Урок химии в 8-м классе по теме "Минеральные воды Архангельской области"

Разделы: Химия


Цель урока: формирование исследовательской компетенции обучающихся через изучение минеральной воды.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания о воде, через знакомство с минеральной водой
  • исследовать состав минеральных вод

Развивающие:

  • способствовать развитию исследовательских умений обучающихся
  • способствовать развитию коммуникативности, умению работать в группах.

Воспитательные:

  • способствовать развитию интереса у школьников к региональному компоненту
  • способствовать формированию интереса к предмету

Тип урока – урок получения новых знаний.

Форма организации учебного процесса – групповая.

Метод обучения – исследовательский.

Оборудование и реактивы:

  • бутылка с минеральной водой;
  • этикетки от различных бутылок с минеральной водой;
  • минеральная вода из природного источника Солониха;
  • спиртовка, железная проволока, раствор хлорида бария, раствор нитрата серебра, универсальная индикаторная бумажка;
  • пробирки

Технические средства: компьютер, мультимедиапроектор, экран для просмотра презентации.

Авторский медиапродукт:  наглядная презентация 10 слайдов.

Ход урока

Этапы занятия Временная реализация
Организационный момент:

приветствие, проверка готовности к уроку

1 минута
Мотивационный момент, сообщение темы и целей урока 3 минуты
Основная часть урока

Работа в группах

35 минут
Заключительный этап 5 минут
Подведение итогов, домашнее задание 1 минуты
  • Итого 45 – минут

 Этапы урока

1 этап организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку 1 мин)

2 этап мотивационный момент, сообщение темы и целей урока (3 мин)

Учитель. Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока мне бы хотелось обратить ваше внимание на строчки А.С. Пушкина (слайд 1)

Машук, податель струй целебных;
Вокруг ручьев его волшебных
Больных теснится бледный рой…

Учитель. О каких целебных струях идет речь в этих строчках?

Ученики. О минеральной воде.

Учитель: Что вы знаете о минеральной воде? Какие вы знаете источники минеральных вод?

Учащиеся отвечают

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с минеральной водой из различных природных источников, расположенных на территории Архангельской области, изучить её состав, классификацию, применение минеральных вод (слайд 2)

Сегодня на уроке мы работаем в группах. Каждая группа – это маленькая экспериментальная лаборатория.

3 этап основная часть урока, работа в группах (35 мин)

Учитель. Водами целебных источников люди пользовались с незапамятных времен. Древние Греки, например, верили, что Геракл приобрел свою силу, искупавшись в целебном источнике Кавказа. Этого героя считали покровителем минеральных вод. Археологами в Греции были обнаружены остатки древней водолечебницы, построенной ещё в VI веке до н.э. Из поколения в поколение передаются предания о чудодейственной силе воды, бьющей из-под земли.

Почему минеральные воды можно использовать в лечебных целях?

Учащиеся. В минеральной воде содержатся частицы (ионы), оказывающие лечебное действие.

Учитель: Совершенно верно. Минеральные воды – это сложные многокомпонентные растворы, в которых одни вещества находятся в виде недиссоциированных молекул, другие в виде ионов. Основным компонентом минеральных вод являются растворы солей, в частности хлорида натрия, который придаёт воде солоноватый вкус. От чего зависят свойства минеральных вод? Во-первых, от количества растворенных солей, а во-вторых, от минерального состава вод.

Учитель: Чтобы получить более полную информацию о минеральной воде я вам предлагаю изучить этикетки от бутылок с минеральной водой.

Задание 1. Изучить этикетки, занести информацию в таблицу для своего образца

Таблица 1

Признаки сравнения

Название минеральной воды

Куртяевская

Сольвычегодская

Жемчужина Севера

Общая минерализация      
Минеральный состав: Анионы      
Катионы      
тип      
назначение      
применение      

Учащиеся работают в группах, по мере отчетов групп заполняется общая таблица (слайд 3)

Учитель. В природных источниках минеральные воды находятся в “кипящем” состоянии. Вспенивает воду углекислый газ, находящийся в ней. Как только вода выходит на поверхность, из зоны с низким давлением в зону высокого давления, большая часть газа улетучивается. Тоже самое происходит, когда мы открываем бутылку с минеральной водой (демонстрация.) Оставшийся газ делает воду приятной на вкус, утоляет жажду, углекислый газ помогает сохранить химический состав минеральной воды, поэтому при разливе в бутылки её вновь насыщают углекислым газом под давлением.

