Единая картина мира в творчестве поэтов

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (24 МБ)


Цель урока: показать целостную, единую картину мира, используя поэзию.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить видеть в окружающем мире его целостность и взаимосвязь явлений, используя методику межпредметных связей.
  • Рассмотреть значимость физики в практико-ориентированной деятельности человека.
  • Научить применять полученные знания в повседневной жизнедеятельности человека.
  • В процессе урока повторить и закрепить теоретический материал по разделу физики механика, физические явления: молния, эхо, дисперсия, деформация

Воспитательные:

  • Показать значимость полученных физических знаний,
  • Побудить к активной работе мысли,
  • Способствовать развитию любознательности.

Развивающие:

  • Научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни.
  • Способствовать развитию интереса к предмету, выработать внимание, трудолюбие, стремление к целостному познанию окружающего мира.
  • Развить устную речь учащихся, закрепить знания.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

1. Вводный. Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель: Наш урок сегодня посвящен проблеме единства мира. Конечно, авторитет – не доказательство, но все же стоит, на мой взгляд, прислушаться к опыту мудрых людей. Слайд 2. Задумайтесь над словами знаменитого немецкого педагога Дистервега: “Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”. Слайд 3.Не о том ли идет речь и в замечании французского моралиста Вовенарга: “Судить о людях нужно не по тому, чего они не знают, а по тому, что и как знают”. И вот сегодня, когда мы подводим итоги изучения физики, для нас самих важно понять умеем ли мы сами и другие люди, неспециалисты, не физики понять и четко оценить происходящее в окружающем нас мире именно с точки зрении содержания нашей дисциплины. И задуматься, что дало нам изучение физики в школе. Помогает ли нам это понять, что происходит в мире? Помогает ли действовать в повседневной жизни?

Начнем наш урок с известной с детства, и, казалось бы, далекой от изучения физики басни Ивана Андреевича Крылова: “Мартышка и очки”.

Слайд 4. Слайд 5.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
“Тьфу, пропасть! – говорит она, – и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них”.
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

Чтобы не оказаться нам в роли мартышки, надо не только “слышать о чем-то” и даже обладать конкретными знаниями, но и уметь пользоваться ими. Об этом как раз и идет речь в морали басни:

Слайд 6.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

Как видим, о роли знания вообще и роли знаний о физических явлениях и умении пользоваться ими, можно говорить на точном, объективном языке науке, а можно и на художественном языке поэзии.

2. Основной. Операционно-познавательный и поисковой этап.

Учитель: А теперь попытаемся найти именно физический смысл происходящего в стихотворении Сергея Михалкова “Азбука”. Вам это должно быть доступно после завершения изучения физики.

Итак, попробуйте рассмотреть и исследовать это стихотворение, попробуйте увидеть не только орфографические, но и физические изменения, произошедшие с азбукой. И через 3 минуты ответьте, какое физическое явление явно просматривается в стихотворении и что можно еще увидеть при внимательном изучении и анализе его содержания. Напоминаю, что начинать свой анализ следует с поиска ключевых слов, отражающих суть явления.

Ученик зачитывает стихотворение “Азбука”

Слайд 7. Слайд 8.

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилось немножко,
Ж рассыпалось совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло -
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулось -
Превратилось в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.

Учащиеся анализируют и записывают найденные ими законы, формулы и явления в индивидуальную контрольную карточку. Приложение 1.

По истечении 3 минут: Кто готов ответить? Слайды 9, 10, 11.

Ученик: Ключевые слова здесь - “С печки азбука свалилась”. С печки - значит с какой-то высоты, азбука – физическое тело, свалилось – упало. Физическое явление: тело упала с какой-то высоты, тогда рассматриваются все законы, связанные с падением тела. Сделаем чертёж и рассмотрим все закономерности связанные с падением тела с высоты. Далее тело взаимодействует с горизонтальной плоскостью, значит, рассматриваются все законы взаимодействия тел.

