Разработка урока русского языка по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Программа “Школа 2100”

УМК : “Русский язык” 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О,В.Пронина.

Урок введения нового знания

Цель урока: Познакомить детей с определением корня слова.

Задачи урока:

  • Обобщить представления детей об однокоренных словах (двух признаках однокоренных слов);
  • Научить находить лишние слова в группе однокоренных слов, объединять однокоренные слова в группы, находить однокоренные слова с заданным корнем;
  • Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

Формирование универсальных учебных действий

  • Познавательные: В процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Регулятивные: Самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать умения мобилизовать свои силы, сосредоточиться.
  • Коммуникативные: Знакомство с точным определением понятия, формирование речевых умений: расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся, учить высказывать суждения с использованием определений понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказывать верность или неверность выполненного действия, обогащать словарный запас обучающихся .
  • Личностные: Самоопределение: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия,готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Проблемная ситуация строится на столкновении ранее изученного материала и незнания точного определения корня слова.

- Создание проблемной ситуации: детям предлагается практическое задание “на ошибку”. Показываются разные варианты выполнения задания, недостаточность знаний для точного определения понятия.

- Метод постановки учебной проблемы – побуждающий диалог от проблемной ситуации.

- Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

- Побуждение к формулированию учебной проблемы ( в виде темы)

- Поиск решения – подводящий диалог

- Тип знания – понятие (корень слова)

Планируемый результат: В ходе урока учащиеся познакомятся с определение “корня слова”, научатся находить и выделять корень в группе однокоренных слов. Осознают значимость этой морфемы.

В перспективе: Формировать навыки правописания однокоренных слов, развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация

- Доброе утро, ребята! Пусть этот урок будет не только деловым, но и радостным. Подарите свою улыбку друг другу.

Сядут тихо те ученики 2-го класса, кто готов сегодня на уроке узнать что-то интересное и новое для себя.

Откройте тетради.

Запишите дату,

слова Классная работа.

Учитель и ученики приветствуют друг друга
2. Актуализация знаний.

Мы с вами ровно год назад посадили странный сад. (На доске большой рисунок дерева. На него прикрепляются картинки и карточки с однокоренными словами)

Не был сад фруктовым - был он только словом.
Это слово, слово-корень разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

Дети записывают в тетради слова:

сад

рассада.

посадки

садовод.

садовник

Что вы можете сказать об этих словах?

Почему вы так решили?

Они однокоренные

- у них есть одинаковая часть

- они все про сад

- близки по смыслу

- Что ты имеешь в виду? Попробуй выразить мысль иначе.

На доске табличка:

- близки по смыслу

- имеют общую часть

На доске открываются карточки со словами:

однокоренные слова

- близки по смыслу.

- имеют общую часть

- знак для обозначения корня

Выделите корень. Какие признаки однокоренных слов определили? В чём ещё раз убедились?

- близки по смыслу.

- имеют общую часть

3. Создание проблемной ситуации.

(практическое задание “на ошибку”)

Проделайте то же самое, найдите однокоренные слова среди всех предложенных слов. Для этого вам нужно будет:

  • Прочитать слова
  • Найти слова, близкие по смыслу
  • Вычеркнуть лишние
  • В остальных выделить общую часть – корень

Задание выполняется индивидуально. Детям выданы карточки со словами:

Вода, водица, водитель, проводить, пар, водяной, дождик

Дети выполняют индивидуально, учитель просматривает , находит учащихся, явно допускающих ошибку.
Давайте посмотрим, как вы выполнили задание.

Разные ответы детей, их варианты фиксируются на доске

Три ученика показывают свои решения на доске.

(учителем выбираются работы, выполненные по-разному)

Побуждение к осознанию противоречия. Постановка учебной проблемы.

Что вы замечаете? (Наблюдаете?) Вижу, вы удивлены. Почему?

Какой возникает вопрос?

Задание одно, а варианты выполнения разные.

Почему однокоренные слова выбраны по-разному?

Почему так получилось? (Чего мы не знаем?)

Чему бы вы хотели научиться?

Не умеем правильно находить однокорен. слова.

(не знаем до конца как это делать)

Учиться находить однокоренные слова в группах слов.

4. Формулировка темы

Итак, какова же тема сегодняшнего урока? Над чем будем вести наблюдение?

Что нам надо узнать на уроке?

Однокоренные слова Наблюдение над однокорен. словами. Определение корня слова.
5. Поиск решения учебной проблемы.

