Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (290 кБ)


Цели урока:

  • по дидактической цели – изучение нового материала;
  • по способам организации – комбинированный.

Задачи урока: формирование представлений о периодах постэмбрионального развития человека

Место в системе уроков по изучаемой теме: программой отведен 1ч. на изучение этой темы.

Данная тема позволяет привить навыки ухода за грудными детьми, расширить кругозор, развить познавательный интерес к биологии, осуществлять нравственное, половое, гигиеническое воспитание.

В ходе урока использованы материалы исследовательской работы обучающихся - “О пользе грудного молока” (Приложение).

Оснащенность урока: мультимедийный комплекс, учебник, карточки-задания, брошюры “Как изменяются мальчики”, “Как изменяются девочки” (представленные компанией “Procter and Gamble”); таблица “Периоды развития и события”.

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  1. Бодрова Н.Ф. Биология. 8 класс. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011 – 240 с.
  2. Пепеляева О.А. И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). – М.: ВАКО, 2005 – 416 с.

Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа. Примерные вопросы:

1) Чем характеризуется зародышевый период?

2) Чем характеризуется плодный период внутриутробного развития?

3) Каково значение плаценты?

4) Смешивается ли кровь зародыша с кровью матери? К кровеносной системе какого организма (материнского или плода) относятся сосуды пуповины?

5) Какие нарушения в развитии плода вызывают различные повреждающие факторы?

6) Какие гигиенические правила должна соблюдать беременная женщина?

2. Выполнение заданий.

Задание 1

Почему кровь матери и зародыша не смешивается, хотя матка, в которой развивается зародыш, является органом матери и снабжается кровью матери?

Задание 2.

Из перечня (1 -8) выберите ответы на вопросы (I-IV):

1. Кровь зародыша

2. Кровь матери

3. Организм матери

4. Клетки зародыша

5. Сосуды пупочного канатика

6. Капилляры плаценты

7. Капилляры стенок матки

8. Сосуды зародыша

I. Определите путь проникновения аминокислот, необходимых зародышу для синтеза собственных белков, из организма матери в организм зародыша (шифры запишите последовательно).

П. Запишите последовательно путь проникновения глюкозы из организма матери в зародыш

III. Запишите последовательно путь проникновения кислорода из организма матери в зародыш

IV. Запишите последовательно путь выведения углекислого газа и других продуктов распада из зародыша

Изучение нового материала

С момента рождения человека начинается постэмбриональный (или послезародышевый) период развития, который является не менее важным для дальнейшей жизнедеятельности, чем эмбриональный.

В нем выделяют периоды:

  • прогрессивного развития, связанного с ростом и половым созреванием;
  • половой зрелости, или взрослого состояния, во время которого возможно самовоспроизведение;
  • регрессивного развития, связанного со старением организма.

У человека периоды ускоренного роста чередуются с его замедлением. Самый активный и быстрый рост происходит в первый год жизни (вес тела увеличивается почти в 3 раза) и в период полового созревания (подростковый период).

- Новорожденный и грудной возраст

С особенностями развития человека в первый год его жизни познакомимся в ходе просмотра диафильма “Уход за грудным ребенком”, после которого учащиеся заполняют таблицы.

Таблица “Особенности ухода за грудным ребенком”

Гигиенические требования Обоснование гигиенических требований
1. Лучше всего кормить грудного ребенка молоком матери.

2. Кормить его нужно по потребности 6-7 раз в сутки.

3. С 2 месяцев ребенка подкармливать соками, позднее яблоком и овощами.

4. Необходимо держать ребенка в чистоте, часто купать.

5. Ребенку полезны активные движения.

6. Надо ограничивать его от контактов с больными.

7. Обращаться с ребенком надо ласково и внимательно

 

О значении грудного молока нам расскажут ребята, выполнявшие по этой теме исследовательскую работу (Приложение).

Слайд 2.

Состав грудного молока

Грудное молоко обладает свойством биологической специфичности, то есть его состав имеет родственную связь с составом клеток и тканей организма конкретно малыша и обеспечивает именное ему оптимальное развитие.

Состав, свойства грудного молока, его количество меняется в течение всего периода лактации, в зависимости от состояния здоровья мамы, ее питания, режима, сезона года, потребностей ее ребенка.

Мамино молоко “растет” вместе с ее ребенком. Соотношение компонентов молока соответствует потребностям ребенка, который растет неравномерно. В какой-то период у него развивается сердечнососудистая система, в какой-то момент легкие, нервная система, зрение. Молоко мамы дает ему те элементы и биологически активные вещества, которые нужны для развития именно этих систем и органов.

