Особенности методики занятий специальной медицинской группы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Здоровьесберегающая направленность школьного курса физической культуры.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Повышенные учебные нагрузки увеличивают степень вероятности возникновения у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что, в свою очередь, формирует предрасположенность к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушению обмена веществ и др.

Педагогические и медико-биологические исследования и повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что на всех этапах школьного обучения физическое воспитание способствует должному структурному, функциональному и двигательному развитию не только здоровых, но и в силу различных причин ослабленных детей. Им, по моему мнению, особенно необходимы правильно организованные занятия физической культурой, поскольку мышечная работа способствует активной мобилизации жизненно важных свойств организма – выносливости, силы, быстроты, гибкости, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений.

Специальные медицинские группы в системе обучения физической культуре.

Согласно Положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения, к специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного (группа Б) или временного (группа А) характера, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.

В процессе физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, решаются следующие задачи:

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
  • расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
  • повышение иммунитета;
  • освоение основных двигательных навыков и качеств;
  • воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
  • разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
  • обучение элементарным навыкам самоконтроля.

Организация деятельности СМГ в гимназии № 40.

В связи с особой значимостью роли занятий физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, в нашей школе создаются условия для организации занятий СМГ не только для младших школьников, но и для учащихся среднего и старшего звена.

Согласно нормативным документам по организации деятельности СМГ, на основании медицинских справок и заявлений родителей из учащихся 5 – 11 классов, относящихся к СМГ, было сформировано четыре группы:

  • учащиеся 5 – 6 классов;
  • учащиеся 7 – 8 классов;
  • учащиеся 9 – 11 классов;
  • учащиеся 11 классов, отнесенные к группе “Б”.

Занятия организованы в две смены, с учетом смены, в которую обучаются школьники. Для учащихся, занимающихся во внеурочное время в кружках, расписание устанавливается не по параллелям, а в индивидуальном порядке. Для определенной части учащихся занятия СМГ по времени совпадает с уроком физической культуры в их классе. Это позволяет решить проблему занятости данной категории учащихся во время урока, от занятий на котором они освобождены. В старшей школе занятия для девушек и для юношей проводятся раздельно, так как задачи обучения девушек и юношей этого возраста особенно различны.

Содержание занятий СМГ.

Проработав нормативные документы и научно-методическую литературу по организации деятельности СМГ, изучив в рамках курсов, организованных КО ИПК и ПРО, опыт педагогов физического воспитания других школ города и области, я пришла к выводам, которые подтверждаются на практике.

Содержание занятий специальной медицинской группы имеет ряд специфических черт. Согласно программе по СМГ дополнительно включаю раздел “Дыхательные упражнения”. Дыхательные упражнения используются в течение всего периода обучения с целью выработки у детей глубокого дыхания, усиления вдоха; в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища. В течение первого года обучения на своих занятиях я обучаю детей различным типам дыхания: грудному, брюшному и смешанному (полному) дыханию. Так мы разучиваем различные комплексы упражнений с одновременной работой рук, ног и дыхательного аппарата (приложение № 1).

В течение I и IV четвертей в хорошую погоду мы выходим заниматься на свежий воздух. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями органов дыхания. Чтобы не было переохлаждения, я строго слежу за соответствием одежды учащихся температуре воздуха.

Особое внимание на занятиях уделяю упражнениям на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота. Учащиеся самостоятельно и совместно с родителями выполняют домашние задания по изготовлению карточек как с комплексами упражнений, которые могут выполняться учащимися с разными отклонениями в состоянии здоровья, так и с комплексами, используемыми при конкретных заболеваниях. Упражнения для профилактики нарушения осанки приведены в приложении № 2. Эти два комплекса дополняют друг друга. Упражнения довольно просты, не требуют большого количества специального инвентаря и могут выполняться учащимися как вместе, так и раздельно в течение дня.

Обязательным условием работы СМГ является строгое соблюдение всех ограничений, предусмотренных в программе. Так, в свои занятия я не включаю упражнения, связанные с натуживанием, продолжительным статическим напряжением, вызывающим длительную задержку дыхания. Ограниченно включаю упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Полностью исключаю лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения. Подвижные и спортивные игры я использую уже в первой четверти. Время игры сокращено. Проводятся игры ближе к заключительной части урока.

Очень важным считаю создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата. Для достижения этой цели я использую музыку: при выполнении ОРУ – уже знакомых учащимся, а в заключительной части занятия – очень приятные мелодии для релаксации. Это создает у детей хороший настрой для дальнейшей деятельности, снимает возбуждение и усталость.

Работа СМГ не ограничивается только специальными занятиями. Для учащихся, отнесенных к СМГ, очень важно правильно выбрать и строго соблюдать режим учебного дня.

Организация занятий СМГ.

