Развитие самостоятельной двигательной активности младших дошкольников в условиях группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровьесберегающие технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Говоря о здоровье, можно оценивать его, используя множество критериев. Это и рациональное питание, и закаливание и личная гигиена, и наличие положительных эмоций, и др. Одним из критериев оценки здоровья является оптимальный двигательный режим.

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно-психического переутомления детей. Известно, что недостаток двигательной активности – это удар по мышечной системе, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной системах. Также при гипокинезии происходит искривление осанки дошкольника.

Самостоятельная двигательная активность детей является прекрасным средством не только физического, но и общего развития ребенка.

Двигательная активность детей во время самостоятельной деятельности будет проявляться в полном объеме при наличии следующих условий: если обогатить физкультурно-игровую среду в группе, научить детей самостоятельно действовать с физкультурно-игровым оборудованием, сформировать интерес к самостоятельной двигательной активности в свободное время.

Учитывая вышесказанное, можно выделить следующие задачи:

  • Создать в группе разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию самостоятельной двигательной активности, а также всестороннее развитие детей.
  • Обогатить знания детей о подвижных играх и физических упражнениях.
  • Развивать умение самостоятельно действовать с различными предметами и пособиями (обручи, мячи, дуги и т. д.).
  • Развивать выразительность движений. Поощрять двигательное творчество детей.
  • Формировать интерес к подвижным играм и двигательной активности в целом.

В процессе работы следует придерживаться следующих принципов здоровьесберегающих технологий:

  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • всестороннего и гармонического развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие [1].

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, в развитии физических качеств.

Самостоятельная двигательная активность детей – критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание нужно обратить на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий.

При размещении данных пособий должны учитываться следующие требования [2]:

  • инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
  • должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
  • оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру групповой комнаты в наиболее безопасных местах;
  • весь размещенный инвентарь должен логически вписываться в интерьер групповой комнаты. 1-2 раза в неделю нужно менять его местами.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

  • организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
  • закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, на прогулке, после сна, в вечернее время;
  • владение педагогом опосредованными методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуализации. Необходимо:

  • наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
  • предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство;
  • привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;
  • снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется,  выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;
  • пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  • отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
  • иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  • периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному».

Т. о., тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение самостоятельной двигательной активности детей в дальнейшем позволит:

  • избежать гиподинамии,
  • обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр,
  • сформировать привычку к здоровому образу жизни,
  • создать оптимальные условия для обеспечения самостоятельной двигательной активности детей.

Литература

  1. Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей [Текст] / Е. Демидова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1.
  2. Бочарова, Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты [Текст] / Н.И. Бочарова // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1.