(По мере увеличения названных законов ученик пишет формулы на доске).

Так как азбука упала, то было нарушено условие равновесия для азбуки, результирующая сила всех сил, действующих на неё, оказалось отличной от нуля. Азбука начала падать, значит, сила тяжести равная mg превосходит другие силы действующие на азбуку. Под действием силы азбука изменяет свою скорость, т.е. движется с ускорением, согласно второму закону Ньютона равному отношению результирующей силы действующей на азбуку к массе азбуке. Далее азбука взаимодействует с полом, достигая к этому моменту наибольшую скорость, импульс, кинетическую энергию, полная механическая энергия равна максимальной кинетической, которая преобразовалась из потенциальной, которой обладала азбука до падения согласно закону сохранения полной мех. энергии. В начальный момент потенциальная энергия была максимальной и определялась по формуле mgh, а кинетическая равнялась 0. Пол оказывает такое же воздействие на азбуку, как и азбука на пол согласно третьему закону Ньютона (Тела действуют друг на друга с равными по модулю силами, но противоположными по направлению). В результате этого взаимодействия буквы азбуки деформируются, так как под действием силы тела изменяют свою скорость или деформируются. Причём деформация у различных букв различна - упругая, пластическая, а некоторые и вовсе разрушились, так как испытали большую силу, чем их предельно допустимая. В данном стихотворении явно просматривается физическое явление - деформация букв.

- Молодец. А есть ли у меня на столе, что- то, что отражало бы данное явление? Дайте определение деформации.

- Деформированные шары. Деформация – изменение формы или размеров тела под воздействием внешних сил.

- Какие виды деформации Вы знаете? Слайд 12.

- Изгиб, кручения, сгиб, сжатия, растяжения

- Какие бывают деформации?

- Упругие, пластические (неупругие)

- Чем отличаются друг от друга эти виды деформации?

- При упругой деформации тело восстанавливает свою форму после прекращения воздействия внешних сил, а при пластической принимает новую форму.

- Какой физической величиной характеризуют деформацию?

- Силой упругости.

- Какова природа силы упругости?

- Электромагнитная.

- Какой закон определяет силу упругости?

- Закон Гука. Сила упругости, возникающая при деформации растяжения или сжатия пропорционально абсолютному удлинению. Fупр=k(l2-l1). Закон Гука справедлив лишь для упругих современник Ньютона английский учёный деформаций.

Учитель: Р. Гук. Английский ученый, современник Ньютона. Оспаривал приоритет открытия закона всемирного тяготения, у него, и не раз стоял на пороге великих открытий но, не зная математики в должной мере, ограничивался лишь гениальными догадками. Это лишний раз подтверждает, что математика в целом язык физики. Более того язык не только физики, но и язык естествознания и её надо знать и уметь применять.

Обратите внимание на слова Дистервега и Вовенарга, ведь подтверждается их мысль, что мало догадываться о явлении, но надо еще уметь и объяснить. Гук только догадывался о всемирном тяготении, а Ньютон объяснил его, и по этому сегодня мы связываем это открытие с именем Ньютона. Вернемся к стихотворению Михалкова.

- Очень часто мы в физики пренебрегаем силами сопротивления, если предположить, что силы сопротивления, действующие на азбуку ничтожно малы, тогда как будет двигаться азбука?

- Свободно падать т.к. движение только под действием силы тяжести называется свободным падением, причем а=g=9.8 м\с2 , тогда в формулах, где есть ускорение, а можно заменить на g.

- Сила тяжести, это частный случай, какого закона?

- Закон всемирного тяготения. (Записывается закон в карточке, а потом озвучивается).

- А будет ли выполняться работа при падении азбуки?

- Да, и в случае свободного падения она будет равна изменению потенциальной энергии взятой с противоположным знаком.

Просмотр презентации о деформации, подготовленной учеником.

