Урок русского языка в 1-м классе "Введение понятия "слог" (УМК "Начальная школа XXI в.")

Разделы: Начальная школа


Цели: деятельности педагога: научить делить слова на слоги, познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, создать условия для воспитания любви и бережного отношения к окружающему миру.

Предметные задачи урока:

  • формировать понятие того, что существенным признаком слога является гласный; познакомить с технологией деления слов на слоги.
  • различать высказывания по поводу обсуждаемого предмета и по поводу обсуждаемого слова.

Метапредметные задачи урока:

  • формировать интерес к учебному материалу (личностное развитие)
  • обучающиеся учатся понимать и сохранять учебную задачу: вносить коррективы в действия в сотрудничестве с учителем (регулятивная задача)
  • обучающиеся учатся анализировать предъявляемые им слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретают первоначальный опыт анализа слогового анализа слов (познавательные задачи)
  • обучающиеся приобретают опыт адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, возникающих на уроке: работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативная задача).

Оборудование: ”Букварь” Л.Е.Журовой, А.OЕвдокимовой и рабочая тетрадь “Прописи №2” М.М.Безруких, М.И.Кузнецовой (М:Вентана-Граф 2011)

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

- Очень рада, что к уроку готовы.

- Сегодня у нас в гостях передача “В мире животных”

II. Сообщение темы урока.

-Землю населяют разные живые существа, от мельчайших микробов до таких великанов, как слоны или киты. Но только человек обладает способностью говорить.

Он бывает тихим, громким.
А ещё – глухим и звонким.
- Кто догадался, что это? (Звук.)

- Что ещё вы знаете о звуках? (Ответы детей)

- Разнообразен растительный и животный мир нашей планеты. Смотрите, кто это?

В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка )

- А это кто?

Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок.
Приглашает: “Мошки!
Отдохните, крошки!”

Учитель читает стихотворение “Кто как считает” М.Карима.

- Я всех умней! – кричит петух.-
Умею я считать до двух!
- Подумаешь! – ворчит хорёк. -
Могу считать до четырёх!
- Я – до шести!- воскликнул жук.
- Я - до восьми, - шепнул паук.
Тут подползла сороконожка:
- Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука –
Считаю я до сорока!
- Ах, ужас! – ужаснулся уж.-
Ведь я не глуп, но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы мог!

- А вы умеете считать?

- Сегодня вы научитесь делить слова на части и определять количество частей в слове.

III. Работа по теме урока.

- Сколько ног у петуха? Произнесите хором слово “петух”.

- Послушайте, как это слово произнесу я: пе-тух.

- Произнесите так же. Сколько частей в этом слове?

- Запомните: части, на которые делится слово при произношении, называются СЛОГАМИ.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

- Определите, сколько гласных в слове. Произнесите ещё раз по слогам. Есть ли гласные звуки в каждом из слогов?

- Запомните: в каждом слове столько слогов, сколько в этом слове гласных звуков.

- Сколько лап у хорька? Произнесите слово,разделяя его на слоги .Выделите гласные в каждом слоге.(Хо-рёк)

- Сколько лап у жука? А сколько слогов в слове “жук”?

- А у кого больше всех ног? (У сороконожки.)

-А по количеству слогов она тоже рекордсменка? Сколько слогов в слове “сороконожка”? Приведите ещё примеры слов – названий животных с большим количеством слогов.

(кро-ко-дил, ан-ти-ло-па, бе-ге-мот).

- На доске иллюстрация.

- Кто это? (синица.) Произнесите хором. Послушайте, как это слово произнесу я: си-ни-ца.

Прочитайте слово “ синица” по схеме, выделяя голосом каждый гласный звук.

- Назовите самую большую птицу. ( Показ изображения страуса.)

- Страус – выше человека. Произнесите слово страус, разделяя на слоги.

- Назовите самую маленькую птицу. (Показ изображения колибри.)

- Колибри не больше конфеты. Она целый день летает без отдыха. Даже нектар она пьёт, повиснув в воздухе как вертолёт. Произнесите слово колибри, разделяя на слоги.

- Сколько слогов в слове страус и в слове колибри?

- От чего зависит количество слогов?

Работа по учебнику (с каждой картинкой).

- Посчитайте количество гласных звуков в слове. Произнесите слово, разделяя на слоги.

Выделите гласные в каждом слоге. В названиях, каких животных только один слог? Два слога?

Произнесите эти же слова, деля на слоги.

- В названиях, каких животных три слога? Произнесите эти слова, деля на слоги.

Работа по учебнику.

- Рассмотрите картинки. Назовите предметы, которые на них изображены. Назовите слова, в которых только один слог.

- Прочитайте слова первого столбика; среднего столбика; третьего столбика.

- Прочитайте слова по строчкам. На какие две группы можно разделить все эти слова? (Односложные и двусложные).

- Прочитайте предложения. Сколько слов в каждом из них?

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, душим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках, а потом на пяточках.
Пойдём мягко, как лисята. И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся - ёжик сладко потянулся.

Работа в прописи.

Учитель напоминает правила посадки.

1) Запись слов по образцу.

2) Составление слов из данных букв.

3) Запись предложений по образцу.

4) Соединение больших и маленьких согласных букв.

5) Списывание с печатного текста.

6) Работа в прописи по резервной странице.

7) Деление слов на слоги.

- Прочитайте слова, деля их на слоги вертикальной линией.

- Проверьте себя, подчеркнув гласные буквы. Прочитайте правило. Запишите слова рядом с нужной схемой.

- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Объясните, почему так произошло.

- Подчеркните в каждом слове гласные буквы.

8) Выборочное письмо.

- Прочитайте имена. Подчеркните имена мальчиков.

- А девочек давайте “позовём” и определим количество слогов в их именах.

- Прочитайте задание. (Выписать имена девочек, состоящие из двух слогов.)

9) Отработка навыка деления на слоги.

- Представьте, что мы на стадионе. Идут соревнования. На старт вышли Петя, Марина, Наташа, Яна, Федя, Серёжа, Алёна. Давайте произнесём их имена как болельщики и запишем письменными буквами, разделяя на слоги.

lV Итог урока.

Игра “Посели слово”.

На доске рисунки: дом, замок и избушка. (Или изображения животных.)

- Назовите слова – названия животных. Определите в них количество слогов и “поселите” их в соответствующие домики.