В конце беременности и в первые 3-4 дня после родов выделяется молозиво – густая, клейкая жидкость желтого цвета, с 4-5 дня – переходное молоко, со 2-3 недели – зрелое молоко.

Молозиво богато белками, солями и витаминами, лейкоцитами и особенными молозивными тельцами. Но оно содержит меньше лактозы, жира и водорастворимых витаминов. В молозиве высокий уровень иммуноглобулинов и множество других защитных факторов, что позволяет его считать не только продуктом питания, но и лекарством. Они обеспечивают первую защиту ребенка и предотвращают инфекционно-воспалительные заболевания. Молозиво обладает мягким послабляющим эффектом, который очищает кишечник ребенка от мекония (первородного кала). Молозиво также обладает фактором роста, который способствует развитию незрелого кишечника ребенка после рождения, а также предупреждает развитие аллергии и непереносимости другой пищи.

Переходное молоко выделяется с 4 - 5 дня после родов. Оно богато жиром, но по составу уже приближается к зрелому молоку.

Зрелое молоко появляется к концу 2 недели. Но в процессе лактации его состав тоже меняется. Он может быть разным в течение суток и даже на протяжении одного кормления. Так, в начале кормления, молоко более жидкое, к концу - жирнее и гуще. Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку

Слайд 3 - 4.

Около 100 пищевых и биологически активных компонентов

Молоко - сложная водная эмульсия, в состав которой входят жировые капельки, белки, углеводы, соли, витамины, микроэлементы и другие вещества. Все составляющие можно разделить на питательные вещества, восполняющие энергетические и пластические потребности детского организма и непитательные, необходимые для созревания и роста, развития, защиты от инфекций.

Всего около 100 пищевых и биологически активных компонентов

Вода На её долю в составе молока приходится до 87 % , основной ее особенностью является биологическая активность, обеспечивающая ее наилучшую усвояемость.

Белок женского молока состоит в основном из нежных альбуминов (80%) и глобулинов (20%), которые легко перевариваются и усваиваются детским организмом. Содержание белка в женском молоке неизменно и самое низкое, чем в молоке всех других млекопитающих. Тем не менее, оно более чем достаточно для оптимального роста детей, кроме этого он легко усваивается.

Белок необходим для ребенка как основной пластический материал, как важный элемент для синтеза гормонов, ферментов, выработки антител и формирования иммунитета.

В женском молоке определяется более высокий уровень свободных аминокислот, среди которых наиболее важными являются цистеин и таурин, так как их синтез у детей раннего возраста затруднен. Цистин необходим для развития плода и детей, родившихся раньше срока. Таурин служит нейромодулятором для развития ЦНС, для образования солей желчи, для усвоения жиров.

Лактоферрин – еще один белок, свойственный человеческому молоку; он транспортирует необходимое железо из молока в кровь ребенка. Этот особенный белок управляет содержанием бактерий в кишечнике ребенка.

Углеводы. Основным видом углеводов в грудном молоке является лактоза, которая обеспечивает 40% энергетических потребностей растущего организма малыша, и небольшие количества галактозы, фруктозы, олигосахара бифидус-фактора.

Лактоза способствует усвоению кальция и железа, синтезу микробами кишечника витаминов группы В, витамина К, стимулирует образование кишечных лактобактерий, угнетает рост кишечной палочки. Одна из производных лактозы – галактоза необходима для развития вещества мозга. Бифидус-фактор способствует размножению в кишечнике полезной микрофлоры, и препятствует развитию патогенной.

Жиры - являются для ребенка главным источником энергии. В грудном молоке преобладают ненасыщенные жирные кислоты. Жиры - наиболее изменчивый ингредиент грудного молока. Жирность грудного молока зависит от рациона мамы. Если мама съедает по 30 г сыра, 30 г масла сливочного и 30 г растительного масла в день, то жирность молока будет оптимальна. ВОЗовский стандарт - 4,0.

Жиры и продукты их обмена участвуют в образовании клеточных мембран, являются носителями жирорастворимых витаминов А, Д, Е, К, участвуют ф формировании нервной системы.

При недостатке жиров в пище ребенка замедляется рост, снижается иммунитет, избыток же угнетает секрецию пищеварительных желез, уменьшает уровень усвоения белка, нарушает фосфорно-кальциевый обмен.

