Цели:
- Познакомить с понятием “область” и “граница”
- Закрепить навыки счёта в пределах 6, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел; названия компонентов сложения, отрабатывать правильное использование их в речи.
- Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, математические способности, вычислительные навыки, аналитические способности.
Оборудование: карточки с цифрами, картинки, карта РС (Якутия), “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия” на диске, магнитные знаки < >.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счёт.
В начале урока мы с вами отправимся сказку “Гуси-лебеди”. Жили-были мужик да баба. Были у них дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу и наказали детям сидеть дома, никуда не ходить. А дочка позабыла, что ей наказали: посадила братца на травку под окошко, а сама убежала играть. Налетели Гуси-лебеди и унесли мальчика. Бросилась она их догонять. Видит, стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели? - спросила она.
- Выполни мои задания! - тогда скажу.
(на доске)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
- счёт вперёд и обратно;
- сосчитай от 7 до 14, от 9 до 1;
- назови предыдущее число для 8, 17;
- назови последующее число для 7, 19;
- на сколько, предыдущее < последующего?;
- на сколько, последующее > предыдущего?;
- какое число стоит между 15 и 17, 7 и 9;
- справа от 10;
- слева от 14;
- назови соседей числа 4, 11.
1 3 5 ...
- Продолжи ряд.
- Справились с заданием, молодцы! - сказала печка, куда Гуси-лебеди полетели.
Побежала девочка дальше - стоит яблонька.
2. Давай подумаем.
- Яблонька, яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели? – спросила девочка.
- Разложи яблоки в корзины,- тогда скажу.
- По какому признаку разделили яблоки? (по цвету)
- Давайте составим примеры.
1+5=6
5+1=6
6 - 1=5
6 - 5=1
- Молодцы! Выполнили задание!
3. Решение примеров.
Бежит девочка дальше. Течёт молочная речка в кисельных берегах.
- Речка, речка, куда Гуси-лебеди полетели?
- Реши примеры, тогда скажу.
Игра: “День-ночь”. Цепочка примеров.
1+1-1+3-2+3 (ответ показывают сигнальными карточками)
4. Решение задач.
Бежит девочка дальше. Видит, стоит избушка на курьих ножках. А около избушки Баба-Яга, а на лавочке братец сидит. Обещает Яга отдать братца, если девочка задачу решит.
- Поможем? (пользуясь карточками)
Один лягушонок сидел у пруда.
Две утки плывут неизвестно куда.
Три рыбки у берега тихо плеснули.
И в синюю воду обратно нырнули.
Сколько их всех? (6)
Выполнила девочка задания Бабы-Яги и побежала с братцем домой. А тут и мать с отцом пришли, конфеты в коробках принесли.
5. Сравнение чисел.
- Поставь нужный знак между коробками.
6. Геометрический материал.
- Сколько треугольников? Сколько квадратов?
- Молодцы ребята, хорошо поработали!
Физ. минутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Постановка проблемы:
- Что вы видите? (замкнутая линия, точки, названия городов)
- Что обозначено точками? (города)
- Что это за города? (города нашей Республики Саха (Якутия))
- Что объединяет эти города? (находятся внутри замкнутой линии)
- На что похож рисунок? (на карту)
(вывешивается карта)
IV. Открытие нового.
1. Работа с картой.
- Сравните рисунок и карту.
- Почему все эти города на карте обведены красной линией? (это граница)
Граница – это линия раздела территорий.
- А как будет называться то, что находится внутри? (область)
Область – то, что находится внутри границы.
Вывод: Значит, города находятся внутри области.
2. Сообщение темы урока:
- Назовите тему нашего урока? (Области и границы)
V. Первичное закрепление.
Показ интерактивной карты мира “ Россия и её граница” (определение границ)
урок 37 № 2, № 4
Физ. минутка.
VI. Повторение:
- урок 37 № 5 (коллективная работа)
- урок 37 № 7, 6 (самостоятельная работа)
VII. Итог урока.
Игра с мячом: “Что тебе больше всего понравилось и запомнилось на уроке?