Цели: деятельности педагога: научить делить слова на слоги, познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, создать условия для воспитания любви и бережного отношения к окружающему миру.
Предметные задачи урока:
- формировать понятие того, что существенным признаком слога является гласный; познакомить с технологией деления слов на слоги.
- различать высказывания по поводу обсуждаемого предмета и по поводу обсуждаемого слова.
Метапредметные задачи урока:
- формировать интерес к учебному материалу (личностное развитие)
- обучающиеся учатся понимать и сохранять учебную задачу: вносить коррективы в действия в сотрудничестве с учителем (регулятивная задача)
- обучающиеся учатся анализировать предъявляемые им слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретают первоначальный опыт анализа слогового анализа слов (познавательные задачи)
- обучающиеся приобретают опыт адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, возникающих на уроке: работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативная задача).
Оборудование: ”Букварь” Л.Е.Журовой, А.OЕвдокимовой и рабочая тетрадь “Прописи №2” М.М.Безруких, М.И.Кузнецовой (М:Вентана-Граф 2011)
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
- Очень рада, что к уроку готовы.
- Сегодня у нас в гостях передача “В мире животных”
II. Сообщение темы урока.
-Землю населяют разные живые существа, от мельчайших микробов до таких великанов, как слоны или киты. Но только человек обладает способностью говорить.
Он бывает тихим, громким.
А ещё – глухим и звонким.
- Кто догадался, что это? (Звук.)
- Что ещё вы знаете о звуках? (Ответы детей)
- Разнообразен растительный и животный мир нашей планеты. Смотрите, кто это?
В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка )
- А это кто?
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок.
Приглашает: “Мошки!
Отдохните, крошки!”
Учитель читает стихотворение “Кто как считает” М.Карима.
- Я всех умней! – кричит петух.-
Умею я считать до двух!
- Подумаешь! – ворчит хорёк. -
Могу считать до четырёх!
- Я – до шести!- воскликнул жук.
- Я - до восьми, - шепнул паук.
Тут подползла сороконожка:
- Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука –
Считаю я до сорока!
- Ах, ужас! – ужаснулся уж.-
Ведь я не глуп, но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы мог!
- А вы умеете считать?
- Сегодня вы научитесь делить слова на части и определять количество частей в слове.
III. Работа по теме урока.
- Сколько ног у петуха? Произнесите хором слово “петух”.
- Послушайте, как это слово произнесу я: пе-тух.
- Произнесите так же. Сколько частей в этом слове?
- Запомните: части, на которые делится слово при произношении, называются СЛОГАМИ.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- Определите, сколько гласных в слове. Произнесите ещё раз по слогам. Есть ли гласные звуки в каждом из слогов?
- Запомните: в каждом слове столько слогов, сколько в этом слове гласных звуков.
- Сколько лап у хорька? Произнесите слово,разделяя его на слоги .Выделите гласные в каждом слоге.(Хо-рёк)
- Сколько лап у жука? А сколько слогов в слове “жук”?
- А у кого больше всех ног? (У сороконожки.)
-А по количеству слогов она тоже рекордсменка? Сколько слогов в слове “сороконожка”? Приведите ещё примеры слов – названий животных с большим количеством слогов.
(кро-ко-дил, ан-ти-ло-па, бе-ге-мот).
- На доске иллюстрация.
- Кто это? (синица.) Произнесите хором. Послушайте, как это слово произнесу я: си-ни-ца.
Прочитайте слово “ синица” по схеме, выделяя голосом каждый гласный звук.
- Назовите самую большую птицу. ( Показ изображения страуса.)
- Страус – выше человека. Произнесите слово страус, разделяя на слоги.
- Назовите самую маленькую птицу. (Показ изображения колибри.)
- Колибри не больше конфеты. Она целый день летает без отдыха. Даже нектар она пьёт, повиснув в воздухе как вертолёт. Произнесите слово колибри, разделяя на слоги.
- Сколько слогов в слове страус и в слове колибри?
- От чего зависит количество слогов?
Работа по учебнику (с каждой картинкой).
- Посчитайте количество гласных звуков в слове. Произнесите слово, разделяя на слоги.
Выделите гласные в каждом слоге. В названиях, каких животных только один слог? Два слога?
Произнесите эти же слова, деля на слоги.
- В названиях, каких животных три слога? Произнесите эти слова, деля на слоги.
Работа по учебнику.
- Рассмотрите картинки. Назовите предметы, которые на них изображены. Назовите слова, в которых только один слог.
- Прочитайте слова первого столбика; среднего столбика; третьего столбика.
- Прочитайте слова по строчкам. На какие две группы можно разделить все эти слова? (Односложные и двусложные).
- Прочитайте предложения. Сколько слов в каждом из них?
Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, душим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках, а потом на пяточках.
Пойдём мягко, как лисята. И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся - ёжик сладко потянулся.
Работа в прописи.
Учитель напоминает правила посадки.
1) Запись слов по образцу.
2) Составление слов из данных букв.
3) Запись предложений по образцу.
4) Соединение больших и маленьких согласных букв.
5) Списывание с печатного текста.
6) Работа в прописи по резервной странице.
7) Деление слов на слоги.
- Прочитайте слова, деля их на слоги вертикальной линией.
- Проверьте себя, подчеркнув гласные буквы. Прочитайте правило. Запишите слова рядом с нужной схемой.
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Объясните, почему так произошло.
- Подчеркните в каждом слове гласные буквы.
8) Выборочное письмо.
- Прочитайте имена. Подчеркните имена мальчиков.
- А девочек давайте “позовём” и определим количество слогов в их именах.
- Прочитайте задание. (Выписать имена девочек, состоящие из двух слогов.)
9) Отработка навыка деления на слоги.
- Представьте, что мы на стадионе. Идут соревнования. На старт вышли Петя, Марина, Наташа, Яна, Федя, Серёжа, Алёна. Давайте произнесём их имена как болельщики и запишем письменными буквами, разделяя на слоги.
lV Итог урока.
Игра “Посели слово”.
На доске рисунки: дом, замок и избушка. (Или изображения животных.)
- Назовите слова – названия животных. Определите в них количество слогов и “поселите” их в соответствующие домики.