Урок-лекция "История создания и развития оркестра народных инструментов"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


В настоящее время существует проблема потери интереса общества к родной культуре. Невостребованность народного творчества в конъюнктуре коммерческих СМИ привела к тому, что школьники оказались оторванными от национальных истоков, а отсутствие информационной альтернативы лишает подрастающее поколение возможности реализовать конституционное право на доступ к отечественному культурному наследию.

Традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. Оркестр народных инструментов является одной из жемчужин нашей культуры, не имеющей аналогов в мире. Даже дети, обучающиеся в школах искусств, зачастую не имеют представление об оркестре народных инструментов. Для большинства учащихся школ искусств, не обладающих большими способностями, возможность творческой самореализации в детском оркестре может стать серьезной альтернативой низкопробной массовой культуре, способствовать формированию традиционных нравственно-эстетических и этических ценностей подрастающего поколения.

Для учащихся, начинающих заниматься в оркестровом классе, первое знакомство с предметом должно стать красочным, информативным, а главное – запоминающимся. Необходимо с первого урока заинтересовать учащихся, показав им возможности оркестра, его состав, историю развития и традиции.

Отсюда проистекает главная цель урока: представить учащимся оркестр народных инструментов как перспективный, живой организм, находящийся в постоянном развитии и совершенствовании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи урока:

  • познакомить учащихся с основными этапами создания и развития оркестра русских народных инструментов;
  • изучить инструментальный состав оркестра народных инструментов;
  • дать представление о звучании и традиционном репертуаре оркестра.

Ход урока

Слайд 1. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей создания и развития оркестра русских народных инструментов.

Слайд 2. Слово “оркестр” (от греч. “orchestra”) происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался хор, который сопровождал любое представление. Со временем название стало именем нарицательным, обозначающим любой коллектив музыкантов.

Слайд 3. На сегодняшний день “оркестр”это коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. В отличие от ансамбля, где каждый музыкант играет отдельную партию, в оркестре исполнители образуют группы, звучащие в унисон (от лат. unus — один и sonus — звук).

Слайд 4. Современный оркестр, как правило, имеет следующий состав: группа домр, группа балалаек, группа баянов (в нее могут входить: баяны, оркестровые гармоники, деревянно-духовые инструменты), группа ударных инструментов и гусли.

В отличие от симфонического оркестра, возраст которого насчитывает несколько столетий, народный оркестр молод, он существует чуть более 100 лет, однако сами народные инструменты имеют многовековую историю.

Слайд 5. Самым распространенным музыкальным инструментом на Руси была домра. А первыми исполнителями на народных инструментах - скоморохи: “домрачеи”, “гусельники”, “гудочники” и др. В те времена скоморохи, странствуя по миру, рассказывали о жизни других городов и деревень и, что самое важное, об умонастроениях народа, который был обычно враждебно настроен к царской власти. Скоморохи высмеивали, переводя в песни и шутки, самые неблаговидные дела знати, выставляя простому народу на посмешище. Поэтому в 1648 году по царскому указу Алексея Михайловича представления скоморохов были запрещены, а все инструменты сожжены, и после 17 века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят.

Но душа народа требовала самовыражения, поэтому появление нового инструмента было неизбежно. Таким инструментом стала балалайка.

Слайд 6. Балалайка не всегда была такой, какой мы привыкли её видеть. Старинные балалайки сильно отличались друг от друга по форме и по строю, так как не было единого стандарта. Каждый мастер или музыкант делал инструмент на свой лад: встречались балалайки различной формы (круглые, треугольные, четырехугольные, трапециевидные) и с разным количеством ладов и струн (от двух до пяти).

Слайд 7. Новую жизнь балалайке дал выдающийся русский музыкальный деятель – Василий Васильевич Андреев, будущий основатель первого оркестра русских народных инструментов, который вывел народные инструменты на концертную эстраду.

Однажды услышав игру на балалайке, В.В. Андреев был очень поражён, поскольку ничего подобного раньше не видел и не слышал. Всерьёз увлекшись балалайкой и научившись на ней играть, В.В. Андреев пришёл к выводу, что инструмент таит в себе небывалые возможности, но нуждается в усовершенствовании.

Слайд 8. Первая концертная балалайка была изготовлена мастером В.В. Ивановым в 1886 году из клена и имела пять постоянных костяных ладов.

В 1887–1888 годах по чертежам В.В. Андреева мастер Ф.С. Пасербский изготовил первую хроматическую балалайку.

Слайд 9. Этим же мастером был изготовлен комплект оркестровых балалаек, различных по размерам и звуковым качествам: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас, контрабас (балалайка-секунда была сконструирована и введена в оркестр позднее). Эти инструменты стали основой для организации “Кружка любителей игры на балалайках”.

