Форма мероприятия: игра.
Цели мероприятия:
Оборудование:
- крутящийся барабан со стрелкой;
- две шкатулки;
- ящик;
- призы;
- мультимедийный проектор.
Программа игры.
- Музыкальное вступление.
- Математическое вступление .
- Ознакомление с условиями игры.
- Отбор первой тройки игроков.
- Игра первой тройки.
- Отбор второй тройки игроков.
- Игра второй тройки.
- Отбор третьей тройки игроков.
- Игра третьей тройки.
- Игра со зрителями.
- Финал.
- Супер игра.
- Заключительное слово.
У ведущего два помощника, которые фиксируют ответы, следят за порядком игры.
ХОД ИГРЫ
I. Музыкальное вступление.
Звучат позывные программы капитал-шоу “Поле чудес”.
II. Математическое вступление.
Слайд №2
Музыкальное выступление учащихся 5 класса. Исполняют песню на мотив “Учат в школе”(слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского)Cтихотворение “Гимн математике”
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое нам узнавать,
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка, заметьте
Очень важная наука
Мате-ма-тика!
Почему корабли
Не садятся на мели,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка, заметьте
Капитанам помогает
Мате-ма-тика!
Чтоб врачом и моряком
Или лётчиком нам стать.
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка, заметьте
Где бы вам не пригодилась
Мате-ма-тика!
Презентация. Слайды №3-6
Ведущий: Уважаемые участники игры. Сегодня мы с вами посвятим нашу игру самой древней науке – геометрии. В переводе с греческого слово “геометрия” означает “землемерие” ( от ge “гео” - по-гречески земля и metrein “метрео”— мерить) . Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. Ее возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано прежде всего с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением окружающего мира.
Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов.
Геометрия является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения. Она необходима будущим строителям и архитекторам, химикам и инженерам, агрономам. Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить. Я хочу, чтоб вы сегодня убедились, что геометрия – такая же интересная наука и что заниматься ею так же увлекательно. Надеюсь, что сегодня на игре нам будет интересно и весело.
Слайд №7
III. Условия игры.
Ведущий: Теперь познакомлю вас с условиями игры.
Игра проходит по аналогии программы капитал – шоу “Поле чудес”. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, зрителям. Форма привета – песня, стихотворение, собственная поделка и т.д.
Если участник игры отгадает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок: одна пустая, в другой приз.
Если выпадает приз, то ассистент выносит ящик, в котором находится приз (тетрадь, ручка, линейка и т.д.).
Если ученику выпадает сюрприз, то он вытягивает билет с заданием; если отвечает, то остается в игре, называет букву; если не отвечает правильно, то остается в игре с передачей хода .
Если выпадает шанс, то можно выбрать из зала помощника, и он называет букву, а ученик может использовать подсказку, но может принять свое решение.
На барабане с вращающимся волчком: числа - количество очков; "С"-сюрприз; " + " очки удваиваются, если он верно назовёт букву (если две буквы, то утраивается, если три — умножается на 4, и т. д.); "Б" – банкрот, П – приз, Ш – шанс, Ноль (0) — набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку..
После того, как слово разгадано, участники занимают места в зале.
IV. Отбор первой тройки игроков.
Вопросы отбора первой тройки игроков.
- Каким свойством обладают вертикальные углы?
- Чему равна сумма смежных углов?
- Какие приборы применяют для построения прямых углов на местности? ( Экер, теодолит)
Слайд №8
V. Игра первой тройки.
Под музыку выходит первая тройка игроков и занимает места у барабана и ведущий представляет их, сообщает имя, класс.
Задание.
Он крупнейший мыслитель древней Греции - считается одним из первых древнегреческих геометров и философов. Был крупнейшим астрономом. Он первый в истории науки предсказал солнечное затмение 23 мая 585 года до новой эры. Ему принадлежит открытие следующих теорем:- Вертикальные углы, полученные при пересечении двух прямых линий, равны.
