Проект фольклорного праздника "Колядование"

Разделы: Работа с дошкольниками


Представленный проект является результатом работы: учителя-логопеда, педагога психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.

Цель проекта: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

  • При проведении представленного проекта решали следующие задачи:
  • Воспитание любви к родному городу, знакомство детей с характерными особенностями русского фольклора.
  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свою Родину.
  • Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.

Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

  • Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, поддевки, приговоры, легенды)
  • Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)
  • Изучение игрового фольклора.

В процессе подготовки проекта прошла большая работа с педагогами, детьми, родителями:

- Педагогами была изучена история празднования Нового года на Руси, история русского национального костюма, кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.

- С детьми проводились беседы, развлечения, игры, разучивание фольклорных произведений.

Результат работы заключен в обогащении знаний детей и педагогов по проведению национальных праздников и старинных традиций. Дети младшего и старшего дошкольного возраста становятся активными участниками “Колядок”. Предлагаемый нами алгоритм включения детей в интерактивную игру, позволяет сформировать целостное представление о мире и его законах через комплексное освоение традиций русского народа в его природном и социокультурном контексте.

План-конспект фольклорного праздника – Колядования

Действующие лица:

  • Хозяйка дома: воспитатель логопедической группы;
  • Соведущий: педагог дополнительного образования;
  • Колядующие: педагоги и воспитанники детского сада.

Хозяйка дома: Я хозяйка этого дома и собираю гостей у себя. Добро пожаловать, добры молодцы и красны девицы! Сегодня праздник большой, будем гостей ждать.

 Дети проходят и садятся за стол. Рассматривают убранство русской избы: видят “печку – матушку”, “самовар – батюшку”. Раздается громкий стук, в дверь заходят колядующие и произносят закличку:

Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку,
А может и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!

Исполняют песню под аккордеон: “Авсень”

Хозяйка дома: Здравствуйте гости дорогие! Я хочу Вас всех сегодня пригласить на посиделки зимние, пусть Авсень услышит и подарит нам хороший урожай. Присаживайтесь.

Соведущий: Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки. Сегодня, ребята, особенный день. Все желали друг другу в новом году МНОГО ЛЕТ ПРОЖИТЬ, ДА ЗДОРОВЫМИ БЫТЬ, а так же собирались на посиделки, чтобы песни петь, танцевать, хороводы водить, да игры играть. Авсень (Авсень, Баусень, Таусень, Говсень, Овсей, Овсень) - в славянской мифологии бог смены времен года, покровитель пастухов. Этот персонаж часто упоминается в колядках (песнях), которые исполнялись ходившими от двора к двору группами молодежи. Авсень связан с животными - конем, коровой, козой, олицетворяющими плодородие и богатство. Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию, под Рождество, Крещение. В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды, солнечного божества. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривали пришедших.

Хозяйка дома: Ребята сегодня мы с вами будем участниками праздничных колядок. Вы наверно знает, что русские люди очень трудолюбивые, да красноречивые. Никогда не скучают, разговор ведут за чаем, да частушки исполняют. А ну, - мальчишки, да, девчушки, подарите нам частушки! Дети исполняют частушки:

Ой, девчата дорогие!
Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложение
Вместе с вами поиграть!

Мы частушек много знаем.
Все частушки разные!
Вы хорошие ребята,
А ладошки грязные.

Извини меня подружка,
Что к тебе я не пришел:
Брюки папины большие,
А, свои, не нашел!

Меня мама родила,
Думала, - хорошая.
Развернула, посмотрела-
Кнопочка курносая!

Ваши ноги косолапы,
В такт они не топают.
Посмотрите-ка на наши –
Как задорно шлепают!

Мы частушки пропоем,
Дорогая публика.
За карманы не держитесь,
Не возьмем и рублика!

Соведущий: Ой, какие молодцы, озорные частушки спели! В народе любили не только частушки петь, да и пословицы молвить. А вы ребята, какие пословицы знаете?

