Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста - одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

В своё время Л.Н. Толстой ставил целью школы воспитание творческой, нравственной личности. “Если ученик в школе, - указывал он, - не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”. Система образования должна содействовать гармонии развития учащегося. В соответствии с темой и целью исследования поставлены следующие задачи:

- формировать умение обозначать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезы, находить поиск решения;

- способствовать формированию умений и навыков исследовательского поиска, способность отстаивания точки зрения.

- апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности. Исследование как метод обучения может и должно быть на каждом уроке.

Современный урок должен рассматриваться с позиции проблемного обучения. Данная технология способствует формированию исследовательских умений: обозначать проблему, пути её решения, работать с информационными источниками, развивать способность учащихся задавать вопросы, наблюдать, сравнивать, описывать результаты наблюдений.

С первого класса использую различные игры, задания, наблюдения, сравнения, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность учащихся. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблему:

1) продолжить неоконченный рассказ; 2) назвать как можно больше признаков предмета (предмет демонстрируется);

3) если бы ты стал листочком дерева, о чём бы рассказал? (осенние сезонные изменения в природе)

4) О чём бы ты рассказал Доктору Айболиту, если бы встретил его? (урок окружающего мира “Если хочешь быть здоров”).

5) По заголовку, по иллюстрации предположить о ком, о чём расскажет этот текст.

6) Развивать умение выдвигать гипотезу (“предположим, что...”, “возможно...”).

7) Найди правила, по которым записаны числа (Математика. “Странички для любознательных”).

8) Что случилось с прямоугольником?

“Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятия о предмете”, - это слова Л. Выготского. Благоприятный материал для создания краткосрочных проектов-исследований дают темы курса “Окружающий мир” автора А.А. Плешакова. Тема каждого урока ставит перед учащимися вопрос: “Что это за листья?”, “Что такое хвоинки?”, “Что общего у разных растений?”, “Откуда в наш дом приходит электричество?”, “Что умеет компьютер?” (4 слайд)

Каждый ребёнок – это маленький исследователь. Он с этим родился. И очень важно: разовьём мы в нём исследовательское поведение или, наоборот, позволим ему почувствовать неуверенность в себе. Важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить программу основной и старшей школы.

В первом классе начала работу с карточек (приложение), которые помогут ребёнку в изучении, в сборе материала по данному объекту.(5 слайд)

На карточках, которые предложила ученикам, были разные картинки: цветы, домашние и дикие животные, природные явления: радуга, дождь и т.д. Здесь же прилагается план наблюдения и изучения:

1. Подумать;

2. Спросить у другого человека;

3. Получить информацию из книг;

4. Понаблюдать;

5. Посмотреть по телевизору;

6. Провести эксперимент (если возможно)

При изучении в первом классе темы: “Что мы знаем о нашей стране и своём селе?” ставлю вопросы: - Как называется село, в котором мы живём? (с. Томское). – А вы знаете, почему наше село носит такое имя? Вам интересно об этом узнать? Далее идёт процесс погружения в краткосрочный проект и организация деятельности учащихся: спросить ответ у родителей (бабушек, дедушек), обратиться за подсказкой в школьный музей. Ответ найден: село стоит на реке Томь, отсюда название села Томское. Рамки интереса расширились: дети узнали о первых поселенцах, с любопытством рассматривали фотографию одного из первых домов нашего села на стенде в музее школы, старинные предметы быта.

Изучая тему “Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?”, учащиеся первого класса познакомились с отрицательным персонажем Злючкой-Грязючкой, которая загрязняет воду. Перед детьми поставлен проблемный вопрос: - Подумайте, как можно защитить воду от Злючки-Грязючки? Дети написали мини-сочинения, в которых изложили своё видение проблемы и предложили пути её решения. В ходе работы по активизации исследовательской активности необходимо принимать любую идею ученика. Не отрицать, но поддержать, чтобы не убить в нём желание узнавать (находить) новое. Предоставить возможность каждому ребёнку высказать своё мнение. Необходимо уметь слушать своих учеников, уважать их мнение.

С ребятами учились проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами, их свойствами. Изучая тему в первом классе “Лёд и снег”, рассматривали, сравнивали, а затем решали проблему: как снег превращается в лёд. (Домашний опыт)

Во втором классе мои учащиеся создавали совместный проект-мультфильм по произведению А. Курляндского “Ну, погоди!”, совместные альбомы рисунков-иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина, к басням И.А. Крылова, по рассказам В.А. Осеевой. В результате совместной групповой деятельности учащиеся получили новые знания и создали новый продукт совместного труда. Считаю, что именно проектный метод, - это один из способов реализации детских знаний наглядным способом. (Слайд 6)

Неоспоримыми достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности. Метод проекта способствовал развитию познавательной активности моих учащихся, творческого мышления, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.

