Базовый учебник Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2009
Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме “Взаимное расположение графиков линейных функций”
Задачи:
- подвести к понятию углового коэффициента;
- дать определение углового коэффициента;
- познакомить учащихся с взаимным расположением прямых на плоскости;
- познакомить учащихся с взаимным расположением линейных графиков на координатной плоскости в зависимости от значения k и b;
- сформировать умение определять взаимное расположение линейных графиков на координатной плоскости в зависимости от значения k и b.
В результате изучения материала учащиеся должны:
Предметные результаты:
Знать:
- определение понятия углового коэффициента;
- расположение графиков функций по отношению к оси ОХ в зависимости от значения углового коэффициента: а) k<0,угол наклона острый; б) k>0, угол наклона тупой;
- взаимное расположение графиков линейных функций на координатной плоскости в зависимости от значения k и b:
а ) параллельные;
б) пересекаются;
в) совпадают.
Уметь:
- определять расположение графиков линейных функций к оси ОХ в зависимости от параметра k;
- определять расположение графиков линейных функций относительно друг друга в зависимости от параметров k и b.
Метапредметные результаты:
- выделять признаки объектов;
- анализировать объекты;
- сравнивать объекты по выделенным признакам.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследовательская, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические средства: ЦК ЭОР, ФЦИОР.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Обучение ведется по учебнику Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова./ Под редакцией С.А. Теляковского. Соответствующая программа предполагает, что у учащихся сформировано понятие линейной функции и они умеют строить графики данной функции.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. | Приветствуют учителя, слушают. | 3 | |
2 | Проверка домашнего задания Актуализация знаний учащихся, полученных ими на предыдущих уроках изучаемой темы: определение линейной функции; прямой пропорциональности; место в формулах k и b. |
Ресурс №1 Линейная функция и ее график. Ресурс №2 График линейной функции. |
Учитель демонстрирует учащимся различные формулы линейных функций и просит распределить данные функции на группы по определению линейных функций и по их форме записи, затем указать k и b в записях данных формул. | Учащиеся делят функции на две группы:
линейные и не линейные. Линейные функции распределяют на группы по их записи: 1)линейные; 2) прямая пропорциональность; и в них называют k и b. |
7 |
3 |
Исследовательская работа – мотивация учебной деятельности школьника | 1. Исследование графиков линейных
функций. Заполните таблицы для построения графиков функций I группа: все графики с одинаковыми коэффициентами. у =4х + 4, у =5+4х, у =4х, у = -0,5х – 3, у = -1/2х – 5, у = -0,5х. и т.д. II группа: у = 5х + 4, у = 3х, у = - 4х – 6, у = - 2х – 6 и т.д. Постройте графики в одной системе координат. Обратите внимание на построенные графики. Сделайте вывод. |
Работают в тетрадях самостоятельно, а
затем результат работы проверяется. Заслушивается вывод. |
10 |
|
4
5 |
Формирование новых знаний: определение
углового коэффициента, расположение графиков
функций к оси ОХ относительно k
Формирование новых знаний:расположение прямых на плоскости, взаимное расположение графиков линейных функций в зависимости от значения k и b |
Ресурс №3 Взаимное расположение графиков линейных функций. |
Учитель демонстрирует учебный модуль
из ФЦИО. Затем просит повторить определение.
Учитель предлагает учащимся определить угол
наклона прямой к оси ОХ, проанализировать
расположение графиков, сравнить их формулы и
сделать вывод от чего зависит угол наклона к оси
ОХ. Учитель демонстририруя учебный модуль из ФЦИО, предлагает учащимся определить по каждому случаю расположение графиков функций, сравнивая формулы и расположения прямых. |
Учащиеся внимательно смотрят и слушают.
Учащиеся проговаривают определение углового
коэффициента, определяют угол наклона, выделяют
отличие формул и выводят определение
расположения графиков по отношению к оси ОХ.
Учащиеся должны ответить, когда графики параллельны, пересекаются, совпадают и от чего это зависит, записывают выводы в тетради. |
8 |
6 | Закрепление новых наний и умений. Уметь по формулам определять взаимное расположение графиков, по данной формуле находить другую, чтобы графики: пересекались, совпадали или были параллельны | Ресурс №4 Взаимное расположение графиков линейных функций. |
Сформировать у учащихся умения
определять по формулам взаимное расположение
графиков линейной функции, находить по данной
формуле другую, чтобы графики функций:
пересекались, были параллельными или совпадали. Учитель демонстрирует учебный модуль из ФЦИРО, предлагает детям выполнить тренажер. |
Учащиеся выполняют тренажер. По окончанию выполнения работы каждый учащийся видит свой результат. | 7 |
7 | Домашнее задание | Учитель определяет объем и содержание
дифференцированной домашней работы (номера из
учебника); инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания. |
Записывают домашнее задание. | 5 |