Урок русского языка в 4-м классе по теме "Что известно о неопределенной форме глагола"

Разделы: Начальная школа


УМК “ГАРМОНИЯ” для четырёхлетней начальной школы.

1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 г.

2. М.С. Соловейчик. К тайнам нашего языка: Тетрадь – задачник (в 3 ч.) к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г.

Оборудование: интерактивная доска, нетбуки, карточки

Цель урока: повторить особенности глаголов неопределённой формы.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Умение безошибочно находить неопределённую форму глагола;
  • Вспомнить вопросы, на которые отвечают глаголы неопределённой формы глагола;
  • Обращая внимание на глагольные суффиксы, готовить учащихся к правильному написанию личных окончаний глаголов;

Развивающие:

  • Развивать критическое мышление учащихся;
  • Развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;
  • Развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы;
  • Обогащать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к языку и слову;
  • Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель: Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня мы будем работать в группах. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи. Открываем тетрадочки, записываем число.

Какие правила работы в группах надо помнить, чтобы не было сбоев в работе?

Правила работы в группе

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
  6. Если никто не может  начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана

2. Чистописание

Учитель: Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//.

Мы встретимся с ними на нашем уроке.

Запишите пословицу, которую я хотела бы сделать девизом нашего урока. Объясните ее смысл.

Хорошо того учить, кто хочет много знать. (Взаимопроверка и оценивание)

Учитель: Есть данные сочетания в записанной пословице?

Ученик: Есть. В словах учить и знать.

Учитель:

  • Какой частью речи они являются?
  • Как определили?

Ученик:

  • Это глаголы.
  • Обозначают действия, отвечают на вопрос что делать?, изменяются по временам.

Учитель:

  • О какой же части речи пойдет сегодня разговор на уроке? Догадались?

Ученик:

  • О глаголе.

Учитель:

  • В какой форме употреблены данные глаголы?

Ученик:

  • Это глаголы неопределенной формы.

Учитель:

  • Почему она так названа?

Ученик:

  • Потому что у них нельзя определить ни лица, ни числа, ни времени, ни рода.

Презентация.

Слайд 1

3. Словарная работа

Выписать 8 глаголов неопределенной формы от начала словарной страницы учебника

Поставить каждый глагол в прошедшее время (Самопроверка и оценивание) Слайд 2

веять – веял

видеть – видел

гладить – гладил

ездить – ездил

желать – желал

заметить – заметил

знакомиться – знакомился

исправить – исправил

  • Подчеркни в глаголах примету неопределенной формы.
  • Выдели отличительную черту глаголов прошедшего времени.
  • Чем является гласная перед суффиксом прошедшего времени?
  • Что мы о ней знаем?

4. Актуализация знаний. Работа в группах.

Учитель:

1. Сейчас мы проверим одну из записей, сделанных ребятами под диктовку. Стихотворение С. Маршака. Слайд 3

Медведя лет пети – шести
Учили, как себя висти...
Не надо чавкать и з.вать,
А кто з.вает всласть,
Тот должен лапай прикрывать
Разинутую пасть.

(Самопроверка, объясняет ученик из группы, первой закончившей работу)

  • Вставить буквы и отметить все орфограммы.
  • Чем различаются два одинаковых глагола?
  • Выпиши глаголы неопределенной формы. Как их узнаешь? Какие признаки можешь у них определить: время, число, лицо, род?
  • Подчеркни в каждом примету этой формы.

2. Иероглифы (Объясняет ученик из следующей группы)

яяИккНппФллИууНввИддТррИггВ Слайд 4

ИНФИНИТИВ Слайд 5

Найди значение по словарю Ожегова (Словарь в нетбуках учащихся)

ИНФИНИТИВ, -а, м. В грамматике: то же, что неопределенное наклонение глагола. || прил. инфинитивный, -ая, -ое. Инфинитивное предложение (со структурной основой - инфинитивом).

3. Упр.360 (Объясняет ученик из следующей группы)

4.

Пусть крыша т.чёт и сломалась калитка,
Свой дом ни за что (не) покинет .................... .

Заполните таблички к данному упражнению (в тетрадях - задачниках)

Глагол ? к глаголу ? неопр. ф. Неопр.ф.
       
       
       

Учитель:

  • Какое орфографическое правило пришлось применить при записи глаголов в неопределенной форме?

Физминутка

Учитель: Я предлагаю вам списать пословицы. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму. (Пословицы на карточках у каждого ученика) (Объясняет ученик из следующей группы)

Друг друга (поддерживал) – победу (одерживал).
Лучше один раз (увидел), чем сто раз (услышал).
С лица воду не (пьешь).
Хорошо тому добро (дарит), кто его помнит.
Первое в жизни – честно (служишь) Отчизне.

Объяснить смысл пословиц

5. Рефлексия. Слайд 6

Учитель: А сейчас оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

  • Мне удалось....
  • Меня удивило....
  • Я могу похвалить себя за ...

6.Домашнее задание

Упр. 361

7. Заполнение оценочных листов (на нетбуках)

№ задания 1 2 3 4 5 итого
баллы            
  • 5 баллов – высокий уровень,
  • 4 балла – допущена 1 ошибка,
  • 3 балла – допущены 2-3 ошибки,
  • 2 балла – 4 ошибки,
  • 1 балл – 5 и более ошибок