Учитель: Обратите внимание, какое замечательное детское стихотворение написал Михалков. Благодаря ему, мы повторили практически весь раздел механики, а также увидели, насколько точно можно отразить всё богатство явления деформации и условия его возникновения.

На данном примере мы убедились, что о сложных физических явлениях можно говорить поэтично и доступно, а также в том, что гуманитарные и естественные науки – это единство, создающее целостность восприятия мира, позволяющие объективно рассматривать окружающей нас мир. Вспомним, как описывал Онегина и Ленского Александр Пушкин: Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. И это касается не только конкретных людей и их взаимоотношений. Так во многом можно сказать о соотношении естественных и гуманитарных наук. Естественные знания прозаично фиксируют факты объективного мира, а гуманитарные передают отношения человека к этому миру в возвышенных, художественных красках. И вот сейчас, когда мы с Вами уже в достаточной мере освоили естественнонаучные данные о физических, природных явлениях, можно обратиться к проблеме отношения человека к ним, т.е. рассмотреть не только с точки зрения прозы, но и поэзии. Именно поэтические образы заставляют нас глубже понять суть явления и отношения к ним человека. Слайд 13. Вот, например стихотворение Алексея Прасолова поэтически описывающее физическое явление, которое мы сейчас зачитаем и ответим на вопрос - какое физическое явление описывается в нём?

И в шуме наклонного ливня
Сомкнувшего, землю и высь
Извилина вспыхнула длинно,
Как будто гигантская мысль.
И тот час железную спицей
Пронёсся по своду небес
Гром - сильная, грозная птица –
И спрятался в поле, за лес.

Предполагалось, что, скорее всего, учащиеся ответят гроза. Предположение на уроке подтвердилось.

Учитель: Но гроза – это эмоциональная характеристика восприятия физического явления, какого-то грозного, но дает ли эта характеристика понимания сути грозы. Ведь грозным может быть и выстрел оружия. Так, какое же само по себе описывается физическое явление (электрический искровой самостоятельный разряд). Надо сказать, что данное физическое явление по-разному описывается поэтами, исходя из их психологического восприятия.

Вот как его описывает Пушкин: Ученик зачитывает Слайд 14.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облетала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром,
И алчную землю поила дождем.
(А.С. Пушкин).

А можно посмотреть на грозу и глазами Тютчева Слайд 15.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
(Ф.И.Тютчев)

Как можно заметить один поэт воспринимает грозу как какую-то угрозу со стороны природы, а другой как игру сил природы.

Маяковский же использует это явление для характеристики человеческих отношений, эмоционального состояния души человека. Слайд 16. Обратимся к его стихотворению Гейнеобразное.

Молнию метнула глазами:

"Я видела -
с тобой другая.
Ты самый низкий,
ты подлый самый..." -
И пошла,
и пошла,
и пошла, ругая.
Я ученый малый, милая,
громыханья оставьте ваши.
Если молния меня не убила -
то гром мне ей-богу не страшен.

- А какую с точки зрения физики допускает здесь ошибку Маяковский?

- Из текста видно, что дама была рядом с Маяковским, поэтому сверкнуть молния и прозвучать гром должны одновременно

- Вернёмся к точным наукам. От чего бывают грозы?

Доклад ученика 1: Приложение 2.

Показ презентации про молнию, подготовленной учеником.

- Какие же основные меры предосторожности должен соблюдать человек во время грозы?

Каждому ученику раздается задание по правилам поведения во время грозы.

1.В помещении. 2. В лесу. 3. В открытом поле. 4. В каком-либо транспорте (Машина, трамвай, автобус).

- Раскаты грома это, какое физическое явление? Это электрическое явление или нет? А когда звуки отражаются, как называется это явление?

- Звуковое. Нет. Эхо — это возвращение звуковых волн, отразившихся от какого-либо препятствия; как и при отражении света, угол падения “звукового луча” равняется углу его отражения. Звуковой луч — направление, по которому бегут звуковые волны.

Зачитывается стихотворение Н. Некрасова. “Кому на Руси жить хорошо”

Слайд 17.

Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
“Царю!” — направо слышится,
Налево отзывается: “Попу! Попу! Попу!”
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими Слайд 18.
И гадами ползущими,
И стон, и рев, и гул!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые,
Кричат ребята малые,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка -
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела — а живет оно,
Без языка — кричит!...

Слайд 19.

- Прав ли Некрасов может ли так происходить в действительности, что “Царю!” — направо слышится, налево отзывается: “Попу! Попу! Попу!” Ответ обосновать.

- Согласно закону отражения звука: угол падения равен углу отражения, при отклонении влево, вправо от этого угла звук искажается.

- В этом стихотворении Некрасов описывает глобальную проблему нашего времени. В чем она заключается? Какие строки являются этому подтверждением?

- Наложение различных звуков не музыкального характера создает шум. Шум неблагоприятная экологическая обстановка

Просмотр презентации “Эхо”, подготовленной учеником.

Слайд 20. - А какое физическое явление часто можно наблюдать после грозы?

- Дисперсия

Слайд 21. Вернёмся к стихотворению Тютчева

Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
(Ф.И.Тютчев)

- Скажите, а разве нити только золотистые?

- Называют все цвета радуги Слайд 22.

Описание данного явления Ф.Тютчевым

(Зачитывается учеником)

Слайд 23.

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Слайд 24.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Просмотр презентации “Радуга”, подготовленной учеником.

Слайд 25. - Можно по виду радуги определить размеры капель дождя?

Доклад ученика 2: Приложение 2.

Завершается данный этап чтением отрывка

Н. Рубцова. “Природа” Слайд26.

Звенит, смеется, как младенец,
И смотрит солнышку вослед
И меж домов, берез, поленниц
Горит, струясь, небесный свет.
Как над заплаканным младенцем,
Играя с нею, после гроз
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берез.

3. Итогово-коррекционный этап.

Слайд 27. Как видим, восприятие физических явлений через поэзию привело нас к интересным наблюдениям, что любые природные явления не изолированы друг от друга, как это имеет место при изучении различных разделов физики.

Наука точна, а потому сухо, отражает то, что происходит в мире, а в поэзии человек пытается охватить явление целостно. Причем обязательно с включением отношения человека к этому явлению.

Вам, очевидно знакома ситуация, когда человек знает детали, но не замечает целого. В таких случаях говорят – “Он за деревьями не видит леса”. Так вот, вы должны научиться, за деревьями научных понятий видеть “лес”, т.е. природные явления в целом, целостность природы и целостность восприятия и воспроизведения природы человеком”.

В заключении нашего урока хотелось бы услышать ответ на вопрос: “Чему учит поэзия, чему физика? И что нас заставляет в физике видеть причину природных явлений (Видеть суть этих явлений), что позволяет нам понимать физические явления, и пользоваться знанием о них и не бояться их.

Если мы видим в электрическом разряде только явление, грозящее человеку, то мы предпочтем спрятаться под высоким деревом, которое прикроет нас от грозных сил природы (Что будет большой ошибкой). Но, если мы понимаем его, то мы будем вести себя по-другому, будем пользоваться советами из памятки.

Раздается каждому ученику памятка поведения при грозе. Приложение 3.

4. Заключительный. Рефлексивный этап.

Подсчитайте баллы, поставьте соответствующую оценку согласно набранным баллам и сдайте листы. (Каждый верный ответ в течение всего урока фиксировался каждым учеником в индивидуальной контрольной карточке).

Перейдем к прозе урока по физике. Мне хотелось бы узнать, был ли урок физики для Вас интересным, заставил ли он Вас хоть на минуту задуматься над теми вопросами, о которых мы сегодня говорили? Ответьте, пожалуйста, на вопросы предлагаемой небольшой анкеты. Приложение 4.

По окончании заполнения анкет: Мне было очень приятно работать с Вами. Спасибо за урок.

Приложение 5