Учитель.

Историческая справка. Архангельская область богата минеральными источниками и лечебными грязями. (слайд 5 карта полезных ископаемых Архангельской области) На её территории расположены двенадцать санаториев и профилакториев, один из самых популярных находится в нашем районе, это бальнеологический курорт “ Солониха” (слайд 6). Этот природный источник известен людям с давних пор, еще в 17 веке на территории района были открыты четыре соляных источника. Самым доходным был источник “Солониха”, из 125 литров его воды вываривали пуд соли. Царь Иван Грозный отдал земли купцам Строгановым, чтобы они снабдили солью государство. Строгановы широко развивали солеварение в “Солонихе” и Сольвычегодске и торговали по всей России. Для охраны своих богатств они пригласили на службу Ермака (казака Василия Тимофеевича Алёнина). По некоторым данным именно в наших краях пополнял и обучал ратному делу свою дружину Ермак Тимофеевич. Многие местные названия подтверждают это предание – Ермачиха, Ермакова Горка, Ратниковы. В дальнейшем Солониха вместе с землями и крестьянами была передана Телеговскому монастырю, который тоже эксплуатировал источник для солеварения и лечения.

В 1922 году благодаря художнику Александру Алексеевичу Борисову на месте источника был организован курорт.

Учитель. Минеральная вода Солониха уникальна тем, что на протяжении многих лет её химический состав остается стабильным (слайд 7). Тип воды – хлоридно-сульфатно-натриевая. В зависимости от минерализации используется как питьевая лечебно-столовая (минерализация 5,4 г/л) и вода для лечебных ванн и торфяной грязи (минерализация 22,6 г/л).

Учитель. Как доказать, что в составе минеральной воды Солониха содержатся ионы натрия, хлора и сульфат-ионы?

Ученики. Можно провести химические реакции – качественные реакции, доказывающие наличие в растворе тех или иных частиц.

Задание 2. Учащиеся выполняют в группах лабораторный опыт №1 по инструкции (слайд 8) (Приложение 2).

Обсуждение результатов эксперимента, формулирование выводов.

Учитель. Минеральная вода, являясь раствором, обладает еще одной важной характеристикой – среда раствора. Диапазон характеристики среды раствора изменяется от сильнокислой до сильнощелочной. Он выражается в единицах от 0 до 14, которые называются значением рН (пэ-аш) – водородным показателем. Водородный показатель – величина, характеризующая содержание катионов водорода в растворе. Определить значения рН можно с помощью универсальной индикаторной бумаги. Для этого достаточно поместить бумагу в исследуемый раствор и сравнить получившуюся окраску с цветной шкалой.

Задание 3. Учащиеся выполняют в группах лабораторный опыт №2 по инструкции (слайд 9) (Приложение 3).

Обсуждение результатов работы групп.

4 этап заключительный (4 минуты)

Мы с вами подходим к концу нашего исследования. На основе полученных знаний о минеральной воде попробуем все вместе составить эскиз этикетки минеральной воды Солониха (слайд 10). Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. К какому типу относится минеральная вода Солониха?
  2. Каково ее назначение?
  3. Какова минерализация питьевой воды?
  4. Какие катионы входят в ее состав?
  5. Какие анионы входят в ее состав?
  6. Используя данные таблицы 1 предположите, для лечения каких заболеваний можно использовать минеральную воду Солониха.

Рефлексия. У вас на столах находятся капельки воды желтого, синего и красного цвета. если вам на уроке было все понятно, вы легко справлялись с заданиями возьмите в руки капельку синего цвета, если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно – каплю желтого цвета, если вам было трудно работать – каплю красного цвета.

Литература

  1. Габриелян, О.С. Химия.8 класс. учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, – 2 изд. стереот. М.: Дрофа 2007 – 218 с.: ил.
  2. Маркин, И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий / И.В. Маркина; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.:
  3. Таскаева Л.Г. Региональный компонент общего образования Архангельской области (химия и физика): АО ИППК РО , Архангельск,2006

Приложение 1. Презентация