Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном и интеллектуальном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, успешный ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках.
Я верю, что каждый ребенок талантлив, способен к развитию, самосовершенствованию. Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Одарённость – это не врождённое, а приобретённое качество, которое может, как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости человека необходима целенаправленная системная работа. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания;
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Сам учитель должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями.
В нашей школе одаренным детям создаются условия, включающие
- расширение содержания образования в определенной области науки (предметные кружки, модули внеурочной деятельности, научное общество учащихся и учителей “Эврика”);
- стимулирование познавательных способностей учащихся;
- дифференцированный подход в образовательной деятельности;
- регуляцию конфликтов;
- антистрессовую работу
Широкое использование педагогами в учебной деятельности индивидуально - личностного подхода к учащимся способствует реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных способностей ребенка. Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов и выполнение исследовательских работ, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.
Обеспечение качества образования в начальной школе происходит, прежде всего, через формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка и является главным приоритетом с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться).
Для формирования интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к углубленному изучению научных дисциплин, и, пожалуй, самым любимым и долгожданным мероприятием в нашей школе является ежегодный школьный интеллектуальный марафон “Интеллектуальная ярмарка”. Здесь участвуют все без исключения дети, учащиеся 1-4 классов, проверяют свои способности, знания, память, эрудицию. Это мероприятие - помощь учителю в выявлении одарённых детей. Проводится марафон в течение одной недели:
- понедельник – литературное чтение,
- вторник – русский язык,
- среда – математика,
- четверг – окружающий мир,
- пятница – татарский язык и литература.
Работы ежедневно проверяются, баллы заносятся в сводную ведомость по классу, на следующий день объявляются результаты, а в дневниках учащихся появляются кружочки с цифрами (по количеству баллов), каждый предмет – круг определённого цвета.
Таким образом, к концу недели ребёнок знает свой личный результат – большой круг (итоговый балл). Затем по параллелям выявляются победители марафона – 1, 2, 3 места – по общему максимальному результату. Далее из числа оставшихся учащихся (те, кто занял 1, 2 и 3 места уже не учитываются) определяются победители в предметных номинациях (“Русский язык”, “Математика”, “Литературное чтение”, “Окружающий мир”) по максимально набранному баллу (этот балл должен быть не менее 50% от максимально возможного). Работая по данной системе, в параллели набирается больше учащихся, отмеченных дипломами 1, 2, 3 степени и номинированными в предметной области. В субботу или понедельник проводится подведение итогов марафона на Доске Почёта и награждение победителей на общешкольной линейке. Из числа номинантов и победителей, учащихся 4-х классов, создаётся команда для подготовки к предметным олимпиадам на уровень района, города, республики, дети автоматически зачисляются в научное общество “Эврика” и, если есть желание, продолжают заниматься наукой.