Урок геометрии по теме "Движение. Центральная и осевая симметрия". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель урока: дать понятие движения плоскости, рассмотреть осевую и центральную симметрии.

Задачи урока:

- формировать умения применять знания на практике;

- учить, искать и находить нужные сведения в информационных массивах;

- учить видеть связь между темой урока и жизнью;

- развивать мышление необходимое человеку для полноценного функционирования в обществе;

- развивать навыки работы с интерактивным устройством Activtablet (планшет с интерактивным пером).

- воспитывать внимательное отношение друг к другу;

- воспитывать любовь к своему городу, школе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы на уроке: индивидуальная работа, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, интерактивное устройство Activtablet (планшет с интерактивным пером).

Предварительная подготовка к уроку: опережающее задание для учащихся – подготовить презентацию по теме “Движение плоскости. Осевая и центральная симметрия”.

План урока:

  1. Постановка целей урока.
  2. Изучение нового материала.
  3. Решение задач.
  4. Выполнение тестовых заданий.
  5. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент, приветствие, сообщение цели урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока: Движение плоскости. Осевая и центральная симметрия (флипчарт 1, 2) (Приложение 1). Сегодняшний наш урок необычен тем, что новую тему расскажут вам ваши одноклассники, которые подготовили для вас презентации по этой теме. В процессе просмотра презентаций вы должны найти ответы на такие вопросы, как: Что называется движением плоскости? Что такое осевая симметрия? Какие фигуры имеют осевую симметрию? Что такое центральная симметрия? Как построить фигуру симметричную данной относительно центра симметрии и оси симметрии? (флипчарт 3) Давайте их выслушаем.

2. Изучение нового материала.

Учащимся было дано опережающее задание: подготовить презентации по теме урока. Презентации подготовили 6 учащихся. Каждый из учащихся представляет свою презентацию и тем самым рассказывает материал темы урока.

Просмотр презентаций. Приложение 2

Класс предварительно разбит на группы. Работа в группах.

В группах еще раз проговариваются ответы на поставленные в начале урока вопросы. И подготавливаются вопросы другой группе.

Группа задает свой вопрос одному из учеников другой группы. Ответы учащихся.

Учитель. Сейчас мы предлагаем вам задания, которые вы сможете выполнить, не вставая с месте. В каждой группе находится интерактивное устройство Activtablet (планшет с интерактивным пером). На экране интерактивной доски выводятся определения с пропущенными словами и словосочетаниями, и каждая группа должна вставить правильное слово или словосочетание. Если одна группа не знает правильного ответа, то отвечает группа, которая знает.

  1. Если при сгибании плоскости чертежа по прямой, две фигуры совместятся, то такие фигуры называются (симметричными) относительно прямой.
  2. Если две фигуры являются симметричными относительно точки О, то точка О называется (центром) симметрии.
  3. Луч, который выходит из вершины угла и делит его пополам, называется (биссектрисой) угла.
  4. Прямоугольник имеет (2) оси симметрии.
  5. Квадрат имеет (4) оси симметрии.
  6. Окружность имеет (бесконечное множество) осей симметрии.
  7. Равнобедренный треугольник имеет (1) ось симметрии.
  8. Равносторонний треугольник имеет (3) оси симметрии.
  9. Преобразование плоскости, при котором сохраняется расстояние между парами точек, называется (движением).
  10. На координатной плоскости координаты точек, симметричных относительно точки О – начало координат, являются (противоположными числами).

Флипчарты 4, 5, 6

Учитель. На следующем флипчарте показана часть слов, имеющих горизонтальную и вертикальную симметрию. Каждая группа должна дописать недостающие части слов (используем Activtablet - планшет с интерактивным пером). (флипчарты 7, 8)

3. Решение задач.

  1. Постройте отрезок С1 D1, симметричный отрезку СD относительно прямой а и относительно точки О.
  2. Постройте треугольник M1N1K1, симметричный треугольнику MNK относительно точки О и относительно прямой l.

Решение задач выполняется на интерактивной доске или с помощью планшета (по желанию учащегося). (флипчарты 9, 10)

Учитель. Теперь давайте прочтем, что о симметрии говорили великие люди. Мы бы хотели, чтобы каждая из групп выбрала высказывание, с которым она наиболее согласна и ответила на вопрос “Почему вы выбрали именно эти слова?”

  • Математик любит прежде всего симметрию.
    Максвелл Д.
  • Красота тесно связана с симметрией.
    Вейль Г.
  • Симметрия … является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
    Вейль Г.
  • Для человеческого разума симметрия обладает, по-видимому, совершенно особой притягательной силой.
    Фейнман Р.

(флипчарт 11)

Учитель. А сейчас для более глубокого запоминания сегодняшней темы, мы предлагаем вам ответить на вопросы теста (Приложение 3), за который каждый учащийся получит оценку.

Итог урока. (Флипчарт 12)

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: параграф 4, п.4.1 – 4.3, №57-59.

Давайте подведем итог сегодняшнего нашего урока. Итак,

  • Тема сегодняшнего урока?
  • Что называется движением плоскости?
  • Виды движения плоскости?
  • Какие точки называются симметричными относительно прямой?
  • Какие точки называются симметричными относительно точки?

Учащиеся, которые подготовили презентации, получают оценку “5”. Учащиеся, которые активно работали на уроке получают оценки…. Остальные учащиеся получат оценку по результатам теста. Урок окончен. Всем спасибо!