Внедрение информационных технологий в процесс обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успехов в XXI веке уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить знания в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении, считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения.

Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования.

Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим выросла активность применения информатизации в учебном процессе и вообще в педагогической сфере.

К современному уроку математики в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно-ориентированным. Трудно решать указанные задачи, если у учащихся отсутствует положительная мотивация к обучению и они не проявляют должной познавательной активности.

На каждом уроке математики должен проходить устный счет. Лучше всего его проводить в форме игры, так как дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В третьем классе на уроке математики идет изучение таблиц умножения и деления. Для запоминания таблицы я использую с помощью компьютера игру “День и ночь”. Сначала учитель сообщает, что в данный момент будет повторение таблицы умножения на 3. При слове “День” на светлом экране появляется ряд чисел:

 Учащимся дается время внимательно рассмотреть ряд чисел на экране. При слове “ночь” числа убираются, на экране появляется “ночь”.

В это время учитель называет пример умножения на 3, учащиеся должны мысленно найти правильный ответ. При слове “день” снова появляется слайд с изображением этих же чисел, дети проверив себя, и по указанию учителя называют свой ответ. (Приложение 1, Приложение 2)

Таким образом легко и с интересом запоминают таблицу умножения на 3.

Во время устного счета я применяю задания способствующие развитию логического мышления. Вот одно из таких заданий “найди номер нужной фигуры”. На экране появляется изображение геометрических фигур:

Учащиеся внимательно просматривают каждый ряд этой таблицы, называя каждую фигуру и сколько точек в ней. Устанавливая закономерность каждой из этих фигур, нужно назвать номер недостающей фигуры.

Учащиеся называют номер, а учитель подставляет эту фигуру, вместо вопросительно знака, и ребята смотрят, подходит она туда или нет.

Одним из главных этапов урока, является решение задач. Вступлением к этому этапу может быть такое задание.

Следя глазами по линиям определяют, какие буквы соответствуют числам. Учащимся нужно прочитать слово, которое зашифровано в таблице. Дети приходят к выводу, что будем решать задачу.

На экране появляется условие задачи:

Сначала проходит анализ задачи, затем появляется краткая запись, в которой допущена ошибка.

Ребята, сопоставляя условие задачи и краткую запись, должны найти допущенную ошибку. После того как находят, учитель исправляет, затем по краткой записи повторяется условие и вопрос задачи. После чего составляется план решения. По ходу составления плана на экране появляется порядок выполнения действий. Учитель спрашивает: -Сколько комбайнов и тракторов вместе? О чем нам говорит фигурная скобка? Затем появляется действие с пропущенными числами.

1) ______ + ______ = 20 (к. и тр.)

- Можем ли мы сейчас ответить на вопрос задачи? Если да, то как?

Появляется второе действие с недостающими данными. Ребята опираясь на данную схему самостоятельно решают задачу, с последующей проверкой, входе которой заполняются пустые клеточки на экране.

2) 20 + ______ = ______  ( )

По окончанию решения задачи, на экране появляется письменное поощрение словом

Необходимой частью урока является самостоятельная работа детей. Вид работы о котором я сейчас расскажу, пользуется успехом у ребят.

Сначала на экране появляется загадка.

После того, как дети угадают о ком идет речь, на экране появляется заяц, он состоит из геометрических фигур, на каждой из которых стоит число.

Учитель спрашивает: - Из каких геометрических фигур состоит наш герой?

Учащиеся называют фигуры и номера под которыми они находятся. Задание такое: нужно составить из этих числе три примера на умножение, и три примера на деление. После того, как дети запишут примеры у себя в тетрадях, проходит проверка, в ходе которой ребята называют примеры, которые они записали.

После проверки учитель задает дополнительные вопросы:

- Что вы еще знаете о нашем герое?

Дети рассказывают все, что они знают, потом на экране появляются дополнительные сведения о зайце.

Во время этой работы у детей развивается мышление, идет повторение и закрепление таблицы умножения и деления на 2 и на 3. хорошо прослеживается межпредметная связь. Дети получают дополнительные знания.

В перспективе у меня с помощью компьютера обучать решению задач на движение, на сравнение, рассмотрения взаимосвязи между величинами цена, количество, стоимость. Применять информационные технологии в приемах устных вычислений с многозначными числами, в изучении разрядов и классов.

На примере данных фрагментов урока видно, что субъективизация, сочетающаяся с информационно – коммуникативными технологиями, позволяет в существенной мере улучшить качество закрепления и повторение изученного материала, усилить активность учащихся и осознанность выполняемых ими действий, значительно увеличить плотность урока.

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учителю информатизация позволяет гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.

Дополнительная литература.

  1. Журнал “Начальная школа” №1 2008г.
  2. Журнал “Начальная школа” №7 2008г.
  3. Журнал “Начальная школа” №8 2008г.
  4. Журнал “Начальная школа” №4 2001г.
  5. Журнал “Начальная школа” №9 2008г.
  6. Т.К Жикалкина “Игровые и занимательные занятия по математике” - пособие для учителя.
  7. О. Холодова “Юным умникам и умницам” - развитие познавательных способностей.