- В равнобедренном треугольнике углы, лежащие при основании, равны.
- Круг делится диаметром пополам.
- Угол, вписанный в полуокружность, прямой и другие.
Вопрос. Кто он?
Ф | А | Л | Е | С | М | И | Л | Е | Т | С | К | И | Й | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Слайды № 9-11
Выступление 7 класса.
Греческие авторы относят появление геометрии в Греции к концу VII в. до н. э. и связывают его с именем Фалеса Милетского (639—548). Купец в свободное время занимался математикой. И сделал величайшее открытие: обнаружил, что многие геометрические закономерности можно получать не опытным путем, а с помощью рассуждения (доказательства). Это формулируют так: накрест лежащие углы, получающиеся при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, равны. Фалес доказал и ряд других теорем.
Oснователь милетской школы, один из легендарных "семи мудрецов".
Происходил из аристократического рода, был связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Имя Фалеса уже в V в. стало нарицательным для мудреца. Считается, что Фалес ввел в употребление новое созвездие - Малую Медведицу.
Фалеса называют одним из первых греческих мыслителей, кто понял важность астрологии как науки. В историю вошло "затмение Фалеса" 28 мая 585 г. до н.э., предсказанное им за 6 лет до события (некоторые ученые считают это легендой, доказывая, что уровень развития науки во времена Фалеса еще не позволял предсказывать затмения). В честь Фалеса названа малая планета 6001 Thales
VI. Вопросы отбора второй тройки игроков.
- Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.
- Какой треугольник называется тупоугольным?
- Что называется расстоянием от точки до прямой? (Длина перпендикуляра, проведенного из точки к прямой)
Слайд №12
VII. Игра второй тройки.
Звучит музыка. Ведущий приглашает вторую тройку игроков к барабану и представляет их.
Задание.
Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово “Эврика!” Именно так воскликнул этот ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение – отношение длины окружности к ее диаметру. Он изобрел машину для орошения полей. Впервые для поднятия тяжестей стал применять систему рычагов и блоков. Кто он?А | Р | Х | И | М | Е | Д |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Слайды №13-14 .
Выступление 8 класса.
Заслуга Архимеда заключалась в том, что он установил теоретические основы, на которых в конечном счете и по сей день покоится машиностроение, — он фактически создал основы механики. Механика требовала вычисления масс, а следовательно, площадей и объемов, а также Центров тяжести; механика настоятельно требовала метрической геометрии; на этом и сосредоточено внимание Архимеда в геометрии. До нас дошли следующие сочинения Архимеда: две книги “О шаре и цилиндре”, “Об измерении круга”, две книги “О равновесии плоскости”, “О квадратуре параболы”, “О плавающих телах” и.т.д.
VIII. Вопросы отбора третьей тройки.
- Каким инструментом измеряют углы на местности? (Астролябия)
- Какие два отрезка называются параллельными? (Если они не пересекаются)
- Какой инструмент используется для разметки параллельных прямых при выполнении столярных работ? (Малка)
Слайд №15.
IX. Игра третьей тройки
Звучит музыка. Ведущий приглашает третью тройку игроков к барабану и представляет их.
Задание.
Этот ученый участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою. Ему принадлежит открытие следующих теорем:1. Теорема о сумме внутренних углов треугольника.
2. Деление плоскости на правильные многоугольники.
3. Геометрические способы решения квадратных уравнений
4. Деление чисел на чётные и нечетные, простые и составные
5. Доказательство того, что v2 не является рациональным числом и другие.
Кто он?
П | И | Ф | А | Г | О | Р | С | А | М | О | С | С | К | И | Й | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Слайды №16-17.
Выступление 9 класса.
Пифагор родился в 580 г. до н.э. на острове Самос, в семье богатого ювелира. Его учителями были Гермодамант, Ферекид, Фалес.
Знания, полученные им в храмах Греции не давали ответов на все волнующие его вопросы, и он отправился в поисках мудрости в Египет.
