Представленный проект является результатом работы: учителя-логопеда, педагога психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.
Цель проекта: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.
- При проведении представленного проекта решали следующие задачи:
- Воспитание любви к родному городу, знакомство детей с характерными особенностями русского фольклора.
- Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свою Родину.
- Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.
Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
- Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, поддевки, приговоры, легенды)
- Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)
- Изучение игрового фольклора.
В процессе подготовки проекта прошла большая работа с педагогами, детьми, родителями:
- Педагогами была изучена история празднования Нового года на Руси, история русского национального костюма, кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.
- С детьми проводились беседы, развлечения, игры, разучивание фольклорных произведений.
Результат работы заключен в обогащении знаний детей и педагогов по проведению национальных праздников и старинных традиций. Дети младшего и старшего дошкольного возраста становятся активными участниками “Колядок”. Предлагаемый нами алгоритм включения детей в интерактивную игру, позволяет сформировать целостное представление о мире и его законах через комплексное освоение традиций русского народа в его природном и социокультурном контексте.
План-конспект
фольклорного праздника – КолядованияДействующие лица:
- Хозяйка дома: воспитатель логопедической группы;
- Соведущий: педагог дополнительного образования;
- Колядующие: педагоги и воспитанники детского сада.
Хозяйка дома: Я хозяйка этого дома и собираю гостей у себя. Добро пожаловать, добры молодцы и красны девицы! Сегодня праздник большой, будем гостей ждать.
Дети проходят и садятся за стол. Рассматривают убранство русской избы: видят “печку – матушку”, “самовар – батюшку”. Раздается громкий стук, в дверь заходят колядующие и произносят закличку:
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку,
А может и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!
Исполняют песню под аккордеон: “Авсень”
Хозяйка дома: Здравствуйте гости дорогие! Я хочу Вас всех сегодня пригласить на посиделки зимние, пусть Авсень услышит и подарит нам хороший урожай. Присаживайтесь.
Соведущий: Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки. Сегодня, ребята, особенный день. Все желали друг другу в новом году МНОГО ЛЕТ ПРОЖИТЬ, ДА ЗДОРОВЫМИ БЫТЬ, а так же собирались на посиделки, чтобы песни петь, танцевать, хороводы водить, да игры играть. Авсень (Авсень, Баусень, Таусень, Говсень, Овсей, Овсень) - в славянской мифологии бог смены времен года, покровитель пастухов. Этот персонаж часто упоминается в колядках (песнях), которые исполнялись ходившими от двора к двору группами молодежи. Авсень связан с животными - конем, коровой, козой, олицетворяющими плодородие и богатство. Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию, под Рождество, Крещение. В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды, солнечного божества. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривали пришедших.
Хозяйка дома: Ребята сегодня мы с вами будем участниками праздничных колядок. Вы наверно знает, что русские люди очень трудолюбивые, да красноречивые. Никогда не скучают, разговор ведут за чаем, да частушки исполняют. А ну, - мальчишки, да, девчушки, подарите нам частушки! Дети исполняют частушки:
Ой, девчата дорогие!
Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложение
Вместе с вами поиграть!Мы частушек много знаем.
Все частушки разные!
Вы хорошие ребята,
А ладошки грязные.Извини меня подружка,
Что к тебе я не пришел:
Брюки папины большие,
А, свои, не нашел!Меня мама родила,
Думала, - хорошая.
Развернула, посмотрела-
Кнопочка курносая!Ваши ноги косолапы,
В такт они не топают.
Посмотрите-ка на наши –
Как задорно шлепают!Мы частушки пропоем,
Дорогая публика.
За карманы не держитесь,
Не возьмем и рублика!
Соведущий: Ой, какие молодцы, озорные частушки спели! В народе любили не только частушки петь, да и пословицы молвить. А вы ребята, какие пословицы знаете?
Возможные ответы детей:
- Не красна изба углами, а красна пирогами!
- Хозяйство вести, не рукавом трясти!
- Дом вести – не лапти плести!
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда!
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Сделал дело – Все. Гуляй смело!
- Всякое дело начинается с головы!
- Над чем постараешься, над тем и порадуешься!