В связи со специфичностью занятий СМГ всю систему занятий я условно разделяю на два периода:

  • подготовительный период (I четверть) – это постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физических упражнений, воспитание потребности к занятиям физической культурой, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, обучение правильному дыханию;
  • основной период (II – IV четверть) – освоение двигательных умений и навыков.

Занятия СМГ организую следующим образом:

I четверть.

  1. Подготовительная часть (20 минут): построение, ЧСС, опрос о самочувствии, ознакомление с содержанием занятия, дыхательные и общеразвивающие упражнения. Постоянно напоминаю о необходимости сохранения правильной осанки во время движений, особенно во время ходьбы. На первых уроках не злоупотребляю строевыми упражнениями.
  2. Основная часть (10 минут): изучение одного из видов программы, подвижные игры на 25 – 32-й минутах урока (продолжительность игры – 3 – 7 минут). После проведения игры – медленная ходьба и отдых сидя – не менее 1 минуты.
  3. Заключительная часть (10 минут): простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц лежа под музыкальное сопровождение, дыхательные упражнения и отдых сидя, измерение ЧСС, подведение итогов урока.

II четверть.

Со второй четверти продолжительность частей урока изменяется: подготовительная часть – 5 – 10 минут, основная часть – 15 – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.

Организация врачебно-педагогического контроля.

В системе осуществляю врачебно-педагогический контроль:

  • осуществляю систематические наблюдения за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления, по ЧСС;
  • при выставлении оценки учитываю качество выполнения упражнений;
  • использую тесты: прыжок в длину с места, метание мягкого мяча, измерение силы (тесты проводятся в декабре и апреле (I год обучения), сентябре и мае (II год обучения).

Результативность обучения учащихся в СМГ.

За девять лет систематической работы с учащимися 6 – 11 классов удалось достичь следующих результатов:

  • повысился интерес учащихся к занятиям в СМГ, они стали посещать занятия регулярно, вести дневники самонаблюдений и самоконтроля, разрабатывать картотеку специальных упражнений и разучивать их с группами учащихся;
  • изменилось отношение учащихся к самим себе: комплекс ограниченности физических способностей почти стерся из их сознания, они считают себя нужными, востребованными; за рассматриваемый период переведены в подготовительную группу учащиеся Калля Анна (6 “В”), Вишневецкая Мария (6 “Б”), Стрижеус Кристина (10 “А”);
  • старшеклассники, занимающиеся в СМГ, подключаются к судейству различных кроссов, эстафет и других соревнований, проводимых в школе;
  • часть учащихся, ранее отнесенных к группе “А”, перешли в подготовительную группу;
  • повысилась степень доверия родителей занятиям в СМГ;
  • сформирована основа архива комплексов упражнений для профилактики разных видов заболеваний;
  • с программой по физической культуре учащиеся справляются; более высоких результатов при рассмотренной организации занятий учащиеся смогут достичь через 1 – 2 года.

Литература

  1. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002.
  2. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М., 2010.
  3. Рипа М. Д., Велитченко В. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. – М., 2009.
  4. Программа по физической культуре для школьников, отнесенных к СМГ, 2010.

Приложение 1

Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки

1.

Исходное положение Полуприсед, руки вперед – вниз, выпр. скрестно.
 

1:

Выпрямить ноги, мах левой в сторону, руки дугами наружу в стороны вверх;
 

2:

Исходное положение
 

3:

То же с правой ногой. Свободная ходьба (20 –30) с выпрямленной спиной, несколько прогнутой в шейно-грудном отделе, подбородок поднять.

2.

Исходное положение: Стоя, руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок. Вдох. Вернуться в исходное положение. Выдох.

Повторить 3 раза каждой ногой.

3.

Исходное положение: Стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны, вдох. Вернуться в исходное положение – выдох 5 – 6 раз.

4.

Исходное положение: Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги полусогнуты.
 

1:

Приподнять таз до положения полумост, вдох.
 

2:

Вернуться в исходное положение – выдох 5 – 6 раз.

5.

Исходное положение: Лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах.
 

1:

Прогнуться в позвоночнике (в грудном отделе), с опорой на локти, вдох.
 

2:

Вернуться в исходное положение – выдох 5 раз.

6.

Исходное положение: Лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах.
 

1:

Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе, вдох.
 

2:

Вернуться в исходное положение – выдох 5 – 6 раз.

7.

Исходное положение: Лежа на животе, руки на поясе.
 

1:

Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног, вдох.
 

2:

Вернуться в исходное положение – выдох 5 – 6 раз.

8.

Исходное положение: Лежа поперек гимнастической скамейки лицом вниз, ноги зафиксированы, руки в упоре на предплечьях.
 

1:

Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить руки.
 

2:

Руки согнуть к плечам и прогнуться в позвоночнике (в грудном отделе).
 

3:

Вернуться в исходное положение – выдох 6 – 8 раз. Следить за дыханием.