Слайд 10. 20 марта 1888 г. впервые состоялось публичное выступление этого кружка. Эта дата считается исходной в создании Оркестра русских народных инструментов. Успех превзошел самые смелые ожидания. Пресса отреагировала хвалебными статьями в адрес музыкантов. Далее последовал ряд гастрольных поездок по России и Европе, проходивших с огромным успехом. Гастрольные поездки во Францию подняли престиж ансамбля Андреева в России, значительно укрепили веру в нужность и полезность их дела. О коллективе заговорили не только в среде слушателей, но и в кругу видных музыкантов, писателей, артистов. Ансамбль стали приглашать на самые почетные сцены Петербурга.

Слайд 11. Но Андреев не остановился на этом, он экспериментировал с инструментами, тембрами, т.к. ему был нужен мелодический инструмент, некий аналог скрипки в симфоническом оркестре, который сочетался по тембру с балалайкой и способный играть кантилену (протяжную, напевную мелодию) в балалаечном ансамбле.

В 1895 году в Вятской губернии был найден струнно-щипковый инструмент с круглым кузовом, который был реконструирован мастером Семёном Ивановичем Налимовым и назван домра малая. В 1896 году домра введена в оркестр балалаечников.

Слайд 12. Впоследствии мастер С.И. Налимов изготовил по чертежам В.В. Андреева домру - пикколо, домру - альт, домру - бас. Эти инструменты хорошо сочетались по тембру с балалайками и расширили исполнительские возможности коллектива.

Со временем происходило постепенное усиление домровой группы, за счет увеличения её состава, которое привело к оптимальному соотношению групп домр и балалаек

Слайд 13. Дальнейшее преобразование оркестра в многотембровый сопровождалось введением новых инструментов: группа ударных инструментов, в которую вошли накры, бубен, ложки.

Слайд 14. Группа духовых инструментов: жалейки, свирели, брелка.

Слайд 15. Гусли - это древнерусский струнно-щипковый инструмент. Самый древний дошедший до нас вид - это звончатые гусли (первое упоминание о них относится к 9 веку). В 17 веке появились первые щипковые стационарные гусли, диапазон которых был значительно больше, чем у звончатых гуслей (до 5-7 октав), которые впоследствии стали хроматическими. А в 1905 году мастер Н.П. Фомин усовершенствовал гусли путем применения демпферной механики, управляемой с помощью клавиш. Такие гусли получили название клавишные.

Слайд 16. И к десятилетнему юбилею оркестра в 1899 году его состав был в основном сформирован. В оркестр вошли все те инструменты и инструментальные группы, которые составляют ядро, основу современного оркестра русских народных инструментов: группа балалаек (прима, секунда, альт, бас, контрабас), группа домр (пикколо, малая, альт, бас), ударные, гусли, духовые.

С введением новых инструментов “Кружок любителей игры на балалайках” был переименован в Великорусский оркестр – первый в России оркестр русских народных инструментов.

Основу оригинального репертуара в Андреевском оркестре составляли сочинения самого В.В. Андреева: вальсы, марши, полонезы, а так же русские народные песни в обработке Н.П. Фомина, В.В. Андреева, В.Т. Насонова, Ф. А. Нимана, П.П. Каркина, взятые из сборников народных песен М. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, Т.И. Филиппова и др. Большое место в репертуаре отводилось произведениям русских композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А. П. Бородина, М.А. Балакирева, А.Т. Гречанинова, А.Г. Рубинштейна, Н.Н. Черепнина и др. В 1905 году А.К. Глазунов написал специально для Великорусского оркестра “Русскую фантазию”, ставшую первым оригинальным произведением, написанным для подобного коллектива профессиональным композитором-симфонистом. Позже В.В. Андрееву удалось привлечь к работе с оркестром и других профессиональных композиторов. (Фомин, Василенко). В репертуаре оркестра были произведения и зарубежных композиторов: Э. Грига, Ж. Бизе, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др.

Наиболее исполняемыми были произведения Н.П. Фомина: “Рапсодия памяти П.И. Чайковского” (1898), его обработки “Эй, ухнем”, “Ай, все кумушки домой”, “Я с комариком плясала”, прозвучавшие сотни раз в концертах. Среди произведений В.В. Андреева самыми популярными были вальс “Фавн”, “Торжественный полонез", его обработки народных песен “Светит месяц” и "Как под яблонькой”.


