Открытый урок по русскому языку на тему "Запись цитаты в предложениях с прямой речью". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • повторение структуры предложения с прямой речью;
  • формирование умения записывать цитаты как предложения с прямой речью;
  • развитие орфографической зоркости;
  • воспитание культуры учебной деятельности;
  • развитие учебно-познавательной компетенции-самоконтроля и самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент, актуализация знаний.

- Отгадайте загадки и расскажите об этих знаках препинания.

1) В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу. (Двоеточие)

2) Я - минус в математике,

Но знак другой в грамматике. (Тире)

- Что вам известно об этих знаках препинания?

- В каких предложениях они присутствуют?

Расскажите мне всё, что вы знаете о предложениях, которые содержат прямую речь.

Ответы детей.

  1. Прямая речь заключается в.... (кавычки)
  2. Первое слово прямой речи пишется с ... (заглавной буквы)
  3. После слов автора перед прямой речью ставится ... (двоеточие)
  4. Какие знаки препинания ставятся после прямой речи перед словами автора? ( ! , ? )
  5. А после любого из этих знаков ставится ... (-)
  6. Слова автора в этом случае пишутся с .... (маленькой буквы)

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте.

“Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь”. (Константин Паустовский)

- О чём это высказывание?

- Как вы понимаете смысл?

- А кто мне скажет, как называется такая запись предложения? (цитата)

Вспомните, где мы встречались с такими предложениями?

- Что вы можете сказать про слово цитата? (словарное)

Запишите это слово в тетрадь

(На доске вывешивается карточка со словом ЦИТАТА)

- Какую орфограмму мы должны запомнить в этом слове?

(После буквы “ц” пишем букву “и”)

- Давайте уточним по словарю значение этого слова.

(Один ученик читает вслух определение по учебнику страница 137.)

3. Постановка проблемы.

- Нам нужно записать это предложение, как предложение с прямой речью.

- Как это сделать? (Добавить слова автора)

Запишите полученное предложение. (У доски 2 ученика)

- Тема нашего урока:

“Запись цитаты в виде предложения с прямой речью”

4. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Упражнение 95, страница 80-81

- Прочитайте задание. Обратите внимание на слова, которые можно использовать вместо слов автора.

- Прочитайте образец.

- Прочитайте первую цитату. Как вы понимаете слова Льва Николаевича Толстого?

- Прочитайте вторую цитату. Как вы понимаете слова Александра Ивановича Куприна?

Запись предложений по схемам.

1 вариант “П”, - а. 2 вариант А: “П”.

Проверка работ с проговариванием.

5. Физкультминутка.

“Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья” - писал Артур Шопенгауэр.

“Потрудились – отдохнём”
Потрудились – отдохнём.
Встанем. Глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

6. Работа с предложением

Запись предложения под диктовку с проговариванием у доски.

Запись предложения

- Время проходит, но сказанное слово остаётся.

- Выполнить синтаксический разбор предложения.

- Но данное высказывание принадлежит Льву Николаевичу Толстому.

Попробуйте изменить это предложение так, чтобы получилось предложение с прямой речью.

7. Физкультминутка для глаз

8. Закрепление пройденного

Практическая работа.

Каждый ученик получает задание:

- Соедини стрелками цитату с фамилией автора, которому она принадлежит.

  • Лев Николаевич Толстой “Величайшие истины – самые простые”.
  • Антон Павлович Чехов “Краткость – сестра таланта”.
  • Александр Сергеевич Пушкин “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...”
  • Михаил Юрьевич Лермонтов “Язык и золото – вот наш кинжал и яд”.

- Почему надо знать цитаты? (Чтобы речь была ярче, богаче, красивее)

9. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Как должна оформляться цитата на письме?

10. Домашнее задание

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью из упражнения 95 на странице 81.

11. Самооценка

- Оцените свою работу на уроке и поставьте на полях своей тетради оценку.