- Что посеешь, то и пожмешь!
- Без труда, нет плода!
- Каков мастер, такова и работа!
- Над чем постараешься, над тем и порадуешься!
- Что посеешь, то и пожмешь!
- Без труда, нет плода!
- Каков мастер, такова и работа!
Колядующие:
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки.
Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,
Проходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Звучит считалка, которую ведущий сопровождает действием: Стрелка, стрелка повернись, на ведущем остановись! На кого из ведущих выпал указательный жест, тот игру-хоровод и начинает.
Игра – хоровод: “Шла коза по лесу”:
Слова ведущего | Выполняемые действия |
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. |
Дети и взрослые водят по кругу хоровод. |
Давай, коза, потопаем, потопаем, потопаем | Дети топают ножками. |
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. | Хлопают ручками. |
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем | Прыгают. |
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. | Трясут ножками. |
Игра-хоровод проводится 3 раза.
Игра – хоровод: “Карусели”.
Слова ведущего | Выполняемые действия |
Еле-еле, еле-еле закружились карусели. | Взрослые и дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по часовой стрелке. |
А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. | Постепенно убыстряя шаг и переходя на бег |
Тише, тише, не спешите. Карусель остановите. | После этого постепенно замедляя движения, переходя на медленный шаг. |
Стоп - раз и два, раз и два, закружилась голова | Все останавливаются, садятся на корточки. |
Игра – хоровод: “Мы гуляли далеко”.
Слова ведущего | Выполняемые действия |
Мы гуляли далеко, | Дети и взрослые расходятся, взявшись за руки и образуя круг. |
Мы гуляли близко | Дети и взрослые сходятся в центр круга. |
Мы летали высоко | Взрослые и дети поднимаются на носочки, тянут руки вверх. |
Мы летали низко | Все садятся на корточки. |
Игра: “Разрывные цепи – Бояре”.
Слова игроков цифры - это номера команд, произносящих считалочку |
Выполняемые действия |
1. Бояре, а мы к вам пришли, Дорогие, а мы к вам пришли. 2. Бояре, а зачем пришли, Дорогие, а зачем пришли? 1. Бояре, нам невеста нужна, Дорогие, нам невеста нужна. 2. Бояре, а какая вам нужна, Дорогие, а какая нам нужна? 1. Бояре, нам вот эта нужна, Дорогие, нам вот эта нужна. 2. Бояре, у ней зубки болят, Дорогие, у ней зубки болят. 1. Бояре, а мы пряничка дадим, Дорогие, а мы пряничка дадим. 2. Бояре, она прянички не ест, Дорогие, она прянички не ест. 1. Бояре, а мы плеточкой ее, Дорогие, а мы плеточкой ее. 2. Бояре, она плеточки боится, Дорогие, она плеточки боится. 1. Бояре, отворяйте ворота, Отдавайте нам невесту навсегда. |
Игроки делятся на две команды. Становятся шеренгами, взявшись за руки, друг напротив друга (на расстоянии примерно 10-15 метров). Поочереди произносят слова. Закованные" называют имя игрока из команды противников. Выбранный пытается с разбегу разорвать живую цепь (важно выбрать "правильное место", которое кажется "слабым звеном"). Если удается разорвать цепь - игрок возвращается в свою команду, и забирает с собой одного из двух "расцепленных" товарищей. Если же нет - игрок становился в команду как раз между "звеньями", которые пытался разорвать. |
Игра: “Как у тетушке - Настасьи”:
Слова игроков, произносящих считалочку | Выполняемые действия |
Как у тетушке Настасьи, было семеро детей, они не ели, не пили, вместе по двору ходили, дружно делали вот так… | Дети идут в хороводе, громко произносят слова. В центре стоит ведущий. После окончания слов, ведущий выбирает, того кто интереснее придумал жест |
Колядующие: Мы с Вами поиграли, Вас повеселили, а теперь песенку споем, а Вы нам угощенье приготовьте, да вместе с нами подпевайте!
Хозяйка дома: Спасибо гости дорогие поиграли мы с Вами, повеселили нас! Вот Вам угощение.