Ферменты. Наличие ферментов в женском молоке особенно важно для грудных детей. Грудное молоко, будучи “живым”, обладает активными ферментами, оно само помогает себя переработать и не затрачивать лишние силы на пищеварение и обеспечивает более полное и безопасное усвоение питательных веществ. Это в некоторой степени позволяет ребенку сэкономить строительный материал для роста.

Иммунные белки. В грудном молоке содержатся иммунные белки (иммуноглобулины), которые обеспечивают уникальную защиту от инфекций и аллергии, а также стимулируют развитие собственной иммунной системы ребенка.

В грудном молоке имеются активные лейкоциты, то есть клетки крови, которые непосредственно разрушают или способствуют разрушению микробов.

Гормоны. В грудном молоке содержится более 200 видов гормонов. Это те составляющие молока, которые отвечают за развитие эндокринной системы ребенка. Помимо этого, в женском молоке содержатся те гормоны, которые способствуют полноценному половому развитию. С женским молоком девочка получает женские гормоны – эстрогены, а мальчики – тестостероны, т.е. гормоны мужские.

“Гормон счастья”, вещество белковой природы, вырабатывается у мамы в больших количествах, если она кормит ребенка с удовольствием. Дети, которых кормили грудным молоком, более уравновешены.

Витамины и микроэлементы. Грудное молоко содержит оптимальное содержание витаминов и минеральных веществ, которые усваиваются полностью. Более того, содержание их постоянно меняется в соответствии с меняющимися потребностями растущего ребенка и зависит от рациона питания матери. Основные минералы: кальций, фосфор, железо находятся в грудном молоке в небольших количествах, но в наиболее легко усваиваемой форме. Соотношение необходимых ребенку кальция и фосфора в грудном молоке идеальное, что снижает вероятность заболеть рахитом. А усвояемость железа из такого молока исключает развитие анемии.

Слайд 5 - 8.

Десять плюсов грудного вскармливания

Материнское молоко закладывает основу иммунитета

Американская академия наук обнародовала данные, недавно полученные канадскими учеными, изучавшими влияние грудного вскармливания на здоровье младенца. В материнском молоке они обнаружили растворимый протеин, стимулирующий образование лимфоцитов В, представляющих собой первую линию защиты от вторжения чужеродных тел, вирусов и микробов и составляющих основу нашего иммунитета. Судя по результатам анализов, этот белок присутствует в молоке матери в течение четырехсот дней после родов.

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, значительно реже болеют воспалением легких, острыми распираторными и другими инфекционными заболеваниями.

Грудное вскармливание улучшает состояние будущих зубов новорожденного

Об этом сообщили педиатры из Университета Милана. Как показали проведенные ими исследования, при грудном вскармливании происходит своеобразная тренировка мышц лица, которая непонятным пока образом впоследствии снижает вероятность развития дефектов зубов. Так, у детей, получавших материнское молоко, реже нарушается расположение зубов и реже появляются патологические межзубные промежутки, чем у тех, кто вскармливался искусственными заменителями.

Грудное вскармливание снижает вероятность развития ожирения у детей

Баварский доктор Рюдигер фон Крайс констатировал, что ожирением страдают в среднем 2,8% младенцев, вскормленных молоком матери, среди “искусственников” их уже 4,5%. Чем продолжительнее грудное вскармливание, тем меньше риск заболевания. Так, ожирение развилось только у 0,8% детей, получавших грудное молоко минимум год, у 1,7% - перешедших на искусственное вскармливание в возрасте от 6 до 12 месяцев, у 2,3% - от 3 до 5 месяцев и у 3,8%, если мама прекратила их кормить через два месяца после рождения. Немецкий педиатр уверен, что причину стоит искать в уникальности состава грудного молока.

Американские исследователи из медицинского центра при детской больнице в Цинциннати нашли в грудном молоке присутствие большого количества протеина, который влияет на процесс переработки жиров в организме. Исследователи считают, что протеин под названием адипонектин может влиять на предрасположенность человека к полноте.

Грудное вскармливание против лейкемии

Ученые из университета штата Калифорния сообщают, что материнское молоко снижает риск развития лейкемии как минимум на 24%. Изучив результат 14 широкомасштабных клинических исследований, проведенных в период с 1988 по 2004 годы, американские исследователи обнаружили, что у детей, находящихся на грудном вскармливании, снижается вероятность развития некоторых форм рака крови.

