Введение.
Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности, тех ценностей, той модели, того портрета, к которому хотелось бы стремиться.
Задача данного проекта состоит в том, чтобы определить для нашего конкретного педагогического коллектива, с учётом имеющихся условий, наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности. Договориться и признать именно эти ценности. Диагностика успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Успешный учитель всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику. Определение приоритетных критериев успешности даёт возможность на демократической и профессиональной основе выстроить всю организационно-методическую и экспериментальную работу в школе. Критерии успешности позволят динамично развивать имеющийся успех, помогут скорректировать деятельность учителя, будут способствовать его поддержке и адаптации.
В ходе работы над педагогическим советом будут рассмотрены следующие критерии:
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
Основная часть.
Для определения критериев успешности учителя для педагогического коллектива, с учётом имеющихся условий, в ходе подготовки к проведению педсовета, были посещены уроки многих педагогов. Проанализировав эти уроки и многолетний труд учителей школы, из множества критериев успешности, были выбраны именно те, которые наиболее значимы для нашего педагогического коллектива. Эти критерии разработаны отечественными психологами и методистами: С.Л.Рубинштейном, Н.Д. Побитовым, Л.М.Митиной, А.К.Марковой и др. Согласно данной концепции, труд учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трёх взаимосвязанных пространств:
- педагогическая деятельность;
- личность учителя;
- психолого-педагогическое общение.
Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности ученика. Вместе с тем они не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.
Форма проведения данного педсовета - проектно-деловая игра.
Все присутствующие делятся на три творческие группы. В ходе выступления каждый из докладчиков выделяет в каждом пространстве наиболее значимые критерии успешности деятельности учителя. После всех выступлений каждый учитель, входящий в микрогруппу, осуществляет ранжирование предложенных критериев путём присвоения каждому критерию определённых баллов от 0 до 3 по степени значимости.
Далее каждая группа, произведя вычисления среднего балла по каждому критерию, определяет рейтинг каждого критерия и изображает это на предложенных диаграммах путём закрашивания столбчатой диаграммы. (Диаграммы готовятся заранее, на листах ватмана чертят столбики одинаковой высоты, принимая их высоту за максимальный балл – 3).
Также в ходе педсовета определяются и факторы, влияющие на успешность работы учителя. Данные факторы будут определены путём микроисследования в форме анкетирования. Это исследование проводится и анализируется в процессе педагогического совета. Результаты представляются в виде диаграмм.
Цель проведения педсовета: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива.
Задачи:
- На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть труд учителя как трёхмерное взаимосвязанное пространство.
- Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.
- Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.
План проведения педсовета:
- Вступительное слово, обоснование выбора темы, план проведения, регламент.
- Теоретическое выступление по критериям успешности учителя: “Педагогические критерии успешности учителя”, “Психологические критерии успешности учителя”, “Профессионально-личностные критерии успешности учителя”.
- Микроисследование факторов, влияющих на успешность учителя (на основе анкетирования).
- Работа по творческим группам (определение приоритетных критериев в каждом направлении).
- Отчёт каждой группы о выполнении работы.
- Подведение итогов на основе получившихся диаграмм, выработка и принятие решения.
После окончания работы педсовета проводится определение психологического состояния учителей коллектива методом цветописи.
Ход проведения педсовета
1. Вступительное слово.
“Учитель – это человек, который учиться всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить”, - писал В.М.Лизинский. Учителя в формулу “знания – умения – навыки” не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества, озарения, нет. И задача нашего педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.
Результатами работы любого учителя являются:
- знания, умения, навыки
- воспитанность учащихся
- здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние учеников
А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать) – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок или минимизировать их, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим мы должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно критерии можно разделить на три группы:
1. Педагогические.
2. Психологические.
3. Личностные.
2. Теоретические выступления по критериям успешности учителя.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Уровень обученности учащихся – о работе учителя судят конечно же по конечному результату, и к этому стоит отнестись очень серьёзно в свете предстоящей оценке качества образования. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение года, результаты этих наблюдений известны учителям.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков – этот критерий выходит на передний план совсем недавно, где то последние 10 – 15 лет. Это:
- учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
- учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т.п.);
- учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу,
вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля).
3. Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию – целью самообразования учителя является овладение теоретическими сведениями о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа даёт возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
4. Образование педагогов и повышение квалификации – это одно из важнейших условий для повышения качества преподавания.
5. Способность к самоанализу и рефлексии – учителя, безусловно, размышляют по поводу того, что и как они делают. Эти размышления можно разделить на две группы:
- размышления, претворённые в действие (т.е. придумал и сделал)
- размышления по поводу совершённых действий (т.е. анализ совершённого – рефлексия).
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направления работы в образовании.
6. Инновационная деятельность – позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком современном уровне, способствует развитию школы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Интерес и мотивация.
Чем интереснее для ребёнка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связаны с эмоциями. Как сохранить и поддержать любознательность ребёнка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.
Сознательное обучение - принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребёнком того, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребёнка. Конечно, первоклассник знает, зачем он учится, но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания. Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: получение пятёрок, поддержание своей репутации в семье, в коллективе, в глазах учителя. Значит недостаточно, чтобы ребёнок усвоил объективное значение данного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнёсся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.
Формальное преподавание – при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.
Взаимоотношения в системе “учитель – ученик” - в процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Существуют различные формы сотрудничества ученика с учителем: совместное, разделённое с учителем действие, подражание, самообучение. От того, как выстроено это взаимодействие “учитель – ученик” и зависит характер мотиваций учебной деятельности, эффективность формирования познавательных действий учащихся, усвоение нового предметного содержания.
Учёт индивидуальных особенностей ученика – Учёт особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относится внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли они его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
- как на уроке создана установка быть внимательным;
- как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование);
- как организована смена видов деятельности на уроке;
- как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
- как организована активность учащихся на уроке;
- как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвёртые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.
