Урок алгебры по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Разделы: Математика


Базовый учебник Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2009

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме “Взаимное расположение графиков линейных функций”

Задачи:

  • подвести к понятию углового коэффициента;
  • дать определение углового коэффициента;
  • познакомить учащихся с взаимным расположением прямых на плоскости;
  • познакомить учащихся с взаимным расположением линейных графиков на координатной плоскости в зависимости от значения k и b;
  • сформировать умение определять взаимное расположение линейных графиков на координатной плоскости в зависимости от значения k и b.

В результате изучения материала учащиеся должны:

Предметные результаты:

Знать:

  • определение понятия углового коэффициента;
  • расположение графиков функций по отношению к оси ОХ в зависимости от значения углового коэффициента: а) k<0,угол наклона острый; б) k>0, угол наклона тупой;
  • взаимное расположение графиков линейных функций на координатной плоскости в зависимости от значения k и b:
  • а ) параллельные;
    б) пересекаются;
    в) совпадают.

Уметь:

  • определять расположение графиков линейных функций к оси ОХ в зависимости от параметра k;
  • определять расположение графиков линейных функций относительно друг друга в зависимости от параметров k и b.

Метапредметные результаты:

  • выделять признаки объектов;
  • анализировать объекты;
  • сравнивать объекты по выделенным признакам.

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследовательская, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактические средства: ЦК ЭОР, ФЦИОР.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Обучение ведется по учебнику Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова./ Под редакцией С.А. Теляковского. Соответствующая программа предполагает, что у учащихся сформировано понятие линейной функции и они умеют строить графики данной функции.

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организационный момент   Учитель приветствует учащихся. Приветствуют учителя, слушают. 3
2 Проверка домашнего задания

Актуализация знаний учащихся, полученных ими на предыдущих уроках изучаемой темы: определение линейной функции; прямой пропорциональности; место в формулах k и b.

Ресурс №1

Линейная функция и ее график.

Ресурс №2

График линейной функции.

Учитель демонстрирует учащимся различные формулы линейных функций и просит распределить данные функции на группы по определению линейных функций и по их форме записи, затем указать k и b в записях данных формул. Учащиеся делят функции на две группы: линейные и не линейные.

Линейные функции распределяют на группы по их записи:

1)линейные;

2) прямая пропорциональность; и в них называют k и b.

7
 

3

Исследовательская работа – мотивация учебной деятельности школьника   1. Исследование графиков линейных функций.

Заполните таблицы для построения графиков функций

I группа: все графики с одинаковыми коэффициентами.

у =4х + 4,

у =5+4х,

у =4х,

у = -0,5х – 3,

у = -1/2х – 5,

у = -0,5х. и т.д.

II группа: у = 5х + 4, у = 3х, у = - 4х – 6, у = - 2х – 6 и т.д.

Постройте графики в одной системе координат. Обратите внимание на построенные графики. Сделайте вывод.

Работают в тетрадях самостоятельно, а затем результат работы проверяется.

Заслушивается вывод.

 

10

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Формирование новых знаний: определение углового коэффициента, расположение графиков функций к оси ОХ относительно k

 

 

 

 

Формирование новых знаний:расположение прямых на плоскости, взаимное расположение графиков линейных функций в зависимости от значения k и b

Ресурс №3

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Учитель демонстрирует учебный модуль из ФЦИО. Затем просит повторить определение. Учитель предлагает учащимся определить угол наклона прямой к оси ОХ, проанализировать расположение графиков, сравнить их формулы и сделать вывод от чего зависит угол наклона к оси ОХ.

Учитель демонстририруя учебный модуль из ФЦИО, предлагает учащимся определить по каждому случаю расположение графиков функций, сравнивая формулы и расположения прямых.

Учащиеся внимательно смотрят и слушают. Учащиеся проговаривают определение углового коэффициента, определяют угол наклона, выделяют отличие формул и выводят определение расположения графиков по отношению к оси ОХ.

 

Учащиеся должны ответить, когда графики параллельны, пересекаются, совпадают и от чего это зависит, записывают выводы в тетради.

8
6 Закрепление новых наний и умений. Уметь по формулам определять взаимное расположение графиков, по данной формуле находить другую, чтобы графики: пересекались, совпадали или были параллельны Ресурс №4

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Сформировать у учащихся умения определять по формулам взаимное расположение графиков линейной функции, находить по данной формуле другую, чтобы графики функций: пересекались, были параллельными или совпадали.

Учитель демонстрирует учебный модуль из ФЦИРО, предлагает детям выполнить тренажер.

Учащиеся выполняют тренажер. По окончанию выполнения работы каждый учащийся видит свой результат. 7
7 Домашнее задание   Учитель определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы (номера из учебника);

инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание. 5

Приложение к плану-конспекту урока