Цели урока:
- Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
- Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
- Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.
Оборудование:
- Портрет А.Л.Барто.
- Карточки с заданиями.
- Мультимедийный проектор – презентация.
- Таблицы для оформления доски.
1. Включение в учебную деятельность.
Все мы знаем –
Чтение – лучшее учение.
На уроке почитаем,
Много нового узнаем.
2. Постановка целей и определение темы урока.
- Мы с вами прослушали стихотворения из цикла “Игрушки” для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.
- Кто догадался, какая тема урока?
Стихи Агнии Львовны Барто.
- Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.
- Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.
Цели:
- познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
- учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.
3. Работа по теме урока.
- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?
- Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”).
- Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?
- Почему зайка остался на скамейке один?
- Как относится девочка к своей игрушке?
- Можно ли её назвать хозяйкой?
(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем-нибудь.)
- С каким чувством вы слушали это стихотворение?
а) Работа со звуковыми схемами:
1) выбрать правильно схему;
2) выполнить звуковой анализ;
3) проверка по эталону;
4) оценка – сигнальные карты.
б) – Краткая биографическая справка.
- Сегодня на уроке мы почитаем стихи этой замечательной, очень любимой всеми детьми поэтессы.
- Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая её книга вышла в 1925году. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.
- Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.
в) Работа на макбуках .
- работа в парах, - ПРАВИЛА -
- Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.
А | Н | М | О | И | Ц | О | П | Щ |
9 | 6 | 3 | 2 | 7 | 8 | 4 | 1 | 5 |
- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)
- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).
- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.
Физминутка.
- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.
Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.
г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Маляр”.
- Чтение стихотворения “Помощница” учителем.
- У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)
- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?
- Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.
- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?
- Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)
- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?
(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.
Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)
- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.
- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.
- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).
- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.
- Скажите, как автор относится к своей героине?
(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).
Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.
- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)
- Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)
д) Стихотворение “Маляр” (чтение наизусть детьми)
- Можно ли мальчика, главного героя стихотворения, назвать настоящим помощником дедушки? Докажите словами стихотворения.
- Какое настроение у дедушки, мальчика? Ваше отношение к герою.
- Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!
ж) Работа в группах (ПРАВИЛА).
- Составить из отдельных фраз стихи Агнии Барто: “Бычок”, “Лошадка”, “Грузовик”.
- Критерии для проверки работы: (по группам на доске)
а) правильность составления стихотворения;
б) выразительное чтение стихотворения.
4. Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое предложение.
а) На сегодняшнем уроке я узнал …
б) На этом уроке я похвалил бы себя за …
в) Сегодня я сумел …
5. Итог урока.
- Чему учат нас стихи А. Л. Барто?
- Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.
- Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!