Новые подходы к образованию, новые формы экзаменационных заданий требуют по-иному строить уроки русского языка, начиная уже со среднего звена.
У меня вошло в традицию проводить занятия обобщающего повторения в игровой форме с использованием интерактивных технологий. Путешествуя по специальному лингвистическому маршруту, ребята выполняют различные тестовые задания, причем их структура соответствует той, которая будет на ГИА.
Подобная форма работы позволяет повторить больший объем материала, снять у детей напряжение, которое бывает на обычных уроках, а самое главное - воспитывать интерес к изучению русского языка.
Для урока “Глагол и его формы” (“Путешествие в страну Глаголию”) я выбрала те задания, при выполнении которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок.
Под музыку Шаинского “Голубой вагон бежит, качается...” дети отправляются в Глаголию (на интерактивной доске карта страны). Учитель говорит учащимся, что страна не впустит их в город Глагол (первую станцию лингвистического маршрута) до тех пор, пока они не расскажут, что же называется глаголом. На доске - ворота. (Дети дают определение, а на доске показывается правильный ответ). Затем учащиеся называют постоянные и непостоянные признаки глагола (на доске высвечиваются правильные ответы).
После этого учитель спрашивает детей о происхождении слова “глагол” и предлагает заглянуть в местный музей, чтобы узнать об этом подробнее (на доске - музей глагола). Заранее подготовленная ученица- экскурсовод делает сообщение: “Хотелось бы вам узнать, откуда взялось такое странное слово глагол, без которого не построишь никакого предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений?
Глагол вообще и означал по-старославянски слово, существовало и слово глаголать. Предки наши рассматривали его как слово из слов, важнейший вид слов.
Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие мы выражаем тоже с его помощью: спать, лежать, молчать, стоять и т.п.
В разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: “Что ты мне глаголешь?” Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово глагол, и некоторые производные от него. У А.Пушкина: И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
(Тут глаголом значит словом).
У М.Лермонтова:
Вот у ног Ерусалима.
Богом сожжена,
безглагольна, недвижима
Мертвая страна.
(Здесь безглагольный означает “безмолвный”, “бессловесный”).
Учитель. Для того чтобы благополучно пройти по дорогам столицы, необходимо выполнить два задания (у всех учащихся на партах распечатанные тесты, задания высвечиваются на доске).
Первое задание
Найти в тексте глагол II спряжения, относящийся к исключениям:
Осень в разгаре. Деревья в золотом убранстве. Вот оторвался от ветки желтый лист. Он кружится в воздухе и медленно падает на землю. Тихо в осеннем лесу... Спокойно, умиротворенно... Легко дышится... (дышится)
А теперь найдите в тексте слово, в котором есть чередующаяся гласная. Какие еще корни подчиняются тому же правилу? Назовите их.
Старые деревья давно облетели, и только отдельные молодые березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. (Блистающие. Бер- бир, мер-мир, дер-дир, чет-чит, пер-пир, жег-жиг, блест-блист, тер-тир, стел- стил).
Учитель. Обратите внимание, что эти корни все глагольные.
Учитель. Молодцы! Вы успешно справились с заданием, и теперь мы можем отправляться в другой город. Называется он - Причастие. Ребята, о причастии очень красиво сказал Владимир Иванович Даль: “Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. (На доске - слова Даля).
А сейчас очень необычное задание. Вам нужно помочь составить автобиографию тому причастию, которое первым нас встретило у ворот города. Вот оно в словосочетании “у отдыхающего поля”. На ваших листочках даны ключевые слова для автобиографии. (На доске - ключевые слова). Ваша задача - дописать нужное. Итак, за работу. (Дети вставляют нужное на листочках, а затем вызванный ученик читает написанное).
Автобиография причастия из словосочетания “у отдыхающего поля”:
Я, причастие “отдыхающего”, происхожу из семьи ...
Место рождения ...
Мать с отцом оставили мне значение ...
Отец оставил свои признаки ...
Мать оставила в наследство вопрос ..., а также свою синтаксическую роль ...
Как и прилагательное, я изменяюсь по ...
Вот сейчас я стою в форме ...
Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство ...
(Из семьи глагола и прилагательного; место рождения - морфология; значение “признак предмета по действию”; признаки: несов.в., невозв., наст, вр.; вопрос “какого?”; синтаксическую роль “определение”; стою в форме м.р., ед.ч., р.п.; свойство “действительное”).
