Урок литературного чтения "С.А. Клычков "Весна в лесу"

Разделы: Начальная школа


Цель: обогатить духовный мир учащихся посредством разных видов искусств.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения выразительного чтения поэтических текстов;
  • обеспечение усвоения литературоведческих понятий: олицетворение, сравнение, эпитет.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к природе через поэзию, музыку, живопись.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, позитивного интереса.

Оборудование к уроку:

  • Аудиозапись: П.И.Чайковский “Времена года”.
  • Иллюстрации картин И.И.Левитана “Март”, А.М. Грицая “Подснежник”, И.С. Остроухова “Первая зелень”.
  • Стихотворения поэтов 20 века.
  • Для инсценировки: костюмы Зимы, Весны, Ручья.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступление (эмоциональный настрой).

1) Урок литературного чтения. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:

Шагает красавица
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку
И по снежку и по цветку.

Тема урока “Весна”.

На уроке мы будем учиться слышать, видеть и понимать красоту слова, звука, мазка, созданные не только поэтами, композиторами, художниками, но и самой природой.

2) Инсценировка учащимися стихотворения “Прощай, зима”.

  • Какое настроение передала вам эта сценка?
  • О наступлении какого времени года шла речь?

Весна бывает разная: с ярким солнцем и журчанием ручьев, со снегом и морозом, с пением птиц и появлением первых цветов. Тонко чувствуют, видят все изменения в природе люди с чутким сердцем.

Посмотрите на репродукции художников И. И.Левитана “Март”, А.М.Грицая “Подснежник”, И С.Остроухова “Первая зелень” и представьте себе, какую вы видите весну? (Описание весны детьми.)

3) Чтение текста К.Г Паустовского о весне.

“Весна... Сыреет, мякнет под ногами податливый снег. В тени- неприкосновенная зима, а на солнцепеке- капель, лужи и первые проталины. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни.

И на этой нарастающей светлыни дня слух все чаще улавливает разноголосые “птичьи разговоры”. Пока еще морозят ночи, снежат порой метельные дни. Но какие бы сюрпризы ни преподносил март, все звонче мартовская капель и все сильнее аромат сочно - смолистых набухающих почек.

В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника золотятся от яркого солнца осины. Издали на зеленом фоне хвои краснеют в сугробах какие-то кусты. Это сережками загустели ольхи”.

Прочитайте, как о весне пишет К.Г.Паустовский. (Чтение детьми по абзацам.)

Возьмите карандаш, прочитайте и подчеркните признаки весны.

3. Работа с новым материалом.

1) Знакомство с творчеством Сергея Антоновича Клычкова.

  • О каком времени года пойдет речь в стихотворении, которое мы будем изучать?

Сегодня мы будем изучать стихотворение Сергея Антоновича Клычкова “Весна в лесу”.

Познакомимся с его биографией. (Чтение детьми по абзацам.)

“Сергей Антонович Клычков (настоящая фамилия Лешенков) (1889-1937) поэт, прозаик, переводчик. Сын сапожника из деревни Дубровки Тверской губернии.

Свой творческий дар он унаследовал от “речистых” родителей и предков. Учился в сельской школе, в училище в Москве, на разных факультетах Московского университета. Благодаря поддержке композитора Чайковского совершил поездку в Италию, где познакомился с Максимом Горькими А.Луначарским.

В 1910 году выпускает первый сборник стихов. О поэзии Клычкова восторженно писали знаменитые поэты Гумилев, Брюсов, Волошин. Позже он познакомился с творчеством с творчески и душевно близкими ему писателями - Сергеем Есениным и Николаем Клюевым.”

  • Какая настоящая фамилия поэта?
  • Из какой семьи он был родом?
  • Какие стихи писал?

2) Чтение и анализ стихотворения.

а) Чтение учителем.

  • Какие картины изображает поэт?

б) Самостоятельное чтение.

Прочитайте стихотворение и отметьте карандашом слова, значение которых вам непонятно.

в) Словарная работа.

Утренник (прочитайте значение этого слова из словаря).

Рудый (прочитайте значение этого слова из словаря).

Лом.

Никнуть.

Клохтать (прочитайте значение этого слова из словаря).

Свирелка.

Хребет.

Дубрава.

  • Подберите синонимы к словам “рев, чудный”.
  • Подберите антонимы к словам “мягкий, никнуть”.

4. Физминутка.

А теперь под звуки весеннего ручейка немного отдохнем.

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

5. Закрепление нового материала.

1) Чтение стихотворения детьми. (Громко, выразительно, душевно.)

2) Работа по содержанию.

  • Найдите и прочитайте о том, что весна наступает и оживает.
  • Найдите, какими видит поэт птиц и зверей.
  • Найдите четверостишье, где поэт использует прием олицетворения.

3) Чтение детьми стихотворений других поэтов о весне.

Выставка книг.

(И.Никитин “Полно степь моя спать беспробудно...”, Ф.И.Тютчев “Весенние воды”, А.Н.Майков “Весна”, Е.А. Баратынский “Весна”.)

6. Творческая работа.

1) Сочинение стихов.

А сейчас, ребята, Вы можете создать свой шедевр о весне, посвятить ей стихотворение. (Используя слова на доске.)

Передайте в своем стихотворении то настроение, переживания, которые вы сейчас испытали

А поможет вам музыка Чайковского “Времена года. Апрель”.

2) Защита творческих работ. Чтение стихов.

7. Итог урока.

С творчеством какого поэта мы познакомились?

8. Домашнее задание.

Читать стихотворение. Найдите другие стихотворения Сергея Антоновича Клычкова, подготовьте их для чтения в классе.