согласовывать действия с партнёром;
- учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки;
- закрепить материал по “Литературному чтению” из темы “Устное народное творчество” путём демонстрации жанров фольклора;
- учить искать информацию по заданной теме.
Оборудование: декорация избы, елочки; из музея: крынка, рубель, ухват, лопатка, для вытаскивания хлеба, утюг угольный, салфетка кружевная; личные предметы: коромысло с вёдрами, горшок глиняный, самовар; ложки деревянные.
Костюмы:мальчики - в самодельных фуражках с цветком, в длинных рубашках, кушаках, девочки в сарафанах.
Ведущие: Родители класса.
Ход мероприятия
Вступительная речь учителя.
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Веселья Вам, да радости.
- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Давайте все вместе прочитаем слова, которые у нас написаны на стене (потешки, частушки, песни, игры, загадки, сказки)
- В какую группу их можно определить? (“Устное народное творчество”)
Почему творчество называют народным? (Потому, что его придумал народ). В какое время жили эти люди? ( очень давно)
- Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране “Устное народное творчество”.
На сцену из домика выходят девица и молодец. Кланяются.
Девица:Добрый день, честной народ! Позади трудовой день: и сено косили, и стога метали, и по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело - гуляй смело!
Молодец:И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красные девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, на других посмотреть, семечки пощёлкать, да добрым словом перемолвиться.
Девица: В каждой деревне были свои посиделки и в каждой деревне был свой первый парень.
Молодец с гармошкой:
Разойдись честной народ,
Не пыли дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко.
Исполняется песня “Во кузнице”(приложение № 1)
Девица: Пропели, добры молодцы лихую песню. По традиции того времени выходят красны девицы с ответной песней.
Исполняется песня “Ой, как ты мне нравишься”(приложение № 1)
Девица:На деревенских посиделках не только пели песни, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девицам, невест себе выбирали.
Ученица:
Ау! Ау! Аукаем!
По лесу проаукаем,
К берёзке подойдём,
Хоровод свой заведём.
Танец “Во поле берёза стояла”
Молодец: А еще играли в игры.
Игра “Золотые ворота”
Все поют:
Золотые ворота,
Проходите,господа,
Первой мать пройдёт,
Всех детей проведёт.
первый раз прощается,
второй раз запрещается,
а на третий раз
не пропустим вас!
Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, “превращается” тоже в воротики.
Девица:
Ну-ка, сядем-ка рядком,
Да поговорим ладком .
Молодец:
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щёлкают орешки,
Да говорят потешки.
Выходят девицы и молодцы, говорят потешки.
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зашить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Фома, что из леса нейдёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди сюда.
- Да он нейдёт.
- Так сам иди.
- Да он не пускает!
- Андрейка, голубок, Что плачешь?
- Да об калитку головой ударился.
- Скажи, а когда это случилось?
- Да вчера вечером.
- А, что же ты сегодня плачешь?
- Вчера вечером дома никого не было.
- Кум, ты куда?
- Да в лес по дрова.
- А что везёшь?
- Сено.
- Какое сено, ведь это дрова!
- А коль видишь, что спрашиваешь?
Девица: А сейчас споём частушки.(приложение № 1)
Девица:Много в народе сказок, но мы вам хотим рассказать одну, самую известную. Но только на современный лад.
Показывают сказку “Колобок”(приложение № 2)
Учитель:Посмотрите на наш стол. Какие знакомые предметы вы здесь видите? Как они называются? Пользуются ли люди сейчас такими же предметами? А где их можно увидеть?
Вы наверно уже заметили, что в нашей школе появилась табличка на одной из дверей “Музейная комната”
И сейчас мы с вами пройдем туда, где мы встретимся еще с одним жанром устного народного творчества.
А расстричь ленту предоставим тому, кто ответит на вопрос: Где находится красный угол в избе?
Молодец: Всем ли места хватило?
Девица: В тесноте, да не в обиде.
Учитель: Посмотрите внимательно. О каких предметах, которые здесь находятся, вы можете загадать загадки?
Дети загадывают загадки:
- Ни свет, ни заря – пошел согнувшись со двора. (коромысло)
- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы)
- Привяжут – пойдут, отвяжут – останутся (лапти)
- Идет пароход – то взад, то вперед,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (утюг) - Весь в шерсти, а кожи нет (валенки)
- На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (полотенце)
- В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя позвал (стол)
Девица:
Хлебом, солью привечаем
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
говорим о том, о сем
Молодец:
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
(Все пьют чай)