Тема “Как живут растения?” интересовала многих детей класса. Учащиеся готовили свои сообщения о любимых комнатных растениях, подбирали загадки, рисовали. Провели долгосрочный проект-исследование “Тайна комнатных растений” в 3 классе, длился он три месяца. Объектом наблюдения и изучения были комнатные растения гиппеаструм, зефирантес, калла, пуансеттия. Были проведены эксперименты: влияние солнечного света на растения и значение периода покоя для луковичных растений. Владислав Ильин вёл дневник наблюдений, фотографировал. Сделали описание, презентацию. Работа была представлена на школьную конференцию НОУ “Импульс” (научное общество учащихся), на районной конференции была получена номинация “Исследователь практик”. Затем отправили работу в Малую Академию Наук “Интеллект будущего”. Влад стал участником Российского заочного конкурса МАН, был награждён Дипломом III степени и получил приглашение на Российскую конференцию учащихся “Первые шаги в науку”. Кроме того он выполнял работы конкурса МАН “Удивительный мир кошек”, “Тайны математики”. По интеллектуальному рейтингу участников конкурсов Малой Академии Наук получил звание “Знаток” с общей суммой баллов – 630. В четвёртом классе изучал происхождение и действие вулканов. (Слайд 7)

Долгосрочный проект-исследование выполнили с четвероклассницей Курановой Галиной. Это была тема “История Великой Отечественной войны в истории моей семьи”. Работа выполнялась к 65-летию Победы. Главным консультантом была бабушка ученицы Тимченко Т.П.. Девочкой был собран материал в виде фотографий пяти ветвей семьи Тимченко А.И., прадеда девочки, прошедшего всю войну. Свою исследовательскую работу она посвятила своему прадеду, которого знала только по фотографиям. Участвовала в заочном конкурсе “Портфолио”. (Слайд 8)

Середа Григорий в четвертом классе выполнил исследовательскую работу по коррозии металлов. Его заинтересовала тема: “Отчего ржавеют гвозди?” Научным руководителем исследования стала его мама, учитель химии нашей школы. Гриша участвовал в заочном конкурсе исследовательских и творческих работ “Портфолио”.

Ученик второго класса Алексей Шибанов выполнил проект “Собака породы лайка”. Работа была отмечена на районной конференции – 3 место, отправлена на конкурс “Портфолио” и размещена на социальном сайте работников образования. Провёл исследование по теме: “Черепаха”. Это его домашние животные. Люба Коробова, ученица второго класса выполнила и сделала описание краткосрочного проекта “Открытка-валентинка”. Эту работу мы разместили на социальном сайте работников образования.

Изучая тему на уроке окружающего мира “Моя семья” рассказала детям о родословной, как составляется древо семьи, рода. Мои ученики заинтересовались этой темой, подключились родители. (Слайд 9)

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

- интерес к теме у детей должен выстраиваться с учётом их возрастных особенностей и житейского опыта;

- проектная деятельность ребёнка, как и любая другая творческая работа, должна быть построена только на его личной заинтересованности:

- сотрудничество учителя и учащихся, взаимопонимание;

- не следует планировать сложные долгосрочные проекты;

Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Убедилась в том, что это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности ребёнка. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. (Слайды 10,11,12) Результатом является творческая активность учащихся, инициативность, умение работать в коллективе, в группах сменного состава. Это оказывает положительное влияние на формирование благоприятного микроклимата классного коллектива. Ребята моего класса участвуют во всех школьных мероприятиях: ярмарках, конкурсах рисунков, стихов, спортивных состязаниях, выходят на районные, областные, российские конкурсы, организовали волонтёрскую группу по уходу за памятником воинам-односельчанам.

Выполняя проектно-исследовательские работы, учащиеся приобретают навыки различных видов деятельности. Работают со словарями, энциклопедиями, интернетом. Развивается коммуникативная деятельность: ребята учатся спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать. Выполняют групповые виды работы. Данная форма работы позволяет каждому ученику проявить себя, пережить ситуацию успеха. Это очень важно особенно для детей, неуверенных в себе. (Слайды 13,14)

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся Участие в районной “Портфолио” конференции “Парад наук”

Результативность проектно-исследовательской деятельности

Год Тема проекта Школьный уровень Районный уровень Российский уровень
2009 “Тайны комнатных растений” (Ильин Владислав, 3класс)  2 место Номинация “Исследователь практик” Диплом III степени, приглашение для участия в работе конференции “Первые шаги в науку”
2009 “Удивительный мир кошек” (Ильин Владислав)     Конкурс МАН Диплом Лауреата
2010  Сильно дерево корнями (моя родословная) (Куранова Галина) 1 место Номинация Конкурс “Портфолио” Диплом Лауреата 
2010  “Отчего ржавеют гвозди?” (Середа Григорий) 2 место Номинация  Конкурс “Портфолио” Диплом участника 
2010 “Происхождение вулканов” (Ильин Владислав)  3 место Номинация  
2011 “Собака породы лайка” (Шибанов Алексей 2 место 3 место Конкурс “Портфолио”; Свидетельство о публикации в электронном СМИ
2012 Исследовательская работа “Черепаха”

(Шибанов Алексей)

1 место 2 место Конкурс “Портфолио”
2011-2012  Краткосрочный проект “Открытка-валентинка” (Коробова Любовь)     Социальный сайт работников образования.Свидетельство о публикации

Литература.

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти. 2006

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа.- 2005.  №9

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004  №2

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005