Высокие вербальные способности помогают в заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий). Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отведённое на заучивание, должно быть разным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключается из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворённости, теряется интерес к уроку.
Установлено, что объём запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:
- быстро запоминающие и медленно забывающие
- быстро запоминающие и быстро забывающие
- медленно запоминающие и медленно забывающие
- медленно запоминающиеся и быстро забывающие
Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запомнить. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если скоро забудут?
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включённость в неё личности педагога. Из многих личностных качеств выделим те, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя:
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств, доброжелательность реакции учителя на возбуждение, уверенность в своих педагогических мыслях, действиях, удовлетворённость от результата своего труда.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ – содержательность, яркость, образность, убедительность речи учителя. К сожалению, почти все учителя приобретают “Профессиональную” окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса и владения средствами внешней выразительности действует правило “ТРИ О”:
- ОБЩЕНИЕ – с хорошей литературой, искусством, природой
- ОБЩЕНИЕ – с интересными людьми, любовь, дружба
- ОБЩЕНИЕ – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышления.
ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЛИЧНОСТИ – “Я и творить и натворить умею”
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ – “Я горы вмиг с ребятами сверну (ещё бы знать, зачем). Планировать могу, могу и делать.
ЧУВСТВО ЮМОРА – Сухомлинский утверждал “Отсутствие чувства юмора у учителя воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода.
Настойчивость, дисциплинированность – эти два качества характеризуют развитие воли учителя. Это и организация труда, и отношения с администрацией, учащимися, родителями.
- Микроисследования факторов, влияющих на успешность учителя.
- Всем участникам педсовета раздаётся анкета “Выбор приоритетных критериев успешности для конкретного коллектива. (Приложение № 1).
- Работа по творческим группам.
- Задание творческим группам (одинаковое для всех).
Для выбора приоритетных критериев успешности для нашего коллектива необходимо: подсчитать средний балл по каждому критерию по формуле – сумма баллов по критерию разделить на количество участников группы. На предложенных диаграммах закрасить столбик, соответствующий вычисленному среднему баллу. (Приложение №2).
Отчёт каждой группы о выполнении работы.
Обработку анкеты по удовлетворённости жизнедеятельностью школы проводят организаторы педсовета во время работы творческих групп, данные представляют в отчётной таблице (Приложение №3).
Подведение итогов педсовета, выработка и принятие решений.
Выделение приоритетных критериев и степени удовлетворённости работой школы. Результаты анкеты показали, что степень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью школы достаточно высока, более двух условных единиц по каждому из критериев. (Приложение №4).
При определении значимости педагогических критериев самым значимыми оказались: уровень обученности знаниям, умениям и навыкам, уровень сформированности универсальных учебных действий, повышение квалификации педкадров. Из психолого-педагогических критериев выделены: отношения “учитель – ученик”, индивидуальный подход в обучении. По личностным критериям лидируют: дисциплинированность учителя и его умение организовать учебный процесс, выразительность речи, творческость учителя, его креативность.
Примерный проект решений педсовета:
Для осуществления возможностей на профессиональной основе выстраивать организационно-методическую и исследовательскую работу в школе определены приоритетные критерии для нашего коллектива, с учетом имеющихся условий. Выявлены факторы, которые влияют на успешность работы учителя.
Исходя из указанного необходимо:
Составить технологическую карту критериев успешности для проведения самоанализа и самодиагностики учителей.
Каждому учителю:
- провести самоанализ своей деятельности на основе технологической карты критериев успешности;
- спланировать работу по самообразованию (Приложение №5) и подготовить к концу учебного года отчёт.
Заключение.
Результаты проведения педсовета показали, что степень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью школы достаточно высока, более двух условных единиц по каждому из критериев. (Приложение №4).
При определении значимости педагогических критериев успешности учителя самым значимыми оказались:
- уровень обученности знаниям, умениям и навыкам;
- уровень сформированности универсальных учебных действий;
- повышение квалификации педагогов.
Из психолого-педагогических критериев успешности выделены:
- отношения “учитель – ученик”;
- индивидуальный подход в обучении.
По личностным критериям успешности лидируют:
- дисциплинированность учителя и его умение организовать учебный процесс;
- выразительность речи, творческость учителя, его креативность.
Для осуществления возможностей на профессиональной основе выстраивать организационно-методическую и исследовательскую работу в школе определены приоритетные критерии для нашего коллектива, с учетом имеющихся условий. Выявлены факторы, которые влияют на успешность работы учителя.
Исходя из указанного необходимо:
Составить технологическую карту критериев успешности для проведения самоанализа и самодиагностики учителей (Приложение №6).
Каждому учителю:
- провести самоанализ своей деятельности на основе технологической карты критериев успешности;
- спланировать работу по самообразованию (Приложение №5) и подготовить к концу учебного года отчёт.
Проведение педагогического совета по данной проблеме смотивировало учителей школы, прежде всего, на необходимость проведения самоанализа свое педагогической деятельности и определение собственных критериев успешности на основе выделенных педколлективом.
Список литературы.
- Ляудис В.Я. “Структура продуктивного учебного взаимодействия”. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся, под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис, Москва, НИИОП АПН СССР, 1980 г. С. 37 – 52.
- Матюшкин А.М. “Проблемные ситуации в мышлении и обучении”. – Москва, Педагогика, 1972.
- Петрушин В.И. “Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя”. Москва, Центр “Педагогический поиск”, 2001г.
- Шадриков В.Д., Анисимова Н.П. “Познавательные процессы и способности в обучении”, Москва, Просвещение, 1990г.
- Гордеева В.В., Викулова Г.И., “Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса”. Волгоград: Учитель 2008г. С.72 – 93.