Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто "Помощница", "Маляр"»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.

Оборудование:

  • Портрет А.Л.Барто.
  • Карточки с заданиями.
  • Мультимедийный проектор – презентация.
  • Таблицы для оформления доски.

1. Включение в учебную деятельность.

Все мы знаем –
Чтение – лучшее учение.
На уроке почитаем,
Много нового узнаем.

2. Постановка целей и определение темы урока.

Презентация “Игрушки”.

- Мы с вами прослушали стихотворения из цикла “Игрушки” для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.

- Кто догадался, какая тема урока?

Стихи Агнии Львовны Барто.

- Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

- Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

Цели:

  • познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
  • учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

3. Работа по теме урока.

- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

- Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”).

- Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

- Почему зайка остался на скамейке один?

- Как относится девочка к своей игрушке?

- Можно ли её назвать хозяйкой?

(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем-нибудь.)

- С каким чувством вы слушали это стихотворение?

а) Работа со звуковыми схемами:

1) выбрать правильно схему;

2) выполнить звуковой анализ;

3) проверка по эталону;

4) оценка – сигнальные карты.

б) – Краткая биографическая справка.

- Сегодня на уроке мы почитаем стихи этой замечательной, очень любимой всеми детьми поэтессы.

- Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая её книга вышла в 1925году. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

- Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

в) Работа на макбуках .

- работа в парах, - ПРАВИЛА -

- Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

А Н М О И Ц О П Щ
9 6 3 2 7 8 4 1 5
                 

- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Физминутка.

- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Маляр”.

- Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

- У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

- Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

- Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

- Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)

д) Стихотворение “Маляр” (чтение наизусть детьми)

- Можно ли мальчика, главного героя стихотворения, назвать настоящим помощником дедушки? Докажите словами стихотворения.

- Какое настроение у дедушки, мальчика? Ваше отношение к герою.

- Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

ж) Работа в группах (ПРАВИЛА).

- Составить из отдельных фраз стихи Агнии Барто:   “Бычок”, “Лошадка”, “Грузовик”.

- Критерии для проверки работы: (по группам на доске)

а) правильность составления стихотворения;

б) выразительное чтение стихотворения.

4. Рефлексия.

- Выберите и продолжите любое предложение.

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

б) На этом уроке я похвалил бы себя за …

в) Сегодня я сумел …

5. Итог урока.

- Чему учат нас стихи А. Л. Барто?

- Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.

- Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!