Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательные: Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
- Развивающие: Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа , картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.
- Воспитательные: Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.
Материально-техническое обеспечение.
- Карта “Химическая промышленность”, учебник “География России.
- Население и хозяйство” 9 класс В. П. Дронов В. Я. Ром, Атлас для 9 класса “Дрофа”, презентация.
Ход урока
1. Оргмомент – 1 мин.
Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает о теме “Цветная металлургия”, изученной на предыдущем уроке.
2. Проверка домашнего задания. – 8 мин.
Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумывание вопроса даётся две минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При неправильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку имеет сосед по парте.
(Через две минуты начать опрос.)
Вопросы на карточках:
- Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии? (Липецк находится в районе добычи железной руды КМА).
- Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему? Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова (Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля.
- Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? (Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).
- Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла. (Доменный – сталеплавильный – прокатный).
- Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция? (В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).
- Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске? (Алюминиевое производство - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС)
- Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу? (На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)
- Почему в Москве работают два металлургических завода? (Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)
- Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же металлургической базе. (Это центры медной промышленности, примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к .это города Уральской металлургической базы.)
- Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства. (Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)
3. Изучение нового материала. - 24 минуты.
Объявляется тема урока. В тетради записываем тему урока “Химическая промышленность”.
Объяснение:
Химко-лесной комплекс состоит из двух отраслей: химической и лесной промышленности.(слайд 3,4)
Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.
По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.
Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.
По учебнику “География. Население и хозяйство” для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?
(Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.) (слайд 5)
Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение предприятий.
Используя 33 страницу учебника, перечислите их. (слайд 6)
- Создаёт новые материалы, которых нет в природе. По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов ( машиностроительных центрах и металлургических базах).
- У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья (Поволжье, Европейский Центр).
- Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.
В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. (слайд 7)
В химической промышленности и, при её взаимодействии с
другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.
Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.
4. Релакс (зарядка для глаз) – 1 минута (слайд 8)
Запишите в тетрадь:
Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.
- Используя рис. 9 “Состав химической промышленности России” на стр.35, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?
- Используя таблицу 6 “Факторы размещения важнейших производств химической промышленности”, стр. 36 определите факторы размещения этих отраслей. (слайд 9-10)
Составить таблицу
Отраслевой состав | Продукция | Факторы размещения |
Горно-химическая | Добыча солей, фосфоритов, апатитов. | У мест добычи сырья. |
Основная химия | Кислоты, щёлочи, соли, удобрения. | У сырья и потребителя. |
Химия органического синтеза | Органические кислоты и спирты. | У сырья |
Химия полимеров | Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы. | У сырья, воды, дешёвой энергии. |
Переработка полимеров | Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия. | У потребителя. |
Базы химической промышленности. (слайд 11)
В России существуют 4 базы химической промышленности:
1. Северо-Европейская
2. Центральная
3. Урало-Поволжская
4. Сибирская
5. Закрепление изученного материала – 7 мин (слайд 12- 13)
Разбейте города
А) Череповец,
Б) Кемерово,
В) Ангарск,
Г) Липецк,
Д) Соликамск,
Е) Брянск,
Ж) Дзержинск,
З) Тольятти,
И) Воскресенск,
К) Великий Новгород
- на группы в зависимости от их производства минеральных удобрений:
1. комплексные
2. азотные
3. калийные
4. фосфорные
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.
После 2-3 минут подготовки желающие приглашаются к доске (к карте) для выполнения задания.
1. а, з, и
2. б, в, г, ж, к
3. д
4. е, и
6. Итоги урока - 2 мин
Выставляются оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся.
7. Домашнее задание – 2 мин. (слайд 14)
Задание на дом дается дифференцированно:
- Для основной группы учеников - Составить таблицу “Крупнейшие химические компании России” (приложение 1), п.7
- Для учащихся с заниженными учебными возможностями – п.7 учебника В.П. Дронова, И.И.Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе “География России”, М., Дрофа, 2011 год
(слайд 15)