Одной из важнейших задач в работе логопеда детского дошкольного учреждения является выявление и коррекция проблем, связанных с недостаточным развитием у детей фонетического восприятия. Хочу поделиться своим опытом по работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Фонетическое (или фонематическое) восприятие — это, согласно традиционному определению, “специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова” (Волкова, 2004:661). В современной логопедической, педагогической, психологической и методической литературе используются также и другие термины, например, “речевой слух” или “фонематический слух”. Важность развития фонематического слуха сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной речью, и для успешного обучения в школе, овладения навыками чтения и письма дети должны научиться делить слова на составляющие их звуки, определять порядок звуков в слове. Таким образом, на логопункте в детском саду детей необходимо обучать средствам звукового анализа.
Опыт работы показывает, что наибольшей эффективностью при работе с дошкольниками обладают занятия в игровой форме. Но в старшем дошкольном возрасте дети уже способны выполнять и не только игровые задания, они активно интересуются тем, из чего состоит слово и включаются в процесс анализа, выполняя задания, сходные с учебными. Я считаю, что на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонетического восприятия, следует применять различные виды заданий, комбинируя игровые с неигровыми.
Занятия со старшими дошкольниками проводятся на логопункте индивидуально или малыми подгруппами, по 2-3 ребенка ежедневно. Продолжатся занятия от 10 до 30 минут, в зависимости от готовности детей к сотрудничеству, их психологического и физического состояния. Я стараюсь не перегружать детей и не заставлять их заниматься “через силу”, чтоб не вызывать негативного настроя и поддерживать интерес. На каждом занятии я использую широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование фонематического восприятия. В структуру каждого логопедического занятия со старшими дошкольниками я стараюсь включать следующие элементы:
- организационный момент, в ходе которого необходимо создать положительный эмоциональный настрой на занятие, заинтересовать ребенка;
- игры и упражнения для развития звуковой культуры речи;
- игровые задания для сенсорного развития;
- собственно упражнения по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия;
- игры с элементами логоритмики и музыкальной терапии, которые так нравятся всем детям.
Задания и игры можно разнообразить, варьировать, усложнять или упрощать в зависимости от уровня речевого и психического развития конкретных детей. На первом этапе используются такие упражнения и игры, которые направлены только на восприятие звучащей речи. Выполняя эти упражнения, дети отвечают на вопросы при помощи действий (хлопают в ладоши, поднимают руки, показывают картинки и т.п.). Например:
Инструкция ребенку: “Если услышишь звук [п] в слове, хлопни в ладоши”. Зачитываю следующие слова: паровоз, опушка, барабан, подушка, лошадка, кружка, лапки, полка. За каждый правильный хлопок ребенок получает “жетон” или “фант”. При выполнении упражнения в малой группе возникает элемент соревновательности, что обычно нравится детям этого возраста и повышает их мотивацию.
Постепенно подобные задания усложняются. Например, я даю детям следующую инструкцию: “Если звук [к] находится в начале слова, хлопните в ладоши один раз, если в середине – два раза, а если в конце – три раза”. Зачитываю слова: морковь, крыша, тапок, кровать, маска, сынок.
Можно также отметить упражнение на определение, в каком из произнесенных логопедом слов есть указанный звук, например: “Назовите слово со звуком [м]: огурец – морковь – лук, помощь – скорость - совесть, ум – кит – сон”. Из трех произнесенных слов нужный звук есть только в одном, и дети должны определить, в каком именно.
Вторая группа упражнений и игр на развитие фонематического слуха предусматривает не только правильное восприятие речевого материала, но и его воспроизведение, в том числе и творческое. К наиболее простым упражнениям этой группы относятся задания на запоминание воспринятых на слух цепочек слогов, рядов слов, словосочетаний, предложений, небольших стихотворений и другого речевого материала. Здесь я считаю важным обращать особое внимание на заучивание наизусть предлагаемого речевого материала для закрепления правильного звукопроизношения.
К творческим заданиям данной группы можно отнести следующее, включающее в себя элементы игры-соревнования: “Придумайте как можно больше слов, начинающихся на звук [а]. За каждое правильно придуманное слово вы получаете жетон, за каждое неправильно названное я буду забирать у вас жетон. Кто наберет больше жетонов, тот победитель”. Мой личный опыт работы, как, впрочем, и опыт работы моих коллег, показывает, что абсолютно все дети старшего дошкольного возраста очень активно участвуют в подобных играх со словами.
При организации работы в группах очень интересны и полезны игры, похожие на известную игру “в города”: я называю слово, а ребенок должен придумать слово, которое начинается на последний звук названного мной слова. Следующий ребенок придумывает слово, начинающееся на последний звук слова, придуманного его товарищем, и так далее по цепочке.
Ребята также очень любят игры-“угадайки”. Например, я предлагаю угадать, какое слово я медленно произношу по буквам: п-а-р-о-в-о-з. Между звуками я делаю довольно длительные паузы. Для этого задания необходимо выбирать только такие слова, которые входят в активный словарный запас детей соответствующего возраста. Ребенок должен не только угадать слово, но и правильно его произнести. Поэтому сначала я произношу слова из 2-3 звуков (“ум”, “лук”, “дом”), а затем перехожу к более длинным, состоящим из нескольких слогов.
Использую и “обратное” упражнение – прошу ребенка назвать звуки, из которых состоит то или иное слово. А при групповых занятиях дети с удовольствием берут на себя роль педагога, “загадывая” слово и медленно произнося его по буквам, чтобы другие ребята могли это слово угадать.
Можно предложить и задания на сообразительность, например:
Назови животное, которое начинается на последний звук слова “сом” (“мышь”, “медведь” и др.).
Замени в слове “кит” одну букву, чтобы получилось домашнее животное (“кот”).
Придумай слово, которое начинается на [к], а заканчивается на [а] (кошка, крыша, краска и др.)
Одним из наиболее важных условий того, чтобы занятия по формированию фонетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста были успешными, я считаю поддержание мотивации и интереса у детей. С этой целью я использую разные виды упражнений и игр, чередуя их и на каждом занятии и видоизменяя от занятия к занятию. Для того, чтобы не вызвать утомления и скуки, любое логопедическое упражнение должно закончиться до того, как оно надоест ребенку. Дошкольник должен уходить с занятия на логопункте с чувством, что еще бы с удовольствием поиграл, и должен испытывать желание вернуться туда снова. Именно при этом условии систематическая работа по формированию и развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста будет успешной.
Литература.
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с
- Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста: Учебно методическое пособие. Ч. 1. / Авт.-составители А.Ф. Леонова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, А.И. Данилкович. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 87 с.
- Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г.В. – М.: Аркти, 2002. – 240 с.