(подводящий диалог)

Чтобы раскрыть все секреты однокоренных слов, предлагаю вернуться в словесный сад

Как вы думаете, а почему учёные использовали слово корень для названия части слова?

- Наверно, потому, что из корня появляются слова.

- дерево без корня погибнет и слово без корня не может

Корень – часть дерева

Корень – часть слова

Без корня не вырастет дерево и без корня нет слова.

Значит это важная часть

Прочитайте записанные в начале урока слова:

сад

рассада

посадки

садовод

садовник

Назовите слово, которое состоит только из корня.

Сад-слово корень.

Назовите слова, в которых, кроме корня, есть ещё другие части.

Закроем корень в каждом слове. Что останется?

рас-да

по-ки

-овод

-овник

 
Сохранился ли смысл?

Сделайте вывод: Могут ли эти слова обойтись без корня?

Важной ли частью является корень слова?

Нет

Нет

Да

Какое открытие вы для себя сделали?

(составление опорного сигнала на доске)

Рассмотрим, что означают эти слова. Как они связаны со словом-корнем

рассада-молодые растения, предназначенные для

посадки на гряды.

посадки – места, где посажены растения

садовод – специалист по садоводству

садовник - работник по уходу за садом

 

Корень является главной частью слова

Можно ли утверждать, что они близки по смыслу?

Какая часть слова нам подсказывает общий смысл?

 

корень

6. Воспроизведение знаний

Попробуйте, опираясь на схему, сказать, что такое корень.

Дети формулируют правило:

Корень – главная часть слова. В корне заключён смысл всех однокоренных слов

Это мы с вами решили, а как проверить, не ошиблись ли мы?

Какие два признака (можно сказать два закона ) однокоренных слов теперь знает каждый из вас?

По учебнику cтр. 75

Близки по смыслу, имеют общую одинаковую часть корень, в котором заключён общий смысл

Давайте посмотрим, как работают эти два закона.

Возвращаемся к ошибочным вариантам выполнения задания в начале урока.

Чему мы удивились?

Чего мы не знали?

Вызванный ученик выполняет эталон

Почему у нас были разные варианты?

Проверять надо оба признака однокоренных слов.

В чём был секрет (хитрость) этого задания?

Достаточно ли рассматривать один признак, выбирая однокоренные слова?

Запишите однокоренные слова в тетрадь, выделите корень.

Что такое корень слова?

В словах одинаковые части, а смысл разный.

Нет. Надо проверять оба признака.

Повторяют правило.

7. Первичное закрепление

Гусь и гусыня со своими гусятами гуляют.
- Га-га-га! – гогочет гусь, -
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу – не нагляжусь. (Н. Костарев)

Гусь, гусыня, гусята

Но и вредители-ошибки всё время норовят в сад пробраться.

Вон навстречу им гусеница ползёт.

А я ваша родственница – говорит.

Права ли гусеница? Примут ли такую родственницу в свою семью гусь с гусыней?

Идёт обсуждение.

Дети доказывают, что гусеница – не однокоренное слово гусь, гусыня и гусята – это птицы, а гусеница – червяк, личинка бабочки, насекомое

Запись однокоренных слов, выделение корня.

8. Самостоятельное выполнение упражнений

а) Предлагаю поработать в парах. Повторяем алгоритм:

  • Прочитать и определить лексическое значение слов.
  • Лишнее вычеркнуть
  • Выписать только однокоренные слова
  • Выделить в них корень.
  • Представить классу, объяснить, по какому признаку вы его зачеркнули (работа в парах)

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чеснок, честность.

Смешной, смешить, хохотать,

Лев, левый, налево.

Белка, беленький, белить,

Соль, солома, посолить,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные (однокоренные)?

б) Давайте посадим в нашем саду новые растения (групповая работа)

1 группа - голос

2 группа - снег

3 группа - мороз

4 группа - лес

5 группа - ход

 
9. Итог урока

Наш урок подходит к концу.

Какая проблема возникла на уроке?

Научились?

Кто с уверенностью может сказать, что сможет найти однокоренные слова в группе слов?

- Сколько признаков нужно рассматривать?

- Что такое корень слова?

 

Не умели правильно находить однокорен. слова.

10. Рефлексия

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что...

-Я узнал...

-Я открыл для себя ...

-Теперь я могу сам...

-Я легко справился...

-Мне было трудно...

-Мне было интересно...

-Мне понравилось...

-У меня получилось...

Д.З. На выбор:

1. Вырастить дерево с любым корнем :пар, снег, зим, дом и др.

2. стр.75 упр. 118, выучить определение корня.

* Физминутка проводится в середине урока по усмотрению учителя.