Дистанционное обучение в информационном пространстве школы

Разделы: Администрирование школы


Сегодня Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют информационно-коммуникационные технологии. В современном обществе при бурном информационном росте требуется учиться практически всю жизнь, сегодня идея “образование через всю жизнь” приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения, делает обучение более доступным.

Основной идеей методики дистанционного обучения является создание учебной информационной среды, включающей компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и аудиотеки, книги и учебные пособия. Основной частью такой учебной среды являются как обучающиеся, так и преподаватели, взаимодействие которых осуществляется с помощью современных телекоммуникационных средств. Такая учебная среда предоставляет уникальные возможности обучающимся для получения знаний как самостоятельно, так и под руководством преподавателей.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным темам и урокам.

Развитие дистанционного обучения требует использования не только новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения, но и на сегодняшний день присутствует недостаточная компьютерная грамотность обучающихся и преподавателей, отсутствие опыта дистанционного обучения, мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения.

Дистанционное обучение позволяет реализовать два основных принципа:

  • образование для всех;
  • образование через всю жизнь.

Создавая информационное пространство образовательного учреждения, особое внимание было уделено вовлечению в образовательный процесс школьников, обучающихся на дому, учащихся-спортсменов, часто пропускающих занятия из-за спортивных соревнований и сборов. Поэтому одним из структурных элементов информационного пространства школы стало дистанционное обучение. Основу такого обучения составляет интенсивная самостоятельная работа учащихся. Развитие этого направления деятельности востребовано, так как многие обучающиеся и родители имеют возможность через систему открытого образования получить дополнительные знания или ликвидировать пробелы в знаниях.

При внедрении информационных технологий в учебно-воспитательный процесс столкнулись с проблемой нехватки учебно-методических ресурсов, которые во многом пришлось создавать педагогам школы.

Эффективность обучения с помощью информационных технологий заключается в том, что учителя-предметники предоставляют электронные уроки, тесты и другие материалы, ученики имеют возможность выполнить домашнее задание в компьютерном варианте и получить от учителя рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях.

Первоначально дистанционное обучение было организовано с использованием почтовых сервисов, когда каждый класс и учитель имеет электронный почтовый ящик, который используется для передачи учебной информации учитель – ученик. Данный ресурс позволяет всем участникам образовательного процесса находиться в курсе событий, которые происходят в школе, получать домашние задания и возможность отправлять выполненные работы на проверку.

На втором этапе внедрения дистанционных технологий в обучение стало использование видеоконференций по предметам учебного курса, особенно это актуально для учащихся, которые не имеют возможности долгое время посещать школу. Дистанционное консультирование направлено на решение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося. Для организации индивидуального дистанционного консультирования учитель может использовать как групповые консультации в форумах, так и индивидуальные консультации.

Дистанционные технологии могут выступать как средство организации самостоятельной деятельности учащихся. Для вовлечения большего количества учащихся в процесс дистанционного обучения был создан школьный сайт, на котором размещаются учебные материалы, которые позволяют углублять знания по различным предметам, повторять изученный материал, выполнять контрольные и проверочные работы.

Учебная деятельность школьников в дистанционном обучении может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов – видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи ДО:

  • дистанционное творческие олимпиады, проекты, конкурсы;
  • e-mail;
  • веб-доска объявлений;
  • чат-уроки, чат-конференции в реальном времени;
  • увеличение составляющей самостоятельного управления учащимися своей познавательной деятельностью;
  • овладение учащимися специальными техническими умениями, переход от более низкого к более высокому уровню в различных формах дистанционного обучения.

Внедрение в информационное пространство школы дистанционных образовательных технологий позволит образовательному учреждению:

  • автоматизировать учебный процесс;
  • обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  • повысить качество обучения, благодаря активному вовлечению школьников в учебный процесс;
  • представить учебный материал более наглядно: видеофрагменты, мультимедиа, интерактивные практикумы и т.д.:
  • оперативно обновлять учебные материалы;
  • объективно оценивать знания обучающихся, так как определяются чёткие критерии оценки, при этом оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя, что исключает предвзятость и необъективность
  • дистанционное обучение может легко сочетаться с очным обучением. Например, изучение материала походит дистанционно, а контрольную работу или зачёт учащийся сдает очно.

Разработка и внедрение в школьное обучение педагогических телекоммуникационных технологий может привести к получению качественно нового образовательного результата благодаря существенному изменению форм, содержания и целей образования. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности.

Таким образом, в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в дальнейшем.