Молоко против давления

Исследование, проведенное лондонскими учеными, касалось подростков 13-16 лет, родившихся раньше срока. Оно показало, что та их часть, которая была вскормлена маминым молоком, имела нормальное для их возраста давление, а бывшие “искусственники” уже в этом нежном возрасте были гипертониками. Медики объяснили этот факт тем, что материнское молоко содержит меньше сахара и жира. А вкусы человека формируются еще в утробе и закрепляются в младенческом возрасте, программируя его мозг на выбор того или иного продукта в будущем. Как оказалось, привычка к сладенькому и жирненькому сказывается на здоровье уже к тринадцати годам.

Грудное вскармливание защищает младенцев от астмы и аллергии

Канадские ученые установили, что материнское молоко защищает грудного ребенка от астмы, причем защитный эффект тем более выражен, чем дольше мать кормит грудью. Исследование проводили доктора Териза То и Шэрон Делл из Больницы для больных детей в Торонто. Они наблюдали за двумя тысячами канадских матерей и развитием их детей. Все дети на момент исследования были в возрасте от 12 до 24 месяцев. Астма была обнаружена у шести процентов. Была установлена значительная роль грудного вскармливания как отдельного фактора в защите от бронхиальной астмы и аллергических реакций. Как отметили ученые, риск развития наследственной аллергии - на 42% меньше для детей, кормившихся дольше 4 месяцев; риск возникновения астмы снижается на 27% меньше для кормившихся 4-6 месяцев; на 33% - 6 и более месяцев. Но наилучшие результаты давало кормление ребенка грудью, продолжавшееся не менее 9 месяцев. Были выявлены и другие факторы риска по заболеванию бронхиальной астмой, среди которых астма у родителей, курение родителей до или после рождения ребенка, рождение недоношенным или с низким весом.

При кормлении грудью снижается риск заболевания диабетом в юном возрасте

По данным финских и канадских исследователей, у грудных детей снижен риск заболевания сахарным диабетом по сравнению с детьми, питающимися коровьим молоком. Исследование, проведенное в 1988 году в Университете штата Колорадо, показало, что дети, которые заболели сахарным диабетом, находились на грудном вскармливании более короткий срок, чем здоровые дети. Тогда исследователи предположили, что грудное вскармливание обеспечивает ребенку реальную защиту против развития у него диабета.

Финское исследование, результаты которого были опубликованы в 1991 году, показало, что дети в возрасте старше 4-х месяцев, когда их переводили на смешанное вскармливание, имели меньший риск заболеть сахарным диабетом типа 1, чем дети с более ранним назначением молочных смесей. Ученые предположили, что если существует такой пищевой “провокатор” диабета, то эффект его действия проявляется в жизни ребенка достаточно рано.

В другом исследовании норвежские ученые рассматривали взаимосвязь развития диабета и искусственного вскармливания в раннем возрасте в 12 странах. И в этом исследовании была подтверждена четкая взаимосвязь между потреблением молока животного происхождения и частотой развития сахарного диабета у детей: как только возрастало среднее потребление молока, это тут же отражалось на частоте развития сахарного диабета.

Ученые настаивают на продолжительном грудном вскармливании особенно, если матери известны случаи заболевания диабетом в ее семье!

Грудное вскармливание снижает риск сердечнососудистых заболеваний.

Как сообщается журнал Pediatrics, те люди, которые в детстве находились на грудном вскармливании, имеют ниже уровни холестерина. Этот показатель липидного обмена являются хорошо известными факторами риска ишемической болезни сердца.

Материнское молоко содержит больше холестерина, чем смеси для искусственного вскармливания. По-видимому, повышенное потребление холестерина приводит к уменьшению его эндогенного синтеза.

По мнению британских ученых грудное вскармливание обладает долгосрочным благоприятным эффектом в отношении сердечнососудистого здоровья.

Грудное вскармливание оказывает существенное влияние на формирование головного мозга ребенка

Норвежские и датские ученые установили, что дети, которых кормили женским молоком менее трех месяцев, отставали от сверстников по умственному развитию. Авторы исследования объясняют это влиянием на мозг ребенка биологически активных веществ материнского молока и тесным контактом с матерью во время кормления. Были обследованы 345 детей. Семнадцать процентов из них были на грудном вскармливании менее трех месяцев. Коэффициент интеллекта (IQ) этих детей в тринадцать месяцев и в пять лет оказался ниже, чем у детей, питавшихся женским молоком более полугода. Эти различия сохранялись и при учете таких факторов, как курение матери, ее возраст, интеллект и образование. На физическое развитие, в частности, на координацию движений, длительность грудного вскармливания не влияла.

