Внеклассное мероприятие "Добро и зло. Вечное противостояние"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
  • Приобщение их к нравственным и духовным ценностям культуры.
  • Формирование ответственности человека за содеянное.
  • Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи:

  • Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
  • Воспитывать уважение к нравственным нормам морали.
  • Развивать способность воспринимать и анализировать пословицы, поговорки и метафоры о добре и зле.
  • Развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других; воспитание стремления к совершению хороших поступков.
  • Привлечение родителей к совместному обсуждению задач по духовно-нравственному воспитанию детей.

Ведущий: Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить на тему добра и зла. Начать наше ток-шоу мне хотелось бы такими словами:

Добро и зло — извечный выбор,
Важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века.

Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся и по сей день.

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

Не случайно именно вопрос о добре и зле лежит в основе всех светлых религий, в особенности христианства. Не случайно именно о добре и зле говорили все великие пророки, начиная с Заратуштры. Не случайно над проблемой добра и зла бьются философия, этика и психология, педагогика и астрология, другие науки, а также литература и другие виды искусства. Не случайно на тему добра и зла пишутся тысячи сочинений, рефератов, дипломов, диссертаций, книг. И вот сегодня мы попытаемся вместе с вами приподнять завесу над такими понятиями, как добро и зло.

В этом нам помогут уважаемые гости – представители школы, церкви, а также родители наших учащихся.

1. У разных народов существует много пословиц, поговорок и афоризмов о вечном противостоянии добра и зла. Я попрошу учащихся объяснить их смысл. Например:

  • Кто за худым пойдет, тот добра не найдет.
  • Лихо помнится, а добро век не забудется.
  • Час в добре побудешь - все горе позабудешь.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • Доброго держись, а от худого удались.
  • Никакое худо до добра не доводит.

Кажется, что мы можем отличать добро от зла, можем ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо? Но так ли это легко? Ведь часто зло надевает личину добра, а добро кажется злом. Граница между этими понятиями очень тонка и невидима. Добро и зло всегда ходит рядом.

Как же нам жить? Как себя вести? Как поступать в том, или ином случае? Что правильно, а что нет и почему? Я предлагаю выслушать сначала мнения наших учащихся по этому вопросу.

(Выступают ученики)

Ситуации для оценки:

  • Ты даёшь списывать своему однокласснику, который без уважительной причины не подготовился к контрольной.
  • Твой знакомый совершил гнусный поступок, за который наказали невиновного. Ты об этом знаешь, но никому не говоришь.
  • Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.

(Учащиеся оценивают предложенные ситуации)

2.

Крошка-сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
“Что такое хорошо
И что такое плохо?”

Самыми первыми помощниками, в оценке добра и зла, с детьми всегда оказываются их родители. Давно всем известно, что дети в своей жизни копируют поведение своих родителей, не задумываясь о том, правильно ли они поступают или нет. Поэтому очень важным становится вести беседы о добре и зле, разъяснять ребёнку, “что такое хорошо и что такое плохо”. Итак, давайте выслушаем наших родителей.

Вопросы родителям:

  1. Как вы учите своего ребёнка добру, а также отличать добро от зла?
  2. Как вы поступите, если ваш ребёнок совершит, какой - то плохой поступок?

3. Не случайно, я думаю, было придумано такое выражение как “Школа – это второй дом”, а классного руководителя называют “второй мамой”. Учителя, психологи всегда готовы прийти на помощь своим подопечным, наставить их на верный путь, и переживают за своих учеников нисколько не меньше, чем их родители. Это не является секретом, что одной из важнейших задач школы является воспитание учащихся. О том, как школа помогает учащимся осознать, что хорошо и что плохо расскажет психолог Баскова Е.П.

(выступление психолога)

4.

Весы богов — две чаши.
И на одной, хорошие дела.
А на другой, плохие дела наши.
А что же на границе, отделяющей Добро от Зла?

На полосе нейтральной той,
Где нет хорошего и нет плохого?
И кто он тот — не добрый и не злой,
И как же называть его, такого?

Ни одно полноценное общество немыслимо без церкви, ведь она является духовным наставником всего общества. Люди идут в церковь всегда: когда им хорошо и когда плохо.

На некоторых старинных иконах есть изображение лестницы, на которой показано как маленькие люди карабкаются по ней вверх, а другие падают вниз. Наверху, на этой лестнице, Господь Бог, ангелы и святые, а все люди внизу, на разных уровнях, стараются лезть наверх к Господу Богу. Со всех сторон ангелы их поддерживают, а нечистая сила тянет вниз.

Так вот, также можно представить и Шкалу Добра и Зла или Шкалу Добродетели. Такая шкала облегчает нам понять как добро и зло, добродетель и грех действует на нас. На самом вверху находится Господь Бог и там максимум добра и ноль зла. В другом конце шкалы, внизу, ноль добра и максимум зла. Мы же все находимся где-то на этой шкале, кто выше, а кто ниже. Наше положение на шкале зависит от того, сколько в нас количества добра и зла. Добрый человек ближе к Богу, святой еще ближе, а злой далеко, а криминально злой совсем далеко, то есть совсем внизу.

Кроме всего этого, наше положение на шкале не постоянное, а может меняться. Зависит от нашего образа жизни. Если мы грешим, не принимая никаких усилий, чтобы не грешить, то мы постепенно опускаемся по шкале вниз. Если же, мы стараемся не грешить и боремся со своими греховными привычками и наклонностями, то движемся вверх.

Так что же такое добро и зло? Выслушаем, нашего уважаемого гостя. Как церковь видит проблему выбора человеком между добром и злом?

(выступление отца Евареста)

5. Давайте подведём итоги.

Добро созидает, строит и создает: мир, спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми, в семье, с друзьями, в школе, на работе и в обществе.

Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

Мои дела, у Бога есть в обоих чашах.
Есть добрые, но и грехов не так уж мало.
Все ошибаемся порой в стремленьях наших.
Живу я сердцем, что всегда Добро искало!

Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”.

Презентация.


Приложение 1

Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: “Идите и ищете добро”. Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел.

Однажды к учителю пришел странник и сказал:

- Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им.

- Я научил тебя всему, что знал, - ответил учитель.

Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, - возразил ученик. - Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать.

- Хорошо, - согласился учитель, - я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека. Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека.

Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник построил шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь.

Странник вернулся к учителю и воскликнул:

- Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал, наконец, добрые слова!

- Этот человек - вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле добро живёт в твоем сердце, - произнес учитель.

Каждый человек хочет к себе доброго отношения, но для этого он должен сам творить добро. Ведь не случайно говорят “ Как аукнется, так и откликнется”.