9.

Исходное положение: Стоя на четвереньках, попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и возвращаться в исходное положение. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки выдох. Повторить 2 –3 раза каждой рукой.

10.

Исходное положение: Стоя, руки сцеплены за спиной, вывернуть локти назад и сильно потянуть руками.

11.

Исходное положение: Стоя, свободно опустить руки вдоль туловища. Приподнять плечи до уровня ушей, затем опустить как можно ниже.

Приложение 2

Примерный комплекс упражнений для динамической паузы

1.

Стойка на носках, руки на поясе, на голове книга (или мешочек с песком) – ходьба по одной линии, сохраняя прямое положение тела.

2.

То же в полуприсяде, ходьба выпадами, широким шагом, танцевальными шагами (вальсовый шаг вперед, в сторону, с поворотом).

3.

Стоя спиной к стене и касаясь ее выступающими частями тела, медленно присесть, не отходя от стены, так же медленно выпрямиться.

4.

Лежа на спине, ноги согнуты, выпрямить ноги вперед (по отношению к туловищу), согнуть, опустить (не отрывая плеч от пола и не поднимая головы).

Комплекс упражнений для корригирующей утренней гимнастики

1.

Стоя у спины, проверить правильность прямого положения тела. Сделать 3 шага вперед, руки на пояс. Соединить лопатки, подняться на носки (живот втянут), опуститься на всю ступню, расслабиться. Руки за голову (плечи развернуть), подняться на носки, принять исходное положение. Проверить правильность прямого положения тела, стоя у стены (живот втянут, подбородок приподнят, смотреть прямо перед собой).

2.

Стойка ноги врозь, гимнастическая палка на плечах, взяться руками за ее концы. Приподняться на носки, руки вверх (палка в горизонтальном положении), принять исходное положение. Полуприсед, руки вверх, принять исходное положение.

3.

Стойка ноги врозь, гимнастическая палка на плечах, поворот направо, руки вверх (смотреть на палку), принять исходное положение. То же – в другую сторону.

4.

Стойка ноги врозь, гимнастическая палка на плечах. Подняться на носки, руки вверх (палка горизонтально), наклон вправо, палку за голову, принять исходное положение.

5.

Сидя ноги врозь, руки вверх (палка горизонтально). Наклон вперед, прогибаясь в грудной части позвоночника, палку за спину, выпрямиться (палка на полу), упор лежа, сзади прогнувшись, принять исходное положение.

6.

Лежа на спине, руки вверх (палка в горизонтальном положении на полу по отношению к туловищу). Перекат вправо, в положение лежа на животе. Прогнуться (голова выше палки), расслабиться, принять исходное положение. То же – в другую сторону.

7.

Сидя ноги врозь, руки вверх (палка горизонтально). Сидя углом ноги врозь (коснуться носками палки, спина прямая). Принять исходное положение.

8.

Лежа на животе, руки согнуты на уровне груди. Выпрямить руки (тело прямое, лопатки свести, живот втянуть). Принять исходное положение.

Организационно-педагогические условия обучения физической культуре учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

Понимание значения обучения физической культуре в современной педагогике.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. А необходимость переработки и усвоения разнообразной информации вызывает напряжение зрительного аппарата.

Повышенные учебные нагрузки увеличивают степень вероятности возникновения у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что, в свою очередь, формирует предрасположенность к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушению обмена веществ и др.

В период обучения ребенка в школе происходит интенсивное развитие его организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Систематическая мышечная деятельность усиливает импульсы, несущие в кору и подкорковые образования головного мозга сигналы обо всех изменениях, протекающих в организме. Дальше сигналы адресуются в центры нервной системы, управляющие определенными функциями организма.

В противоположность этому, гипокинезия – ограничение мышечной активности – сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок. В условиях дефицита мышечной работы приспособление даже к малым нагрузкам сопровождается выраженным учащением пульса, отрицательной реакцией на ортостатическую пробу (переход горизонтального положения в вертикальное), повышается риск получения травм на занятиях в школе и в быту.

Мышечная работа способствует мобилизации всех жизненно важных свойств организма: выносливости, силы, гибкости, быстроты, воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных нагрузок.

Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии жизнерадостности, энергичности, собранности, уверенности в себе, доброты.

Движения, применяемые в любой форме, если они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.

Специальные медицинские группы в системе обучения физической культуре.

Согласно Положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения, все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы:

  • основная – учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при хороших показателях физического развития;
  • подготовительная – учащиеся с незначительными отклонениями, с недостаточным физическим развитием и физической подготовленностью;
  • специальная – учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.

С целью осуществления дифференцированного подхода специальные медицинские группы (СМГ) по тяжести и характеру заболеваний учащихся подразделяются на две подгруппы:

  • “А” – учащиеся с отклонениями в здоровье обратимого характера (ослабленные в связи с различными заболеваниями);
  • “Б” – учащиеся с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражение сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна).