Материнское молоко влияет на психоэмоциональное развитие ребенка

С материнским молоком ребятишки впитывают мягкость характера, спокойствие и уравновешенность. Они вырастают приветливыми и доброжелательными, более привязанными к родителям, чем те дети, находившиеся на искусственном вскармливании. Через молоко вместе с любовью и нежностью малыш получает защищенность и уверенность в этой жизни.

Дотошные американцы при обследовании 5 тысяч детей выявили, что к 15 годам нервно-психическое развитие ребятишек, вскормленных грудью, оказывается явно более высоким, чем у детей-искусственников. Кроме того, у 16-летних школьников, имевших в грудном возрасте хотя бы 3-месячный срок исключительно грудного вскармливания, выявлены более развитые способности к обучению и социальной адаптации.

Дети вскормленные грудным молоком легче переносят стрессы и характеризуются меньшим уровнем тревожности, например, развод родителей они переносят намного легче.

Имеются даже такие наблюдения, что асоциальное поведение, жестокость по отношению к животным, людям, трудности в налаживании контактов, в том числе с лицами противоположного пола, снижение или отсутствие родительских чувств более свойственны людям, не получившим материнского молока.

Продолжаем рассматривать периоды жизни человека

- Раннее детство

- Первое детство и второе детство

В жизни ребенка, ставшего школьником, происходят серьезные изменения: Увеличиваются физические, психические и эмоциональные нагрузки, изменяется режим дня, появляются новые обязанности и заботы.

Уже в младших классах у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и внимательно слушать, наблюдать и запоминать, анализировать и делать выводы.

- Подростковый и юношеский возраст

Грани перехода от детства к зрелости условны. Так, Древнерусское слово “отрок” обозначало и дитя и подростка, и юношу. “Отрок” буквально означает “не имеющий права говорить” (от слов “от” и реку”). В словаре Даля подросток определяется как “дитя на подросте” около 14-15 лет, а юноша - как “молодой”, “малый” “парень от 15 до 20 лет и более”. Но это деление весьма условно.

Этот возраст, называемый переходным, характеризуется двумя группами процессов. Первую группу составляют процессы биологического созревания, включая половое развитие, а социальная группа - процессы обучения, воспитания, социализации. Процессы эти взаимосвязаны, но не всегда по времени совпадают. У человека различны темпы физического и психического развития. Старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других - еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Это период, когда человек перестает быть ребенком, становится взрослым, - период расцвета.

Подросток изменяется почти на глазах, темп его развития ускоряется. Возникают новые, неизвестные прежде явления. И чтобы не возникло деформаций и “искривлений” в развитии, этот период нужно прожить мудро.

Поговорим о развитии, особенно о созревании.

Класс делится на 2 группы - мальчиков и девочек. Девочки получают брошюру “Как изменяются девочки”, мальчики - “Как изменяются мальчики”

Каждая группа получает индивидуальные задания для работы.

Задания для работы в группе (для юношей).

  • Ознакомьтесь с содержанием статей “Что происходит”, “Ваше изменяющееся тело”.
  • Выясните, что такое “эрекция”, “эякуляция”, “поллюции”. Чем они обусловлены?

Задания для работы в группе (для девушек).

  • Ознакомьтесь с содержанием статей “Что происходит”, “Период полового созревания”
  • Выясните, что такое “менструация”, когда она начинается, что необходимо делать при менструальных болях.

После обсуждения результатов работы в группах, обучающиеся совместно заполняют таблицу.

Особенности Девушки Юноши
Признаки созревания

Как изменяется голос

Сроки созревания

Гормоны, вырабатываемые половыми железами

   

Продолжаем работу с таблицей “Периоды развития и события”

- Зрелый, пожилой и старческий возраст

Закрепление изученного материала

Тестовые задания

1. Молоко матери полезно, потому что:

А. Оно стерильно

Б. Содержит антитела

В. Содержит все необходимые для питания ребенка вещества

Г. По всем указанным причинам

2. Новорожденный ребенок:

А. Обладает только условными рефлексами

Б. Имеет только безусловные рефлексы

В. Имеет и те, и другие рефлексы

Г. Еще не имеет рефлексов

3. Первые условные рефлексы появляются у ребенка:

А. Примерно через месяц

Б. Через полгода

В. Через год

Г. Значительно позже

4. Речь и мышление развиваются в период:

А. Грудной

Б. Ясельный

В. Дошкольный

Г. Школьный

5. Подросток - это человек в возрасте:

А. От 7до 11 лет

Б. От 12 до 15 лет