Цели урока: Сформирование представления о народных движениях VXII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать представление о народных движениях и причинах их проявления, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века.
- Развивающие: развивать познавательные умения ( умения доказывать, делать выводы), мыслительные навыки, умений выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли, устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать развитию коммуникативных навыков социального взаимодействия в рабочей группе.
- Воспитательные: содействовать патриотическому воспитанию учеников учащихся и уважению к историческому прошлому России. Формировать умение работать в коллективе, развивать чувство товарищества, доброжелательности, толерантности, требовательности и ответственности за результат своей работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
Вы уже познакомились с царем Алексеем
Михайловичем. Это второй царь из династии
Романовых. В историю он вошел под прозвищем
“Тишайший”. Слово Тишайший” к эпохе его правления совсем не подходит. Это время вошло в историю как “Бунташный век”. Теперь задумайтесь ребята, почему его так называют? Как вы думаете, что мы сегодня должны изучить? Когда мы изучаем бунты, восстания, что мы должны узнать? Сегодня мы изучим три бунта. Будем учиться заполнять таблицу, выделять главное и делать выводы. |
Вспомните, почему Алексея Михайловича
прозвали “Тишайшим”? (он был добрым, незлобивым, порой строгим, но справедливым.) Было много бунтов. Даты, причины, результат. |
||||||||||||||
Соляной бунт. С самого начала царствование Алексея Михайловича выдалось неспокойным. Большое влияние на юного государя оказывал боярин Б.И. Морозов, его воспитатель, или, как тогда говорили, дядька. Это был властный человек, сосредоточивший в своих руках огромные богатства. Верных соратников он расставил на важнейшие государственные посты. 1646 году по предложению Морозова была введена пошлина на соль, вследствие чего цена на нее сразу подскочила. Поскольку в те времена можно было сохранять мясо и рыбу только с помощью соли, вслед за ней подорожали и эти продукты питания. Народ роптал, и в 1647 году соляной налог отменили. Но тогда правительство повелело взимать с должников недоимки за предшествующие годы. Это вызвало социальный взрыв, начался бунт.
|
Налог на соль. 1648 год. Москва. Отменить взыскания недоимок, ликвидировать “белые” дворы и слободы. Посадский люд, провинциальные дворяне, стрельцы. Царь и Боярская Дума согласились на созыв Земского собора для принятия Уложения – свода законов. |
||||||||||||||
Медный бунт.
|
Самостоятельная работа учащихся. | ||||||||||||||
Восстание под предводительством
Степана Разина. Вершиной “бунташного” века стало восстание С.Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что “в Донском краю между речками Тишиной и Иловлей собираются многие казаки воевать Волгу, взять Царицын и засесть там”. Сведения были достоверны. В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, и так сказать, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна стекались недовольные из Центральных областей (существовало негласное правило “с Дона выдачи нет”, т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец. В казачьем войске существовало самоуправление. Руководили им атаманы. Низы составляли казачья голытьба, богатую верхушку – домовитые казаки. К ним принадлежал знаменитый атаман Степан Тимофеевич Разин (1630-1671 гг.). Разин отличался недюжинной силой, лихой удалью, отвагой, твердым и властным характером. Умел внушать к себе уважение, и даже страх. Казаки беспрекословно подчинялись ему. Восстание Степана Разина принято делить на два этапа. I этап.1667-1669 годы. Мы узнали, что казаки жили за счет набегов на соседние территории. Как называли казаки такие походы? Где они промышляли?
II этап. Вернувшись на Дон, атаман начал готовиться к новому походу. Рост налогов – побег крестьян на Дон – ухудшение положения – голод – эпидемии. Стр. 80. Давайте проследим по карте движение войска Разина. 7000 войско. Легко овладело Астраханью, без боя Царицын, Саратов, Самара. Почему восставшие легко одерживали победы? К нач. осени 1670 года – 20 тыс. Почему грамоты назывались “прелестные”? К кому обращается Разин? Что ожидало тех, кто не примыкал к восставшим? Против кого боролся С.Т.Разин? Являлось ли главной целью атамана свержение царя? Движение ширилось, Саранск, Курмыш, Пенза. Сентябрь 1670 года – Симбирск, месяц продолжалась осада. Летом 1671 года плененного атамана привезли в Москву и казнили. Но память об отважном казаке жила в народе, о нем слагали песни, рассказывали легенды.
|
Почему именно в этих краях зародилось восстание?
Вспомните, что такое Юрьев день?
За счет чего жили казаки?
Поход за зипунами. Зипун – добыча.
Волга и каспийское море. Затем вернулись на Дон с огромной добычей.
Разглядеть не успели стрельцы, Какое значение имел I этап движения для дальнейших событий?
Найдите в учебнике даты похода. А теперь определим причины похода.
Как сам Разин объявил о целях похода? Да, Степан пошел не приступом, И туда к Степану тянется Ой, Симбирск, стена высокая, |