Деление на подгруппы – фактор, определяющий режим занятий. При этом наиболее доступным критерием по отбору физических нагрузок служит пульсовой режим.

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
  • расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
  • повышение иммунитета;
  • освоение основных двигательных навыков и качеств;
  • воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
  • разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе.

Организация деятельности СМГ в гимназии № 40.

В связи с особой значимостью роли занятий физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, в нашей школе создаются условия для организации занятий СМГ не только для младших школьников, но и для учащихся среднего и старшего звена.

Согласно нормативным документам по организации деятельности СМГ, на основании медицинских справок и заявлений родителей из учащихся 5 – 11 классов, относящихся к СМГ, было сформировано четыре группы:

  • учащиеся 5 – 6 классов;
  • учащиеся 7 – 8 классов;
  • учащиеся 9 – 11 классов;
  • учащиеся 11 классов, отнесенные к группе “Б”.

Занятия организованы в две смены, с учетом смены, в которую обучаются школьники. Для учащихся, занимающихся во внеурочное время в кружках, расписание устанавливается не по параллелям, а в индивидуальном порядке. Для определенной части учащихся занятия СМГ по времени совпадает с уроком физической культуры в их классе. Это позволяет решить проблему занятости данной категории учащихся во время урока, от занятий на котором они освобождены. В старшей школе занятия для девушек и для юношей проводятся раздельно, так как задачи обучения девушек и юношей этого возраста особенно различны.

Типичные трудности в организации деятельности СМГ и пути их преодоления.

Систематическая работа специальных групп в гимназии № 40 осуществляется в течение девяти лет. В течение первых месяцев занятия СМГ проводить было сложно. Это было обусловлено тем, что у учащихся, привыкших долгое время считать себя “освобожденными” от занятий физической культуры, и их родителей сформировалось стойкое негативное отношение к любым физическим нагрузкам. С целью преодоления этого психологического барьера была осуществлена система специальных мер:

  • беседы с родителями;
  • приглашение родителей на занятия СМГ;
  • привлечение родителей к изготовлению несложного спортивного инвентаря (например, мешочков с песком для занятий по коррекции осанки);
  • привлечение родителей к проверке домашнего задания;
  • разработка совместно с родителями системы наблюдения за режимом питания, режимом закаливания детей.

Особые проблемы возникли при организации занятий СМГ в старшей школе. Главным препятствием явился сложившийся у детей стереотип работы на уроках физической культуры, который принципиально отличается от целей и задач, преследуемых специальными занятиями. Для этих учащихся оказалась необходимой особенно тщательная работа по формированию положительной мотивации на развитие двигательной активности, обучению навыкам самостоятельной разработки комплексов упражнений для поддержания их здоровья соответственно конкретному заболеванию.

Содержание занятий СМГ.

Содержание занятий специальной медицинской группы имеет ряд специфических черт.

Дополнительно введен раздел “Дыхательные упражнения”. Дыхательные упражнения используются в течение всего периода обучения с целью выработки у детей глубокого дыхания, усиления вдоха; в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища дыхательные упражнения способствуют улучшению координации движений. В начале занятий организуется обучение приемам развития различных типов дыхания: грудному, брюшному и смешанному (полному) дыханию.

Большая часть занятий проводится на открытом воздухе. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями органов дыхания. Чтобы не было переохлаждения, учитель строго следит за соответствием одежды учащихся температуре воздуха.

Расширен материал в группе упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота.

На занятиях не допускаются упражнения, связанные с натуживанием, продолжительным статическим напряжением, вызывающим длительную задержку дыхания. Ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения.

Работа СМГ не ограничивается только специальными занятиями. Для учащихся, отнесенных к СМГ, очень важны правильный выбор и строгое соблюдение режима учебного дня. Вопросы соблюдения правильного режима дня и участия в оздоровительных мероприятиях, также находятся в сфере внимания преподавателя СМГ.

Результативность обучения учащихся в СМГ.

За девять лет регулярной работы специальных групп удалось достичь следующих результатов:

  • повысился интерес учащихся к занятиям в СМГ, они стали посещать занятия регулярно, вести дневники самонаблюдений и самоконтроля, разрабатывать картотеку специальных упражнений и разучивать их с группами учащихся;
  • изменилось отношение учащихся к самим себе: комплекс ограниченности физических способностей почти стерся из их сознания, они считают себя нужными, востребованными;
  • старшеклассники, занимающиеся в СМГ, подключаются к судейству различных кроссов, эстафет и других соревнований, проводимых в школе;
  • часть учащихся, ранее отнесенных к группе “А”, перешли в подготовительную группу;
  • повысилась степень доверия родителей занятиям в СМГ;
  • сформирована основа архива комплексов упражнений для профилактики разных видов заболеваний.