Когда Пифагор постиг науку египетских жрецов, то засобирался домой, чтобы там создать свою школу. Жрецы, не желавшие распространения своих знаний за пределы храмов, не хотели его отпускать. С большим трудом ему удалось преодолеть эту преграду.
Однако по дороге домой Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашел своё место среди вавилонских мудрецов. Пифагор прожил в Вавилоне около десяти лет и в сорокалетнем возрасте вернулся на родину. Но на острове Самос он оставался недолго, а поселился в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне.
Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу ученому принесла доказанная им теорема, которая сейчас носит его имя .
Известно открытие Пифагора в области теории музыки. Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд – полуинструмент, полуприбор. Под струной на верхней крышке ученый начертил шкалу, с помощью которой можно было делить струну на части. Было проделано много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны.Слайд №18.
X. Игра со зрителями
Кто из русских писателей является автором учебника для детей под названием “Арифметика”?Т | О | Л | С | Т | О | Й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Слайд №19.
Ведущий:Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и ее преподаванию, много лет преподавал начало математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник “Арифметика”.
XI. Финал
Ведущий приглашает финалистов к барабану и представляет их.
Слайд №20.
Задание.
Вся творческая жизнь нашего выдающегося соотечественника была связана с Казанским университетом, где он учился, затем был профессором, а с 1827г.-ректором университета. Он предпринял попытку доказать пятый постулат от противного. Он не получил противоречивых утверждений. На основании этого им был сделан вывод: можно построить другую геометрию, отличную от геометрии Евклида. Сообщение о построении геометрии им было сделано в 1826г. Эта геометрия теперь называется неевклидовой. Это гениальное открытие принадлежит кому?
Л | О | Б | А | Ч | Е | В | С | К | И | Й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Слайд №21
Выступление 9 класса.
Коренной перелом в геометрии впервые произвел в первой половине ХIХ в. великий русский математик Николай Иванович Лобачевский, который создал новую, неевклидову геометрию, называемую ныне геометрией Лобачевского. Открытие Лобачевского было началом нового периода в развитии геометрии. Неевклидова геометрия сыграла огромную роль во всей современной математике. Предположение Лобачевского, что реальные геометрические отношения зависят от физической структуры материи, нашло подтверждение не только в космических масштабах. Современная теория квант все с большей настоятельностью выдвигает необходимость, применения геометрии, отличной от евклидовой, к проблемам микромира.
Слайд №22
В е д у щ и й
Жюри подсчитывает заработанные победителем игры очки и объявляет их. Вносится плакат: “Список призов за заработанные очки”.
Призы | Очки |
Набор линеек | 100 |
Набор ручек | 200 |
Общая тетрадь | 150 |
4. Фотоальбом | 400 |
5. Сладкий приз | 250 |
6. Набор карандашей 150 | |
Шкатулка с сюрпризом | 300 |
8. Блокнот | 150 |
9. Транспортир | 50 |
10. Фломастеры | 80 |
Победитель выбирает на набранное количество очков призы.
Ведущий предлагает суперигру победителю. Предложение принимается.
XII. Суперигра
Слайд №23.
Задание.
Название фигуры “трапеция” происходит от греческого слова “трапезион”. Как оно переводится на русский язык?
с | т | о | л | и | к |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Разрешается открыть любые две буквы. Дается 1 минута на размышление.
XIII. Заключение
Итак, мы закончили игру. Поздравляем (Ф.И. победителя) с победой и желаем дальнейших успехов.
Слайд №23.
Геометрические знания широко применяются в жизни — в быту, на производстве, в науке. И если ты, хорошо изучил курс геометрии, то не останешься безоружным, когда при решении практических задач потребуется применить геометрические теоремы или формулы. В настоящее время геометрия тесно переплетается со многими другими разделами математики.
Надеемся, вы сегодня узнали много интересного из курса раздела геометрии.