Возможные ответы детей:

  • Не красна изба углами, а красна пирогами!
  • Хозяйство вести, не рукавом трясти!
  • Дом вести – не лапти плести!
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда!
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Сделал дело – Все. Гуляй смело!
  • Всякое дело начинается с головы!
  • Над чем постараешься, над тем и порадуешься!
  • Что посеешь, то и пожмешь!
  • Без труда, нет плода!
  • Каков мастер, такова и работа!
  • Над чем постараешься, над тем и порадуешься!
  • Что посеешь, то и пожмешь!
  • Без труда, нет плода!
  • Каков мастер, такова и работа!

Колядующие:

Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки.
Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,
Проходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!

Звучит считалка, которую ведущий сопровождает действием: Стрелка, стрелка повернись, на ведущем остановись! На кого из ведущих выпал указательный жест, тот игру-хоровод и начинает.

Игра – хоровод: “Шла коза по лесу”:

Слова ведущего Выполняемые действия
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Дети и взрослые водят по кругу хоровод.
Давай, коза, потопаем, потопаем, потопаем Дети топают ножками.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. Хлопают ручками.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем Прыгают.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Трясут ножками.

Игра-хоровод проводится 3 раза.

Игра – хоровод: “Карусели”.

Слова ведущего Выполняемые действия
Еле-еле, еле-еле закружились карусели. Взрослые и дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по часовой стрелке.
А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. Постепенно убыстряя шаг и переходя на бег
Тише, тише, не спешите. Карусель остановите. После этого постепенно замедляя движения, переходя на медленный шаг.
Стоп - раз и два, раз и два, закружилась голова Все останавливаются, садятся на корточки.

Игра – хоровод: “Мы гуляли далеко”.

Слова ведущего Выполняемые действия
Мы гуляли далеко, Дети и взрослые расходятся, взявшись за руки и образуя круг.
Мы гуляли близко Дети и взрослые сходятся в центр круга.
Мы летали высоко Взрослые и дети поднимаются на носочки, тянут руки вверх.
Мы летали низко Все садятся на корточки.

Игра: “Разрывные цепи – Бояре”.

Слова игроков
цифры - это номера команд, произносящих считалочку
Выполняемые действия
1. Бояре, а мы к вам пришли,
Дорогие, а мы к вам пришли.
2. Бояре, а зачем пришли,
Дорогие, а зачем пришли?
1. Бояре, нам невеста нужна,
Дорогие, нам невеста нужна.
2. Бояре, а какая вам нужна,
Дорогие, а какая нам нужна?
1. Бояре, нам вот эта нужна,
Дорогие, нам вот эта нужна.
2. Бояре, у ней зубки болят,
Дорогие, у ней зубки болят.
1. Бояре, а мы пряничка дадим,
Дорогие, а мы пряничка дадим.
2. Бояре, она прянички не ест,
Дорогие, она прянички не ест.
1. Бояре, а мы плеточкой ее,
Дорогие, а мы плеточкой ее.
2. Бояре, она плеточки боится,
Дорогие, она плеточки боится.
1. Бояре, отворяйте ворота,
Отдавайте нам невесту навсегда.
Игроки делятся на две команды. Становятся шеренгами, взявшись за руки, друг напротив друга (на расстоянии примерно 10-15 метров). Поочереди произносят слова. Закованные" называют имя игрока из команды противников. Выбранный пытается с разбегу разорвать живую цепь (важно выбрать "правильное место", которое кажется "слабым звеном"). Если удается разорвать цепь - игрок возвращается в свою команду, и забирает с собой одного из двух "расцепленных" товарищей. Если же нет - игрок становился в команду как раз между "звеньями", которые пытался разорвать.

Игра: “Как у тетушке - Настасьи”:

Слова игроков, произносящих считалочку Выполняемые действия
Как у тетушке Настасьи, было семеро детей, они не ели, не пили, вместе по двору ходили, дружно делали вот так… Дети идут в хороводе, громко произносят слова. В центре стоит ведущий. После окончания слов, ведущий выбирает, того кто интереснее придумал жест

Колядующие: Мы с Вами поиграли, Вас повеселили, а теперь песенку споем, а Вы нам угощенье приготовьте, да вместе с нами подпевайте!

Хозяйка дома: Спасибо гости дорогие поиграли мы с Вами, повеселили нас! Вот Вам угощение.