Ребята, с заданием вы справились. Мы можем войти в город. И... сейчас нам придется вспомнить орфоэпию. Помогите учащимся местной школы правильно расставить ударения в причастиях. (На доске). Укажите, в каком слове ударение падает на второй слог. (Вызванные ученики ставят ударение. Ды'шащий, могу'гций, те'рпящий, слу'жащий).
Пятое задание (на доске) следующее: укажите словосочетание, в котором нет причастия. (Вызванные ученики указывают нужное и объясняют свой ответ. а) цветущие астры; б) текущие события; в) сорванный цветок; г) блестящая паутина. Правильный ответ - текущие события).
Хорошо, а теперь давайте вспомним действительные причастия настоящего времени. Найдите их в данных словосочетаниях. (Задание на доске). (Вызванные ученики выполняют задание и объясняют свой ответ).
а) приближающиеся журавли
б) затуманенные дали
в) гуляющий в лесу
г) разгоняемые ветром тучи
Седьмое задание будет на орфографию. (На доске). Ваша задача - определить, в каких словах на месте пропуска пишется буква “е”.
а) обеспокоенные птицы
б) украш..нные позолотой
в) се..нная под осень рожь
г) брош..нные на землю
Орфографию вы знаете. А вот в восьмом задании вам нужно будет определить, в каких предложениях ставятся запятые при причастном обороте. (Задание на доске). (Вызванные ученики выполняют задание и объясняют свой ответ).
а) Медленно слетающие с деревьев листья становятся ласковым покрывалом земли.
б) Под деревьями темным настилом лежали листья намокшие от сырого и влажного воздуха.
в) В последние дни ноября еще не уступающего своих владений зиме рано угасает день.
г) Дожди холодящие землю и дни уходящие на убыль - признаки приближающейся зимы.
(Под деревьями темным настилом лежали листья, намокшие от сырого и влажного воздуха. В последние дни ноября, еще не уступающего своих владений зиме, рано угасает день. Дожди, холодящие землю, и дни, уходящие на убыль, - признаки приближающейся зимы).
Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями в городе Причастие, и мы можем отправиться дальше - в город Деепричастие. А что мы знаем о происхождении этого слова? Давайте теперь заглянем в музей деепричастия и узнаем все у местного экскурсовода. (На доске - музей). Ученица делает сообщение о происхождении слова “деепричастие”: “Деепричастие произошло от двух слов: дее (вспомним дееспособность, деятель, деятельный и т.д.) + причастие. Этот термин возник в XVIII веке и объяснить его можно как причастность к действию.
В предложении деепричастие - это как бы добавочное действие глагола, а не грамматический признак. Это форма похожа на наречие, так как не изменяется. Деепричастие иногда даже называют отглагольным наречием.
Деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями, как бы “дорисовывают движение”.
Спасибо экскурсоводу, а я вас попрошу теперь дать полное определение деепричастия. (Ученики отвечают).
Молодцы! Ой, ребята, в город-то мы с вами вошли, но перед нами преграда - водопад. (На доске). Водопад непростой: в нем очень много деепричастий. Ваша задача ~ найти их все и посчитать (вызванный ученик называет все деепричастия).
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча;
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,—
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(48 деепричастий)
Вы успешно справились с преградой и можете выполнять следующие задания.
Укажите деепричастия несовершенного вида.
(На доске). (Названные ученики выполняют задание и объясняют свой ответ).
а) шурша; б) осыпавшись; в) падая; г) намокнув (шурша, падая)
А теперь задание потруднее.
Найдите ошибки в употреблении деепричастий (на доске). (Вызванные ученики выполняют задание и объясняют свой ответ).
а) Войдя в лес, неожиданно пошел дождь.
б) Переходя через реку, вода показалась мне очень темной.
в) Глядя на разноцветные листья клена, они поражают мое воображение.
г) Сорвав ветку рябины, я залюбовался ею.
(Действие, обозначаемое деепричастием, и действие, обозначаемое глаголом - сказуемым, должно относиться к одному и тому же исполнителю. Ошибка в первом предложении: вошел в лес человек, а пошел дождь; во втором: переходил человек, а темной показалась вода; в третьем: глядел человек, а поразили воображение листья).
Ребята, вы достойно справились с большинством заданий, и мы с вами можем вернуться в класс. Как вы, наверное, заметили, большинство использованных на уроке словосочетаний и предложений было связано с темой осени. Напишите теперь свое небольшое размышление об осени, используя различные формы глагола. Это и будет домашним заданием.
А теперь давайте обсудим ваши ответы на сегодняшнем уроке, подумаем, чем они были интересны, и вместе выставим оценки.