Приложение 1. В.В. Андреев. Вальс “Фавн”

Ежегодно оркестр давал концерты в Дворянском собрании, Мариинском театре, Зале Педагогического музея и Кредитного общества. Чаще всего это участие в смешанных концертах, где оркестр выступал наряду с выдающимися исполнителями, такими как: Ф.И. Шаляпин, И.В. Ершов, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, М.М. Петипа, М. Ф. Ксешинская и др. С оркестром пели оперные солисты: Н.Н. и М.И. Фигнер, А.М. Лабинский, Д.А. Смирнов, А. Д. Давыдов, Г.А. Морской, Е.К. Катульская, В.А. Мартынова.

Слайд 17. Но, в оркестре русских народных инструментов есть ещё одна группа инструментов, без которой трудно представить современный коллектив, но которую В.В. Андреев не решился ввести в Великорусский оркестр – группа гармоник или баянов.

Почти одновременно с возникновением Андреевского оркестра в конце 1880 годов, аналогичную работу начинает проводить гармонист любитель Н.И. Белобородов. Ещё в 11 лет увлёкся он игрой на гармони, для чего самостоятельно обучился нотной грамоте. Обладая незаурядными способностями, он добился заметных успехов во владении инструментом, но примитивность существовавших в то время гармоней резко ограничивала его исполнительские возможности. По его инициативе мастер Л.А. Чулков изготавливает первую хроматическую гармонику.

Слайд 18. В 1885—1886 годах из рабочих оружейного и патронного заводов Н.И. Белобородовым был создан первый в мире “Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках”. Инструменты для занятий оркестра разных диапазонов и тембров: гармонь-пикколо, гармонь-бас, гармонь-кларнет, гармонь-виолончель, гармонь-альт и др. — Николай Иванович заказал Л.А. Чулкову, а также мастерским В.И. Баранова и А.И.Потапова.

Созданный Н.И. Белобородовым оркестр был первым, игравшим по нотным партитурам.

Первое выступление оркестра состоялось в зале Тульского дворянского собрания в 1897 года. Затем коллектив неоднократно демонстрировал своё мастерство не только в Туле, но и в Калуге, Серпухове, Алексине, Ефремове.

Слайд 19. В 1907 году мастер П.Е. Стерлигов создал новую разновидность хроматической гармоники, названную им баяном. В 1913 году Стерлигов создает первый пятирядный баян, а в 1929 году изобретает первую совмещенную готово-выборную клавиатуру с механизмом для ее переключения.

Слайд 20. И вот, уже в 50-е гг. прошлого столетия в составе народных оркестров (которых в стране уже немало) появляются новые инструменты – баян, который своим тембром удивительным образом вписался в русский народный оркестр, а также “классические” флейта и гобой.

С этого момента основной состав современного оркестра русских народных инструментов можно считать сформированным, но он может варьироваться в зависимости от инструментальных возможностей коллектива, композиторского замысла и т.д.


Приложение 2. В.В. Андреев “Светит месяц”

Слайд 21. Идеи В.В. Андреева пустили глубокие корни в нашей музыкальной культуре, они распространились по всей стране. По примеру Великорусского оркестра были созданы и другие коллективы: Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П. Осипова, Академический оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, Оркестр Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого и многие другие.

Слайд 22. В нашем городе тоже есть профессиональный оркестр русских народных инструментов “Россияне”. Руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Николаевич Храмов.

Слайд 23. И в заключении, хотелось бы процитировать слова реформатора русских народных инструментов, создателя и руководителя первого Великорусского оркестра, композитора и дирижера, исполнителя - виртуоза на балалайке, общественного деятеля и педагога, одного из самых выдающихся патриотов нашей Родины – В.В. Андреева: “Великорусский оркестр является единственным национальным художественным созданием, ничего не позаимствовавшим с запада..., [он] представляет собой редкое исключение, как дело, выросшее на русской почве, созданное русским трудом и опирающееся на музыкальные инструменты русского народа, усовершенствованные на основе принципов, данных самим народом, строго сохранившие свой тип и присущие им особенности...это искусство во всех отношениях стало доступным народу...” [№ 1].

Литература.

1. Андреев В.В. Материалы и документы. М., 1986.

2. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков – Ленинград: Музыка, 1975.

3. Максимов Е.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов /Максимов Е.И. – Москва: Советский композитор, 1983.

4. Илюхин А.С. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Вып. 1. М., 1969.

5. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.

Интернет-ресурсы.

6. http://goshabagpiper.narod.ru/velikorusskiy.htm

7. http://www.rusfolkorchestra.icape.ru/4/4_1.htm

8. http://skazochka2010.ucoz.ru/publ/iskusstvo/muzyka/vozvrashhenie_balalajki/10-1-0-15

9. http://mp3keks.com/files.php

10. http://muzanator.com/